судебная коллегия по гражданским делам
Орловского областного суда в составе
председательствующего Углановой М.А.
судей Орловой Е.А., Зубовой Т.Н.
при секретаре Наумовой Н. М.
в открытом судебном заседании в помещении Орловского областного суда слушала гражданское дело по апелляционной жалобе Сидякина В.К. на решение Заводского районного суда г. Орла от 13 января 2012г., которым постановлено:
"В удовлетворении иска Сидякину Виктору Константиновичу к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области отказать в полном объеме".
Заслушав дело по докладу судьи областного суда Орловой Е.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Сидякин В.К. обратился в суд с иском к ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с работой в зоне с льготным социально-экономическим статусом.
В обоснование иска указывалось, что 28.10.2011г. он обратился в ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии в связи с работой в зоне с льготным социально-экономическим статусом, однако ответчиком в назначении указанной пенсии ему было отказано в связи с отсутствием документов, подтверждающих факт его работы с 26.04.1986г. по 01.06.1994г. в указанной зоне.
Считал отказ пенсионного органа незаконным, так как в период времени с 1983г. по 1994г. он работал в СПМК-5 "О" в должности "...". Характер его работы был разъездной, в указанный период им осуществлялась работа в течение полного рабочего дня в ФГУП " ОБ", расположенном на территории (наименование) сельского поселения Орловского района Орловской области. Указанный населенный пункт относился к зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Поскольку его фактическим местом работы с 26.04.1986г. по 01.06.1994г. была " ОБ", расположенная в Чернобыльской зоне, полагал, что за ним должно быть признано право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с учетом снижения пенсионного возраста на три года.
Просил суд признать за ним право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с момента его первоначального обращения к ответчику с заявлением.
Представитель ответчика ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области по доверенности Ковалева Н.Н. исковые требования Сидякина В.К. не признала.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Сидякин В.К. просит решение суда отменить как незаконное, поскольку суд необоснованно не принял во внимание представленные им доказательства, подтверждающие факт его работы в зоне с льготным социально-экономическим статусом, а именно: справки (наименование) сельского поселения Орловского района от 12.10.2011г., ФГУП " ОБ", справку Генерального директора ОАО " О" от 17.10.2011г., архивную справку от 07.11.2011г. о том, что в период с 1986г. по 1989г. он имел разъездной характер работы.
Полагает, что суд необоснованно отнесся критически к показаниям свидетелей, сославшись на то, что их показаниями не может подтверждаться характер выполняемой им работы, так как они подтверждали факт его работы в вышеуказанной зоне.
Считает, что суд неправильно свой вывод обосновал отсутствием в ОАО " О" и архиве документов, подтверждающих разъездной характер его работы, так как его вины в этом не имеется.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав Сидякина В. К., поддержавшего жалобу, представителя ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области по доверенности Пальчикову И. В., возражавшую против удовлетворения жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с нормами действующего законодательства.
Согласно ст. 34 Закона РФ от 15.05.91г. N 1244-1 (с последующими изменениями и дополнениями) "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 настоящего Закона (граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом), пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
В примечании к ст. 35 Закона РФ от 15.05.91 года указано, что первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32-35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
Согласно п.8 ч.1 ст.13 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально- экономическим статусом.
Обращаясь в суд с вышеуказанными требованиями к ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе, Сидякин В.К. ссылался на то, что он, в период с 1983г. по 1994г. работая в СПМК-5 "О", находящемся в населённый пункт, имел разъездной характер работы и фактически выполнял работу в зоне с льготным социально-экономическим статусом, что даёт ему право на снижение пенсионного возраста на 3 года.
Суд проверил изложенные доводы истца о досрочном назначении ему пенсии по старости со снижением общеустановленного возраста на три года и правильно пришёл к выводу об их необоснованности
Как установлено материалами гражданского дела, 28.10.2011г. ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области Сидякину В.К. было отказано в праве на снижение общеустановленного пенсионного возраста в связи с работой в зоне с льготным социально-экономическим статусом из-за отсутствия документов, подтверждающих факт его работы на загрязненной территории (л.д. 19-20).
Судом установлено, что Сидякин В.К. 05.05.1980г. был принят в СПМК-1296 "О" (наименование профессии). 29.01.1982г. переведен (наименование профессии). 03.01.1983г. переведен (наименование профессии). 25.03.1983г. переведен (наименование профессии). 11.05.1983г. СПМК -1296 переименована в СМПК-5 объединения " О". 20.09.1988г. Сидякину В.К. присвоен "..." разряд (наименование профессии). 01.06.1994г. он уволен переводом в (наименования) филиал СПМК-4 АО " О".
Данные обстоятельства подтверждаются копией трудовой книжки Сидякина В.К., историческими справками Департамента сельского хозяйства Орловской области N-с от "дата", N-с от "дата", N-с от "дата" Юридическим адресом организации СПМК-5 объединения " О" является: "адрес" (л.д. 8-16, 40).
В силу ч.3 ст.7 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" границы зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы и перечень населенных пунктов, находящихся на их территориях, устанавливается в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов Правительством РФ не реже чем один раз в 5 лет.
