судебная коллегия по гражданским делам
Орловского областного суда в составе
председательствующего Старцевой С. А.
судей Орловой Е. А., Хомяковой М. Е.
с участием прокуроров Онищенко С.А., Климкиной Н. В.
при секретаре Шалаевой И. В.
в открытом судебном заседании в помещении Орловского областного суда слушала гражданское дело по апелляционной жалобе Савкиной Ю. В., апелляционному представлению прокурора Шаблыкинского района Орловской области на решение Шаблыкинского районного суда Орловской области от 24.01.2012г., которым постановлено:
"В удовлетворении искового заявления прокурора Шаблыкинского района Орловской области в защиту интересов Савкиной Юланы Васильевны к администрации Шаблыкинского района Орловской области о признании за Савкиной Ю.В. права на получение пенсии за выслугу лет за период с января по декабрь 2010 года без учёта сумм валоризации отказать полностью.
В удовлетворении заявленных Савкиной Юланой Васильевной исковых требований отказать полностью".
Заслушав дело по докладу судьи областного суда Орловой Е.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Шаблыкинского района Орловской области в интересах Савкиной Ю. В. обратился в Шаблыкинский районный суд Орловской области с иском к администрации Шаблыкинского района Орловской области о признании за Савкиной Ю.В. права на получение пенсии за выслугу лет за период с января по декабрь 2010г. без учёта сумм валоризации.
В обоснование требований указывается, что действующим законодательством предусмотрено право муниципального служащего на пенсионное обеспечение. Определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с законом соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы.
В соответствии с ч.ч. 3-5 ст. 53 Закона Орловской области от 8.02.2005г. N 487-03 "О государственной гражданской службе Орловской области" государственным гражданским служащим назначается пенсия за выслугу лет при наличии стажа государственной гражданской службы не менее 15 лет в размере 45 процентов среднемесячного заработка государственного гражданского служащего Орловской области за вычетом страховой части трудовой пенсии по старости либо за вычетом трудовой пенсии по инвалидности, установленных в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". За каждый полный год стажа государственной гражданской службы сверх 15 лет пенсия за выслугу лет увеличивается на 3 процента среднемесячного заработка. При этом общая сумма пенсии за выслугу лет и страховой части трудовой пенсии по старости либо общая сумма пенсии за выслугу лет и трудовой пенсии по инвалидности не может превышать 75 процентов среднемесячного заработка государственного гражданского служащего Орловской области.
Размер пенсии за выслугу лет исчисляется из среднемесячного заработка за последние 12 полных месяцев гражданской службы, предшествующих дню ее прекращения. Размер среднемесячного заработка, исходя из которого исчисляется указанная пенсия, не может превышать установленного оклада месячного денежного содержания с ежемесячными дополнительными выплатами по замещавшейся должности гражданской службы Орловской области.
При определении размера пенсии за выслугу лет в порядке, установленном ч. 4 ст. 53 указанного закона, не учитываются суммы фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости (фиксированного базового размера трудовой пенсии по инвалидности), приходящиеся на нетрудоспособных членов семьи и на увеличение указанного фиксированного базового размера в связи с достижением возраста 80 лет или наличием инвалидности 1 группы; размер доли страховой части трудовой пенсии по старости, исчисленной в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" исходя из расчетного капитала, сформированного за счет общей суммы страховых взносов, поступивших за застрахованное лицо в Пенсионный фонд Российской Федерации после назначения пенсии за выслугу лет за период не менее 12 полных месяцев и (или) иной деятельности, включая суммы ее увеличения в связи с индексацией (дополнительным увеличением) и перерасчетом (корректировкой) в соответствии с пунктом 6 статьи 17 и статьей 17.1 указанного Федерального закона; а также суммы, полагающиеся в связи с валоризацией пенсионных прав в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Действующее Положение "О муниципальной службе в Шаблыкинском районе", утв. решением Шаблыкинского районного Совета народных депутатов N 69-рс от 22.02.2008г., предусматривает аналогичный порядок назначения пенсии за выслугу лет, однако не содержит норм, указывающих на то, что при определении размера пенсии за выслугу лет не учитываются суммы, полагающиеся в связи с валоризацией пенсионных прав в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Ввиду изложенного при исчислении размера пенсии муниципального служащего в 2010г. Савкиной Ю. В. неправомерно учитывались суммы валоризации, входящие в состав страховой части трудовой пенсии по старости, и сумма недоплаченной пенсии за выслугу лет в 2010г. составила "...".: за январь - март по "...". ежемесячно; за апрель - декабрь по "...". ежемесячно.
