Апелляционное определение СК по гражданским делам Курского областного суда от 24 мая 2012 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Курского областного суда в составе:
председательствующего Журавлёва А.В.,
судей Мухаметзяновой Н.В., Леонтьевой И.В.,
при секретаре Поздняковой О.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Дорохова С.М., Дороховой Е.А., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Юматовой А.А,, Дороховой Д.С., к Управлению молодёжной, семейной и демографической политики "адрес", Администрации "адрес" "адрес", Администрации "адрес", Комитету строительства и архитектуры "адрес" "адрес" о признании права на первоочередное получение социальной выплаты, возложении обязанности по включению в список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в 2011 году, по включению семьи в сформированный Администрацией "адрес" список претендентов на получение социальной выплаты за счёт областного и местного бюджета, обязанности изготовить бланк свидетельства на получение социальной выплаты, обязанности передать средства в размере 20% расчётной стоимости жилья и выдать свидетельство на право получения социальной выплаты, поступившее по апелляционной жалобе Дорохова С.М. и Дороховой Е.А. на решение Ленинского районного суда г. Курска от 8 февраля 2012 года, которым постановлено об отказе в иске.
Заслушав доклад судьи Журавлёва А.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Дорохов С.М. и Дорохова Е.А., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Юматовой А.А. и Дороховой Д.С., обратились в суд с указанным иском к Управлению молодёжной, семейной и демографической политики "адрес", Администрации "адрес", Администрации "адрес", Комитету строительства и архитектуры "адрес", ссылаясь на то, что 12.03.2009 г. их семья в составе четырёх человек принята на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении. Постановлением Администрации "адрес" их семья была признана участником подпрограммы "Обеспечение жильём молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, изъявившей желание получить социальную выплату в 2010 году. В соответствии с письмом Управления молодёжной, семейной и демографической политики "адрес" от 29.02.2011 г. их семья была включена в список молодых семей "адрес" - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2011 году. При составлении списка молодых семей - участников подпрограммы на 2011 год, утверждённого распоряжением Администрации "адрес" от 28.02.2011 г., у их семьи имелось право на первоочередное получение социальной выплаты, так как им исполнялось в 2011 году 35 лет. Однако в указанный список их семья была включена под N 126, что, по их мнению, является грубым нарушением закона, так как изменение в областную целевую программу, исключающее право на первоочередное получение социальной выплаты, было внесено только 21.09.2011 г. и оно не имеет обратной силы.
Судом принято решение об отказе в иске.
В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения истцов и их представителя по доверенности В., поддержавших апелляционную жалобу, объяснения представителяУправления молодёжной, семейной и демографической политики "адрес" М. и Комитета строительства и архитектуры Ш. возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Согласно подпрограмме "Обеспечение жильём молодых семей", включённой в федеральную целевую программу "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утверждённой Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050, её целью является предоставление государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодым семьям, признанным в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий. Задачами подпрограммы являются: обеспечение предоставления молодым семьям - участникам подпрограммы социальных выплат на приобретение жилья экономкласса или строительство индивидуального жилого дома; создание условий для привлечения молодыми семьями собственных средств, дополнительных финансовых средств кредитных и других организаций, предоставляющих кредиты и займы, в том числе ипотечных жилищных кредитов, для приобретения жилого помещения или строительства индивидуального жилого дома.
В соответствии с п. 5 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильём молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 г.г., утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2006 г. N 285, участницей подпрограммы может быть молодая семья, соответствующая следующим условиям: возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий; наличие у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчётной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Согласно пунктов 22, 23 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, приведённых в приложении N 3 к подпрограмме "Обеспечение жильём молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, и с учётом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, а при наличии средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, с учётом указанных средств формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году (далее - сводный список), по форме, утверждаемой Министерством регионального развития Российской Федерации.
Сводный список представляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации государственному заказчику подпрограммы в сроки, установленные государственным заказчиком подпрограммы.
После определения государственным заказчиком подпрограммы размера субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на планируемый (текущий) год, и доведения этих сведений до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сводного списка и с учётом объёма субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий подпрограммы, а при наличии средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, с учётом указанных средств утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.
Главой V подпрограммы "Государственная поддержка молодых семей в улучшении жилищных условий на территории Курской области" на 2011 - 2015 годы, утверждённой постановлением Администрации Курской области от 18.02.2011 г. N 65-па, предусмотрено, что при реализации мероприятий подпрограммы орган местного самоуправления ведёт очередь молодых семей, претендующих на участие в подпрограмме, и формирует и утверждает список молодых семей на участие в подпрограмме.
Из материалов дела следует, что Постановлением Администрации г. Курска N 682-ра от 12.03.2009 г. семья Дороховых составом 4 человека была принята на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Приказом Управления молодёжной, семейной и демографической политики г. Курска от 20.04.2009 г.N 01/04/144 семья Дороховых была признана участником подпрограммы "Обеспечение жильём молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы", изъявившей желание получить социальную выплату в 2010 году.
