Судебная коллегия по гражданским делам
Орловского областного суда в составе:
председательствующего Углановой М.А.,
судей Герасимовой Л.Н., Хомяковой М.Е.,
при секретаре Постникове Н.С.,
в открытом судебном заседании в г.Орле слушала гражданское дело по кассационной ГУ Управление Пенсионного Фонда в г. Орле и Орловском районе Орловской области на решение Заводского районного суда г. Орла от 20.12.2011 года, которым постановлено:
"Исковые требования Осокиной Н.И. к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г.Орле и Орловском районе Орловской области о включении в периода работы в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности, назначении пенсии, удовлетворить.
Включить период работы Осокиной Н.И. с "дата" 1984 года по "дата" 1988 года в должности старшей медицинской сестры детского сада N ПО " Я" в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в соответствии с п/п. 20 п.1 ст.27 ФЗ от 17.12.2001 г. N 173 -ФЗ " О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г.Орле и Орловском районе Орловской области назначить и производить Осокиной Н.И. выплату пенсии с "дата" 2011 года.
Заслушав дело по докладу судьи областного суда Хомяковой М.Е., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Осокина Н.И. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области о включении периода работы в должности медицинской сестры детского сада N ПО " Я" с "дата"1984 года по "дата"1988 года в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности.
В обоснование требований, с учетом имевшего место уточнения иска, указала, что с "дата"1984 года по "дата"1988 года она работала в должности старшей медицинской сестры детского сада N ПО " Я". "дата" 2011 года она обратилась в ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе с заявлением о назначении ей досрочной пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью. ГУ УПФ РФ в г.Орле и Орловском районе Орловской области ей было отказано по той причине, что период работы старшей медицинской сестрой в детском саду не подлежит включению в стаж, так как указанное учреждение не предусмотрено Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года N 781.
Считает отказ необоснованным, так как в спорный период она, работая с детьми, осуществляла лечебную деятельность, а действующее на тот период законодательство, а именно, Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 года N 1397 предусматривало включение в стаж, дающий право на льготную пенсию, работу в должности медицинской сестры детского сада.
По указанным основаниям просила обязать Управление Пенсионного фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области включить период работы в должности медицинской сестры детского сада N ПО " Я" с "дата"1984 года по "дата"1988 года в стаж
, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности, а также назначить и выплачивать пенсию с "дата" 2011 года
Судом постановлено указанное решение.
В кассационной жалобе ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области просит об отмене решения суда, как постановленного с нарушением норм материального права, ссылаясь на то, что Осокина Н.И. права на назначение досрочной пенсии не имеет в связи с отсутствием стажа на соответствующих видах работ, период работы в должности старшей медицинской сестры детского сада не подлежит включению в стаж на льготных условиях, так как указанное учреждение не предусмотрено разделом "наименование учреждений" Списков должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж, дающий право на досрочное получение пенсии по старости.
Считает, что отсутствуют правовые основания для назначения истице пенсии с "дата", так как отказ пенсионного фонда в назначении и выплате пенсии истице судом не был признан незаконным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителя ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в г.Орле и Орловском районе Пальчиковой И.В., поддержавшей доводы жалобы, возражения истицы Осокиной Н.И., судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного в соответствии с нормами материального и процессуального права судебного решения.
В соответствии с п.1 ст.11 ГК РФ защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленных процессуальным законодательством, суд.
Согласно ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушенного права, признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.
В силу ч.1 ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае потери кормильца, болезни, инвалидности, для воспитания детей и в иных случаях, предусмотренных законом.
Согласно ст.66 ТК РФ трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Осокина Н.И., имея среднее специальное образование с квалификацией медицинской сестры, "дата" 1984 года была зачислена старшей медсестрой детского сада ПО " Я", где работала в данной должности по август 1988 года.
Данное обстоятельство подтверждается трудовой книжкой (л.д.5-9), справкой N N от "дата" БУ " Государственный архив Орловской области" о начислении заработной платы работникам детского сада N ПО " Я" (л.д.12), штатными расписаниями по детскому саду N за 1985-1988 года (л.д.45-43), показаниями свидетелей М.Е.А., Л.Л.А. (л.д.35)
С "дата"1994 года по настоящее время Осокина Н.И. работает в должности палатной медицинской сестры БУЗ " Больница (л.д. 5-9 ).