Просил признать за Савкиной Ю.В. право на получение пенсии за выслугу лет за период с января по декабрь 2010г. в сумме "...". и взыскать с администрации Шаблыкинского района Орловской области в пользу Савкиной Ю.В. указанную сумму пенсии.
В ходе судебного разбирательства прокурор района Корнев И.Н., уточняя требования, просил признать за Савкиной Ю.В. право на недополученную часть пенсии за выслугу лет за период с января по декабрь 2010г. в сумме "...". и взыскать с ответчика в ее пользу недополученную пенсию за выслугу лет за период с января по декабрь 2010г. в указанной сумме.
Савкина Ю.В., поддерживая требования прокурора, дополнила их собственными требованиями о признании недействующим п.2 Решения Шаблыкинского районного Совета народных депутатов от 01.11.2010 N 194 "Об изменениях в Положение "О муниципальной службе в Шаблыкинском районе" в той части, в которой данный нормативный правовой акт не распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2010г.
Кроме суммы, заявленной к взысканию прокурором, просила взыскать в её пользу с ответчика невыплаченную часть пенсии за выслугу лет за период с января по декабрь 2010г. в размере "..."., за октябрь, ноябрь 2011г. в размере "...". и обязать администрацию Шаблыкинского района Орловской области выплачивать ей пенсию за выслугу лет в соответствии с законом.
В обоснование заявленных требований Савкина Ю. В. указывала, что решение Шаблыкинского районного Совета народных депутатов от 1.11.2010г. N 194 "Об изменениях в Положение "О муниципальной службе в Шаблыкинском районе" противоречит федеральному законодательству и ч. 5 ст. 53 Закона Орловской области от 08.02.2005 N 487-03 "О государственной гражданской службе Орловской области" (ред. от 04.08.2010 N 1070-03), предусматривающему, что при определении размера пенсии за выслугу лет не учитываются суммы валоризации и суммы фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии.
Указанные положения закона распространяются на правоотношения, возникшие с 1.01.2010г., тогда как решение Шаблыкинского районного Совета народных депутатов от 1.11.2010г. N 194 указывает на вступление в силу данных норм только с 1.01.2011г.
Поскольку на основании оспариваемого ею решения применительно к ней ответчик не учитывал указанные суммы только с "дата", считает, что недоплата пенсии образовалась не только за счет необоснованного включения в расчет сумм валоризации, но и сумм фиксированного базового размера страховой части пенсии, общий размер которых составил "...". ( "...". за январь-март 2010г. ( "...". Х3) и "...". за апрель-декабрь 2010г. ( "...".х9)).
За период с октября 2011г. по декабрь 2011г. ей недоплатили пенсию за выслугу лет в размере "...". в результате необоснованного применения при расчёте коэффициента 2,8 к должностному окладу.
В судебном заседании прокурор Шаблыкинского района поддерживал исковые требования только в части, заявленной им, не возражая против удовлетворения требования Савкиной Ю.В. об обязании ответчика выплачивать ей пенсию за выслугу лет в соответствии с законом.
Требование Савкиной Ю.В. о признании недействующим пункта 2 Решения Шаблыкинского районного Совета народных депутатов от 01.11.2010 N 194 "Об изменениях в Положение "О муниципальной службе в Шаблыкинском районе" полагал не подлежащим удовлетворению, так как данное решение не имеет законной силы, поскольку не было опубликовано в установленном порядке, а ее требование о взыскании суммы фиксированного базового размера страховой части пенсии за 2010г. и недоплаты пенсии за 2011г. вследствие применения коэффициента 2,8 к должностному окладу муниципального служащего, прокурор также считал не подлежащими удовлетворению как незаконные.