При определении права на пенсию со снижением пенсионного возраста в соответствии со ст. 10 ФЗ от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" и ст. 34 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" применяется Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
В Перечне населенных пунктов, относящихся к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденных Правительством РСФСР от 28.12.1991г. N 237-Р, действовавшем до 01.02.1998г., указан населенный пункт - (населённый пункт), как зона проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Из справки N от "дата", выданной администрацией (наименование) сельского поселения, следует, что ФГУП " О" находится на территории (населённый пункт). С 26.04.1986г. по 01.02.1998г. данная территория относилась к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (л.д. 21).
В силу ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Из представленной Сидякиным В.К. справки N от "дата", выданной ФГУП " ОБ" следует, что в данном учреждении в период времени с 1985г. по 1996г. СПМК-5 объединения " О" выполнялись строительно-монтажные работы по реконструкции (л.д. 22).
Данные обстоятельства подтвердил в своей справке Nк от "дата" генеральный директор ОАО " О" С.Г.А. (л.д. 23).
Между тем, из сообщения ФГУП " ОБ" N от "дата", представленного по запросу суда, видно, что документы, подтверждающие выполнение строительно-монтажных работ СПМК-5 по реконструкции "ОБ" с 1985г. по 1996г. не сохранились и ранее выданная справка N от "дата" была отозвана из пенсионного фонда из-за отсутствия подтверждающих документов (л.д. 39).
Из письма генерального директора ОАО " О" С.Г.А. N-к от "дата" также следует, что подтвердить занятость Сидякина В.К. на строительно-монтажных работах СПМК-5 по реконструкции ФГУП " ОБ" не представляется возможным ввиду отсутствия документов (л.д. 73-75).
Согласно данным Архива Департамента сельского хозяйства Орловской области, документов, подтверждающих разъездной характер работы Сидякина В.К., представить не имеется возможности в связи с тем, что указанные документы по личному составу, приказы по деятельности СПМК-4 АО " О" (ранее поименованный СПМК-5 объединения " О") на хранение в архив не поступали (л.д.17,18, 38).
Как видно из архивной справки N-с от "дата" по сведениям лицевых счетов Сидякина В.К. он имел разъездной характер работы в период времени с 1986 по 1989 г. (л.д. 24-25).
СПМК-5, являющаяся внутренней субподрядной организацией объединения " О", действительно выполняла строительные работы на пяти участках, включая "адрес".
Однако указание на точное месторасположение строительных объектов, где выполнялись в указанный период СПМК- 5 работы, в данных архивных документах отсутствует (л.д. 67-68, 71-72).
Документы, подтверждающие выполнение СПМК-5 объединения " О" реконструкции Орловской биофабрики в период времени 1985-1996гг., в архивном фонде Управления культуры и архивного дела администрации "адрес" и БУ "Государственный архив Орловской области" также отсутствуют (л.д. 62, 64).
Кроме того, отсутствуют данные профилактических осмотров проведения прививок на ФГУП " ОБ" в связи с тем, что срок хранения документов по учету профилактических прививок составляет 1 год (л.д. 107).
При таких обстоятельствах, суд в соответствии со ст. 67 ГПК РФ дал правильную критическую оценку справке N от "дата" главы администрации (наименование) сельского поселения Орловского района Г.Н.В. и его показаниям в качестве свидетеля, как необоснованным, не подтверждённым документально, выданным без всяких оснований (л.д. 85, 100-102).
Суд также обоснованно в силу положений п.3 ст. 13 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-Ф3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 213-Ф3) при вынесении решения не принял во внимание показания свидетелей Х.Н.В., С.В.И. и М.В.И.., поскольку подтверждение характера работы, под которым понимаются особенности условий осуществления трудовой функции, показаниями только свидетелей действующим законодательством не предусмотрено из-за ограничения допустимости средств доказывания данного обстоятельства.
Ввиду изложенного несостоятельным является довод жалобы истца о необоснованности критической оценки показаний свидетелей Х.Н.В., С.В.И. и М.В.И. подтверждавших факт его работы в вышеуказанной зоне, а не ее характер.
Таким образом, Сидякиным В.К. при разрешении возникшего спора суду не представлено доказательств того, что его работа в оспариваемый период была связана с постоянным фактическим нахождением ввиду исполнения трудовых обязанностей в зоне с льготным социально-экономическим статусом, и в конкретном населенном пункте, в связи с чем, положения ст.34 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в отношении него не могут быть применены.
Довод жалобы Сидякина В. К. в той части, что суд необоснованно не принял во внимание архивную справку от "дата" о том, что в период с 1986г. по 1989г. он имел разъездной характер работы, не может служить основанием для отмены решения суда, поскольку сам по себе разъездной характер работы истца не является безусловным основанием для назначения ему пенсии со снижением возраста, так как не свидетельствует о постоянной работе последнего в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Другие доводы апелляционной жалобы истца аналогичны тем, которые заявлялись им при рассмотрении дела. Мотивы их необоснованности подробно изложены в решении суда и настоящем определении судебной коллегии.
Поскольку у истца на момент обращения к ответчику с заявлением о назначении трудовой пенсии досрочно, право на нее не возникло, судом правильно отказано в удовлетворении его исковых требований.
Апелляционная жалоба не содержит доказательств, опровергающих выводы суда, в силу чего отсутствуют основания для ее удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Заводского районного суда г. Орла от 13 января 2012г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу Сидякина В.К. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.