Письмом Управления молодёжной, семейной и демографической политики "адрес" от 21.04.2009 г. N 401/04.5 семья Дороховых была уведомлена о включении в список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2010 году, в соответствии с датой принятия на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях - 12.03.2009 г.
Распоряжением Администрации "адрес" от 28.08.2009 г. N 1898-ра был утверждён список молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильём молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы", изъявивших желание получить социальную выплату в 2010 году, по муниципальному образованию " "адрес"", в количестве 357 семей. Семья Дороховых включена в указанный список под N 275.
Распоряжением Администрации Курской области от 23.06.2010 г. N 256-ра был утверждён список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в 2010 году за счёт средств федерального, областного и местного бюджетов в рамках реализации на территории "адрес" подпрограммы "Обеспечение жильём молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, в который были включены 62 молодые семьи, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий в период с 22.08.2000 г. по 31.01.2008 г. С учётом даты постановки на учёт в качестве нуждающихся в жилье семья Дороховых не могла войти в список получателей социальной выплаты в 2010 году.
Распоряжением Администрации Курской области от 23.06.2010 г. N 255-ра в рамках реализации на территории "адрес" подпрограммы "Государственная поддержка молодых семей в улучшении жилищных условий на территорий Курской области" областной целевой программы "Жилище" на 2009-2010 годы" был утверждён список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в 2010 году за счёт средств областного и местного бюджетов, в который были включены семьи, у которых возраст супругов (одного из супругов) достигал 35 лет в текущем году, и многодетные семьи. В указанный список было включено 30 молодых семей, проживающих в "адрес". Права на включение в этот список семья Дороховых не имела, поскольку супругам Дороховым исполнялось 35 лет в августе 2011 года.
В связи с истечением в 2010 году срока действия подпрограммы "Обеспечение жильём молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы", в период с 27.08.2009 г. по 14.02.2011 г. заявления от молодых семей на участие в подпрограмме не принимались.
Письмом Управления молодёжной, семейной и демографической политики "адрес" от 14.02.2011 г. N 101-04.5/01.25 Дорохов С.М. был уведомлён о начале действия подпрограммы "Обеспечение жильём молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы", решении государственного заказчика подпрограммы на территории "адрес" о проведении конкурсного отбора муниципальных образований для участия в реализации подпрограммы, формировании списка участников подпрограммы на 2011 год и необходимости представления заявления, документов для включения в список молодых семей в 2011 году.
18.02.2011 г. от семьи Дороховых поступило заявление на участие в подпрограмме "Обеспечение жильём молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы.
Письмом Управления молодёжной, семейной и демографической политики "адрес" от 28.02.2011 г. N 273/04.5.01-25 семья Дороховых была уведомлена о признании их семьи изъявившей желание получить социальную выплату в 2011 году и включении в список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2011 году, в соответствии с датой принятия на учёт в качестве нуждающихся в жилье - 12.03.2009 г.
Распоряжением Администрации "адрес" от 28.02.2011 г. N 57-ра был утверждён список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2011 году по муниципальному образованию " "адрес"", в количестве 220 семей. Семья Дороховых включена в указанный список под N 126.
Отказывая в удовлетворении иска, суд исходил из того, что семья Дороховых не могла быть включена в список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в 2011 году, поскольку на софинансирование расходов по предоставлению социальных выплат молодым семьям в 2011 году в бюджет "адрес" были переданы средства, достаточные для обеспечения 56 семей. Норма права, предусматривающая предоставление в первоочередном порядке социальной выплаты гражданам, возраст которых в текущем году достигает 35 лет, была исключена из подпрограммы "адрес" постановлением Администрации "адрес" от 21.09.2011 г. N 461-па.
Указанные выводы суда следует признать обоснованными.
Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Из материалов дела видно, что норма, предусматривающая предоставление в первоочередном порядке социальной выплаты молодым семьям - участникам подпрограммы, возраст которых достигнет в текущем году 35 лет, а также многодетным семьям, была исключена из подпрограммы "Государственная поддержка молодых семей в улучшении жилищных условий на территории Курской области" на 2011-2015 годы постановлением Администрации "адрес" от 21.09.2011 г. N 461-па.
Доводы кассационной жалобы выводы суда не опровергают.
Действующей подпрограммой "Обеспечение жильём молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011- 2015 годы и Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (приложение N 3 к подпрограмме) не предусмотрено предоставление социальной выплаты в первоочередном порядке каким-либо категориям граждан.
Учитывая, что указанные социальные выплаты производятся за счёт федерального бюджета, а также софинансируются из областного и местного бюджетов, нормативные акты субъекта федерации должны соответствовать федеральному законодательству. Постановлением Администрации Курской области от 21.09.2011 г. N 461-па областная подпрограмма "Государственная поддержка молодых семей в улучшении жилищных условий на территории Курской области" на 2011 - 2015 годы, утверждённая постановлением Администрации Курской области от 18.02.2011 г. N 65-па, приведена в соответствие с федеральной подпрограммой.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Курска от 8 февраля 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.