Представитель ответчика администрации Шаблыкинского района Орловской области Левина М. А., не оспаривая расчет сумм валоризации, заявленных к взысканию прокурором как недополученной части пенсии муниципального служащего Савкиной Ю. В., в удовлетворении иска просила отказать, так как общая сумма пенсии за выслугу лет и страховой части трудовой пенсии по старости превышает 75% среднемесячного заработка Савкиной Ю. В. на сумму валоризации, что законом не допускается; в октябре-ноябре 2011г. расчет пенсии Савкиной Ю. В. производился на основании Положения "О муниципальной службе в Шаблыкинском районе Орловской области в редакции от 26.08.2011г., с применением ограничения размера среднемесячного заработка (2,8 должностного оклада, установленного в расчетном периоде), исходя из которого производится расчет пенсии; при расчете пенсии Савкиной Ю. В. за весь 2011г. вследствие арифметической ошибки произошла переплата в размере "...". по причине необоснованного вычитания фиксированного базового размера страховой части пенсии.
Ввиду изложенного просила при принятии решения по делу зачесть сумму не выплаченной Савкиной Ю. В. валоризации за 2010г. из переплаты ее пенсии в 2011г.
Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица Орловского областного Совета народных депутатов по доверенности Шутеев Д. А. при разрешении спора полагался на усмотрение суда.
Судом постановлено указанное решение.
В апелляционной жалобе Савкина Ю. В. просит решение суда отменить и принять новое решение по делу, удовлетворив требования в полном объеме, указав, что по 2011г. ею заявлялись требования о взыскании недоплаты пенсии за октябрь, ноябрь 2011г., тогда как суд рассмотрел период октябрь-декабрь 2011г. Однако просила взыскать в её пользу недополученную пенсию за период с октября по декабрь 2011г.
Считает, что судом произведен неверный расчет полагающейся ей пенсии за выслугу лет; к участию в деле не привлечен надлежащий ответчик; не приняты во внимание судебные акты, имеющие преюдициальное значение по настоящему делу, которыми в её пользу уже была взыскана сумма недоплаты пенсии за период с января по август 2011г. в соответствии с Положением "О порядке назначения, перерасчёта, индексации, выплаты и доставки пенсии за выслугу лет муниципальным служащим Шаблыкинского района Орловской области от 16.05.2008г. (с изм. от 14.05.2010г., N185 -рс и Положением "О муниципальной службе в Шаблыкинском районе", утв. решением Шаблыкинского районного Совета народных депутатов N 69-рс от 22.02.2008г. (с изм. от 15.05.2009г. N124-рс и от 01.11.2010г. N194-рс). По этому же порядку ей была выплачена ответчиком добровольно пенсия за сентябрь 2011г.
Суд не учёл, что размер её среднемесячного заработка рассчитан неправильно, так как он на 42% выше, а, следовательно, составляет "...". и 75% от него равны "...". При уходе на пенсию в 2004г. среднемесячный заработок был "..." руб.
Считает, что пенсия за выслугу лет в октябре, ноябре 2011г. должна составлять "..."
В апелляционном представлении прокурор Шаблыкинского района просит решение суда отменить в части отказа в удовлетворении требований прокурора в интересах Савкиной Ю.В. к администрации Шаблыкинского района о признании за истицей права на получение пенсии за выслугу лет за период с января по декабрь 2010г. без учёта сумм валоризации и принять новое решение по делу в этой части.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения истицы Савкиной Ю.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения на жалобу представителя ответчика Левиной М. А., объяснения прокурора прокуратуры Орловской области Онищенко С. А. и прокурора Шаблыкинского района Орловской области Климкиной Н. В., поддержавших необходимым удовлетворить апелляционное представление прокурора Шаблыкинского района и частично жалобу истицы, представителя третьего лица - Орловского областного Совета народных депутатов - Шутеева Д. А., полагавшего апелляционное представление прокурора и жалобу Савкиной Ю. В. в части необходимости взыскания в ее пользу недополученной пенсии без учета сумм валоризации за 2010г. обоснованными, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Суд, отказывая в удовлетворении требований прокурора Шаблыкинского района в интересах Савкиной Ю.В., сослался на то, что в 2010г. пенсия за выслугу лет ей выплачена ответчиком в соответствии с действующим законодательством. В подтверждение указанного вывода судом приведен расчёт полагающейся истице пенсии за выслугу лет за 2010г.