Судом установлено и ответчиком оспорено не было, что "дата" Осокина Н.И. обратилась в ГУ УПР РФ в г.Орле и Орловском районе Орловской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением ею лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Решением Пенсионного органа от "дата" 2011 года Осокиной Н.И. было отказано ввиду отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ, необходимого для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п,п. 20 пункта 1 ст. 27 ФЗ от 17.12.2001 года N 173-ФЗ " О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Специальный стаж Осокиной Н.И. исчислен в размере 27 лет 06 месяцев 04 дней.
При этом в специальный стаж не был включен период работы Осокиной Н.И. в должности старшей медицинской сестры детского сада N ПО " Я" с "дата"1984 года по "дата"1988 года, так как учреждение "детский сад" не предусмотрено разделом " наименование" учреждений" Списка N 781, а также ранее действующим законодательством (л.д.10).
Согласно ст. 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В силу подпункта 20 пункта 1 статьи 27 названного Федерального закона (в редакции на момент возникновения спорных правоотношений) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В соответствии с пунктом 2 статьи 27 этого же Закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, Правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 ФЗ "О трудовых пенсиях" в Российской Федерации, а также Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости вышеуказанным лицам.
Согласно Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с п.п.20 п.1 ст.28 ФЗ " О трудовых пенсиях в РФ" действующим с 01.01.2002 года к таким должностям относятся средний медицинский персонал в том числе медицинские сестры. В разделе "наименование учреждений" детские сады не указаны.
Действующим ранее Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 " Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения и Правилами исчисления сроков для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", а Постановлением Совета Министров Российской Федерации от 6 сентября 1991 года N 464 " Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа за выслугу лет" не предусмотрено право на установление пенсии на льготных условиях лицам, работающим медицинскими сестрами либо старшими медицинскими сестрами в детских садах, детских яслях и детских комбинатах.
Медицинские сестры, старшие медицинские сестры таких учреждений как детские сады, детские ясли, детские комбинаты в Списках, утвержденных указанными нормативными правовыми актами, не предусмотрены. В номенклатуру учреждений здравоохранения детские ясли, детские сады и детские комбинаты не включены.
Вместе с тем, в спорный период работы истицы Осокиной Н.И. действовало Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 года N 1397, которым было утверждено Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения и Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, указанные нормативные акты предусматривали включение в стаж, предоставляющий право на назначение льготной пенсии по старости, периодов работы в должности медицинской сестры (старшей медицинской сестры) в детских садах. Данный Перечень относил детские сады в список лечебно-профилактических учреждений, учреждений охраны материнства и детства, санитарно-профилактических учреждений.
Таким образом, суд, правильно определив юридически значимые обстоятельства для дела и дав им надлежащую оценку на основе анализа вышеприведенных норм права, пришел к обоснованному выводу о необходимости включения Осокиной Н.И. в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", спорного периода ее работы в должности старшей медицинской сестры в детском саду 56 ПО " Янтарь".
Доводы кассатора, изложенные в кассационной жалобе, являются несостоятельными, поскольку при исчислении стажа работы, дающего право на пенсию ранее достижения возраста, установленного ст.7 ФЗ " О трудовых пенсиях в Российской Федерации" вопрос о включении того или иного периода работы в указанный стаж должен разрешаться на основании законодательства, действовавшего на время выполнения указанной работы. Положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 ( части 1), ст.18,19,55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Необоснованным является довод кассационной жалобы о том, что у суда не было правовых оснований для назначения Осокиной Н.И. пенсии с момента обращения в пенсионный орган "дата"2011 года, поскольку трудовая пенсия в силу действующего пенсионного законодательства назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее, чем со дня возникновения права на пенсию, тогда как у истицы на момент обращения в пенсионный фонд за назначением пенсии право на пенсию уже возникло.
Руководствуясь ст.ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Заводского районного суда г.Орла от 20 декабря 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу ГУ Управления Пенсионного фонда в г.Орле и Орловском районе Орловской области -без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.