Между тем, судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда по следующим основаниям.
В соответствии с частью 4 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Согласно части 1 ст. 3 Закона Орловской области от 09.01.2008 N 736-ОЗ "О муниципальной службе в Орловской области" (в ред. от 25.12.2008г. N858-ОЗ) правовые основы муниципальной службы в области составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, настоящий Закон, иные законы и иные нормативные правовые акты области (далее - законодательство о муниципальной службе), уставы муниципальных образований и иные муниципальные правовые акты.
В силу ч. 2 ст. 53 Закона Орловской области от 08.02.2005г. N487 -ОЗ (в ред. от 01.04.2010г.) "О государственной гражданской службе в Орловской области" пенсия за выслугу лет устанавливается к трудовой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), и выплачивается одновременно с ней.
В соответствии с ч.ч. 3-5 ст. 53 Закона Орловской области от 8.02.2005г. N 487-03 "О государственной гражданской службе Орловской области" государственным гражданским служащим назначается пенсия за выслугу лет при наличии стажа государственной гражданской службы не менее 15 лет в размере 45 процентов среднемесячного заработка государственного гражданского служащего Орловской области за вычетом страховой части трудовой пенсии по старости либо за вычетом трудовой пенсии по инвалидности, установленных в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". За каждый полный год стажа государственной гражданской службы сверх 15 лет пенсия за выслугу лет увеличивается на 3 процента среднемесячного заработка. При этом общая сумма пенсии за выслугу лет и страховой части трудовой пенсии по старости либо общая сумма пенсии за выслугу лет и трудовой пенсии по инвалидности не может превышать 75 процентов среднемесячного заработка государственного гражданского служащего Орловской области.
Размер пенсии за выслугу лет исчисляется из среднемесячного заработка за последние 12 полных месяцев гражданской службы, предшествующих дню ее прекращения. Размер среднемесячного заработка, исходя из которого исчисляется указанная пенсия, не может превышать установленного оклада месячного денежного содержания с ежемесячными дополнительными выплатами по замещавшейся должности гражданской службы Орловской области.
Согласно ч.5 ст. 53 указанного Закона при определении размера пенсии за выслугу лет в порядке, установленном ч.4 ст. 53, не учитываются суммы фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости (фиксированного базового размера пенсии по инвалидности), приходящиеся на нетрудоспособных членов семьи и на увеличение указанного фиксированного размера в связи с достижением возраста 80 лет или наличием инвалидности 1 группы; размер доли страховой части трудовой пенсии по старости, исчисленной в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", исходя из расчётного капитала, сформированного за счёт общей суммы страховых взносов, поступивших за застрахованное лицо в Пенсионный фонд Российской Федерации после назначения пенсии за выслугу лет за период не менее 12 полных месяцев и (или) иной деятельности, включая суммы её увеличения в связи с индексацией (дополнительным увеличением) и перерасчетом (корректировкой) в соответствии с пунктом 6 статьи 17 и статьёй 17.1 указанного Федерального закона; а также суммы, полагающиеся в связи с валоризацией пенсионных прав в соответствии в с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"
Исходя из содержания пункта 5 части 1 ст. 22 Закона Орловской области от 09.01.2008 N 736-ОЗ (в ред. Закона Орловской области от 01.12.2011г. N 1315-ОЗ.) муниципальному служащему гарантируется дополнительное пенсионное обеспечение за выслугу лет, осуществляемое за счет средств органов местного самоуправления.
Порядок и условия пенсионного обеспечения муниципального служащего определён ст. 23 Закона Орловской области от 09.01.2008 N 736-ОЗ (в ред. Закона Орловской области от 09.09.2011г.), которая действует в редакции Закона от 25.12.2008 N 858-ОЗ и устанавливает, что в области пенсионного обеспечения в соответствии с Федеральным законом на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и Законом Орловской области от 8 февраля 2005 года N 487-ОЗ "О государственной гражданской службе Орловской области".
Указанный Закон вступил в действие через 10 дней с момента официального его опубликования.
В соответствии с ч. 1 ст.23 Закона Орловской области от 09.01.2008г. N763 -ОЗ "О муниципальной службе в Орловской области" в редакции, действовавшей на момент назначения пенсии истице за выслугу лет, предусматривалось, что муниципальные служащие в области при наличии стажа муниципальной службы не менее 15 лет имеют право на пенсию за выслугу лет при увольнении с муниципальной службы по одному из предусмотренных оснований, в том числе при увольнении по собственному желанию по одному из оснований, предусмотренных ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ".
Граждане, уволенные с муниципальной службы по основаниям, предусмотренным пунктами 2-5 части 1 настоящей статьи, имеют право на пенсию за выслугу лет, если они замещали должности муниципальной службы не менее 12 полных месяцев непосредственно перед увольнением.
Размер среднемесячного заработка, исходя из которого муниципальному служащему исчисляется пенсия за выслугу лет, не может превышать 2,3 должностного оклада по замещавшейся должности муниципальной службы.
Пункт 3 указанной нормы предусматривает, что условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счет средств органов местного самоуправления определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Право муниципальных служащих Шаблыкинского района Орловской области на выплату пенсии за выслугу лет, условия ее назначения, правила исчисления, порядок назначения и выплаты были определены решением Шаблыкинского районного Совета народных депутатов от 22 февраля 2008г. N69-рс, утвердившим Положение "О муниципальной службе в Шаблыкинском районе".
Решением райсовета от 15.05.2009г. N124-рс в указанное Положение были внесены изменения в часть 4 статьи 20, которая установила, что размер пенсии за выслугу лет муниципальным служащим исчисляется из их среднемесячного заработка за последние 12 полных месяцев муниципальной службы, предшествующих дню её прекращения. Размер среднемесячного заработка, исходя из которого муниципальному служащему Шаблыкинского района исчисляется пенсия за выслугу лет, не может превышать установленного оклада месячного денежного содержания с ежемесячными дополнительными выплатами по замещаемой должности муниципальной службы.
Решением райсовета от 1.11.2010г. N194-рс часть 3 статьи 20 Положения изменена и предусматривает, что муниципальным служащим назначается пенсия за выслугу лет при наличии стажа муниципальной службы не менее 15 лет в размере 45% среднемесячного заработка муниципального служащего за вычетом страховой части трудовой пенсии по старости (инвалидности) установленной в соответствии с ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ". За каждый полный год стажа муниципальной службы сверх 15 лет пенсия за выслугу лет увеличивается на 3% среднемесячного заработка. При этом сумма пенсии за выслугу лет и указанных частей пенсии по старости (инвалидности) не может превышать 75 % среднемесячного заработка муниципального служащего.
Однако пунктом 2 данного Решения вступление в силу настоящего Положения предусмотрено с 1.01.2011г.
Согласно Положению "О порядке назначения, перерасчёта, индексации, выплаты и доставки пенсии за выслугу лет муниципальным служащим Шаблыкинского района Орловской области от 16.05.2008г. (с изменениями от 14.05.2010г. N185-рс) пенсия за выслугу лет пересчитывается с момента изменения пенсии по старости и с момента изменения заработной платы.
В силу п.1 ст. 14 ФЗ " О трудовых пенсиях в РФ" от 17.12.2001г.N173 - ФЗ (в ред. ФЗ то 24.07.2009 N 213-ФЗ) с 1.01.2010г. размер страховой части трудовой пенсии по старости определяется по формуле:
СЧ = ПК / Т + Б, где
СЧ - страховая часть трудовой пенсии по старости;
ПК - сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица (статья 29.1 настоящего Федерального закона), учтенного по состоянию на день, с которого указанному лицу назначается страховая часть трудовой пенсии по старости;
Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета страховой части указанной пенсии, составляющего 19 лет (228 месяцев);
Б - фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости.
Следовательно, в страховую часть трудовой пенсии по старости не входят суммы, полагающиеся в связи с валоризацией пенсионных прав в соответствии в с Федеральным законом " О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии с вышеуказанным ФЗ от 24.07.2009 N 213-ФЗ перерасчет размера трудовой пенсии в связи с изменением величины расчетного пенсионного капитала, исчисленного при оценке пенсионных прав застрахованных лиц, и (или) изменением суммы валоризации производится с 1.01.2010г.
Как установлено материалами дела, истица работала в администрации "..." района Орловской области начальником отдела, откуда была уволена с муниципальной службы до 2008г. С 22.01.2008г. ей была назначена пенсия за выслугу лет, исходя из стажа муниципальной службы 36л. 7 мес. 9 дн. и среднемесячного заработка "...". (т.1 л.д. 69).
Указанные обстоятельства в судебном заседании истица не отрицала.
Тот факт, что расчёт пенсии за выслугу лет истице в 2010г. производился из среднемесячного заработка в сумме "...", стороны в судебном заседании не оспаривали. В том числе, истица не оспаривала и указанный размер среднемесячного заработка.
В связи с изложенным является несостоятельным довод жалобы истицы в части того, что размер её среднемесячного заработка рассчитан неправильно, так как он на 42% выше "...". и составляет "..."., а 75% от него равны "...".
Требования по указанным основаниям истицей не заявлялись и не были предметом судебного рассмотрения при разрешении вышеуказанного спора.
Материалами дела установлено, что размер валоризации пенсионных прав Савкиной Ю.В. составил с января по март 2010г. - "..."., с апреля по январь 2011г. - "...". ежемесячно (т.1 л.д. 9).
Согласно представленному ответчиком расчёту выплата пенсии за выслугу лет истице за 2010г. произведена за исключением суммы валоризации - "...". (т.1 л.д. 213 - 216).
Указанные обстоятельства не отрицала в судебном заседании представитель администрации Шаблыкинского района Орловской области Левина М. А.
Расчёт пенсии истицы за 2010г., произведенный судом в решении с учётом сумм валоризации пенсионных прав истицы, является неправильным и основан на неправильном толковании норм материального права.
Расчёт пенсии за выслугу лет с января по март 2010г. следующий: "..." х 75%= "...". ежемесячно.
Страховая часть пенсии истицы составляет "...". = "...". - "...".
"...". - "...". = "...". (пенсия за выслугу лет, подлежащая выплате истице).
Согласно представленному расчёту истице выплачивалась пенсия в сумме "...".
Недоплата в указанный период составила ежемесячно "...". (сумма валоризации).
Аналогичным образом производится расчёт в период с апреля по декабрь 2010г. включительно и недоплата составляет "...". ежемесячно.
Суммируя пенсию по выслуге лет и трудовую пенсию, суд складывал страховую часть в размере "...". и пенсию за выслугу лет в размере "..."., что давало сумму в "...", превышающую 75% от среднемесячного заработка, установленную ч. 3 ст.53 Закона Орловской области "О государственной гражданской службе Орловской области".
Однако, такое суммирование является неверным, поскольку из справки Управления ПФ РФ в Шаблыкинском районе Орловской области следует, что "...". это размер трудовой пенсии Савкиной Ю. В. по старости к выдаче (т. 1, л.д. 112), а страховой частью по смыслу ст. 14 ФЗ " О трудовых пенсиях в РФ" от 17.12.2001г.N173 - ФЗ является часть пенсии, не включающая сумму валоризации, то есть, в данном случае, "...".
По изложенным основаниям решение суда в указанной части подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении требований прокурора и Савкиной Ю. В. в части взыскания в ее пользу недополученной части пенсии за 2010г. без учета сумм валоризации.
В заседание судебной коллегии по гражданским делам в ходе рассмотрения апелляционной жалобы и апелляционного представления прокурора ответчиком представлена заявка на кассовый расход N300 от 22.03.2012г. о перечислении истице доплаты по пенсии в сумме "...". добровольно.
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия находит, что при вынесении нового решения в пользу истицы подлежит взысканию размер суммы валоризации пенсионных прав истицы за минусом "...".: "...". - "...". = "...".
Одним из требований истицы при обращении в суд с иском к ответчику было взыскание задолженности фиксированного базового размера пенсии за 2010г. в размере "...".
Суд проверил доводы истцы в указанной части и пришёл к правильному выводу о их необоснованности, поскольку фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости входит в состав её страховой части. Поэтому при расчёте пенсии за выслугу лет подлежит вычитанию страховая часть трудовой пенсии по старости в полном объёме.
Учитывая положения вышеуказанного действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, является правильным вывод суда о том, что при определении размера пенсии за выслугу лет суммы фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости не учитываются при условиях, указанных только в законе: если эти суммы приходятся на нетрудоспособных членов семьи и на увеличение указанного фиксированного базового размера в связи с достижением возраста или наличием инвалидности. Доказательств наличия таких условий истицей суду не представлено.
Довод жалобы Савкиной Ю.В. о незаконности решения суда в указанной части не может служить основанием для отмены решения, поскольку основан на неправильном толковании ею норм материального права.
Разрешая требования истицы к администрации Шаблыкинского района о взыскании недополученной пенсии за выслугу пенсии за октябрь и ноябрь 2011г. суд пришёл к правильному выводу об отказе в указанной части требований в связи с их необоснованностью.
Материалами дела установлено, что 23.09.2011г. в газете "Шаблыкинский вестник" был опубликован Порядок определения размера среднемесячного заработка, из которого исчисляется размер пенсии за выслугу лет муниципальных служащих муниципального образования "Шаблыкинский район" Орловской области, утв. решением Шаблыкинского районного Совета народных депутатов от 25.02.2011г. N222-рс.
Пунктом 11 указанного нормативного акта предусмотрено, что размер среднемесячного заработка не может превышать 2,8 должностного оклада, установленного муниципальному служащему в расчётном периоде либо сохранённого в этом периоде в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Указанный Порядок действовал в октябре 2011г., несмотря на то, что решением Шаблыкинского районного суда от 29.11.2011г. п.14 Порядка, установившего его применение с 01.01.2011г., был признан недействующим со дня принятия.
Вывод суда о том, что признание недействующим пункта 14 указанного Порядка влечёт невозможность его применения в целом, является необоснованным, противоречащим вышеуказанному судебному решению.
Решением суда от 29.11.2011г. также была признана недействующей часть 4 ст. 20 Положения "О муниципальной службе в Шаблыкинском районе" в редакции, утверждённой Решением Шаблыкинского райсовета народных депутатов от 14.10.2011г. N42-рс в той части, в которой указанная норма вызывает неоднозначное толкование относительно определения максимального размера среднемесячного заработка, из которого исчисляется размер пенсии за выслугу лет муниципальных служащих Муниципального образования"Шаблыкинский район" Орловской области.
Данное решение суда вступило в силу 15.12.2011г. (т.1 л.д. 231 - 236)
Судом установлено, что должностной оклад истицы в 2011г., из которого исчислялась пенсия за выслугу лет, составил "...".
Данные обстоятельства стороны не оспаривали.
В связи с этим расчёт пенсии за выслугу лет следующий: "...". х 2,8 х 75% = "...". - "...". (страховая часть трудовой пенсии по старости без учёта сумм валоризации) = "...".
Истице в указанном месяце выплачена пенсия в сумме "...". (т.1 л.д. 216). То есть, допущена переплата в сумме "...".
28.10.2011г. опубликовано Решение Шаблыкинского райсовета народных депутатов от 14.10.2011г. N42-рс о внесении изменений в Положение " О муниципальной службе в Шаблыкинском районе".
Согласно п.6 ст. 20 Положения при определении размера пенсии за выслугу лет не учитываются суммы фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости (фиксированного базового размера трудовой пенсии по инвалидности), а также суммы, полагающиеся в связи с валоризацией пенсионных прав.
С учётом указанных изменений в ноябре 2011г. размер пенсии Савкиной Ю. В. за выслугу лет составил "..."., в котором и была пенсия истице выплачена (т.1 л.д.216).
Таким образом, вывод суда об отказе истице в указанной части требований является правильным ввиду переплаты ответчиком пенсии в октябре - ноябре 2011г.
По изложенным основаниям не влечёт отмену решения суда довод жалобы истицы о незаконности решения суда в указанной части.
Что касается довода жалобы истицы о взыскании в её пользу недополученной пенсии за декабрь 2011г., судебная коллегия находит его несостоятельным, поскольку такие требования истицей не заявлялись, что видно это из её искового заявления с дополнениям, и чего она не отрицает в апелляционной жалобе.
При этом не имеет правового значения вывод суда об отказе в удовлетворении требований истицы в указанной части, сделанный судом в решении в нарушение ст. 39 ГПК РФ, поскольку суд вышел за пределы заявленных требований.
В связи с этим судебная коллегия считает необходимым исключить из описательно-мотивировочной и резолютивной частей решения суда указанный вывод.
Довод жалобы истицы о том, что не приняты во внимание судебные акты, имеющие преюдициальное значение по настоящему делу, которыми в её пользу уже была взыскана сумма недоплаты пенсии за период с января по август 2011г. не влекут отмену решения суда, поскольку указанные в апелляционной жалобе истицы судебные акты при разрешении настоящего спора не могут иметь преюдициального значения в силу ч.2 ст. 61 ГПК РФ, так как обстоятельства, установленные данными судебными постановлениями не относятся к спорному периоду по настоящему делу.
Не влекущим отмену решения суда является довод апелляционной жалобы Савкиной Ю.В. о том, что к участию в деле не привлечен надлежащий ответчик, поскольку указанное обстоятельство не повлекло нарушения прав истицы по её требованиям материального характера.
Определение суда от 24.01.2012г. о прекращении производства по делу в части завяленного истицей требования о признании недействующим п.2 Решения Шаблыкинского районного Совета народных депутатов от 01.11.2010 N 194-рс "Об изменениях в Положение "О муниципальной службе в Шаблыкинском районе" в той части, в которой данный нормативный правовой акт не распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2010г. обжаловано ею самостоятельно.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Шаблыкинского районного суда Орловской области от 24.01.2012г. в части отказа в удовлетворении искового заявления прокурора Шаблыкинского района Орловской области в защиту интересов Савкиной Юланы Васильевны к администрации Шаблыкинского района Орловской области о признании за нею права на недополученную часть пенсии за выслугу лет за период с января по декабрь 2010 года без учёта сумм валоризации отменить и вынести новое решение в указанной части.
Исковые требования прокурора Шаблыкинского района Орловской области к администрации Шаблыкинского района Орловской области о признании за Савкиной Юланой Васильевной права на недополученную часть пенсии за выслугу лет за период с января по декабрь 2010г. без учета сумм валоризации и взыскании в ее пользу "...". удовлетворить частично.
Признать за Савкиной Юланой Васильевной право на недополученную часть пенсии за выслугу лет за период с января по декабрь 2010г. без учёта сумм валоризации.
Взыскать в пользу Савкиной Юланы Васильевны недополученную пенсию за выслугу лет за период с января по декабрь 2010г. в сумме "..."
Исключить из мотивировочной и резолютивной части решения суда указание об отказе Савкиной Ю.В. в удовлетворении исковых требований о взыскании недополученной пенсии за декабрь 2011г.
В остальной части обжалуемое решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу Савкиной Ю.В. об отмене решения суда в полном объёме - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.