судебная коллегия по гражданским делам
Орловского областного суда в составе:
председательствующего Чурсиной Е.В.
судей Ларионовой С.В., Герасимовой Л.Н.
с участием прокурора Териной Н.Н.
при секретаре Наумовой Н.М.
в открытом судебном заседании слушала гражданское дело по апелляционной жалобе Залегощенского районного Совета народных депутатов Орловской области на решение Залегощенского районного суда Орловской области от 27 января 2012 года, которым постановлено:
"Исковые требования Зубовой "..." к Залегощенскому районному Совету народных депутатов Орловской области о восстановлении на работе в прежней должности, оплате за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Восстановить Зубову "..." на работе в должности "..." Залегощенского района Орловской области.
Взыскать с Залегощенского районного Совета народных депутатов Орловской области в пользу Зубовой "..." оплаты вынужденного прогула и "..." компенсации морального вреда.
В остальной части иска отказать".
Заслушав дело по докладу судьи Ларионовой С.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Зубова Р.И. обратилась в суд с иском к Залегощенскому районному Совету народных депутатов Орловской области о восстановлении на работе, взыскании заработной платы и компенсации морального вреда.
В обоснование требований указывала, что "..." работала в должности "..." Залегощенского района Орловской области. 2 декабря 2011 года была уволена в связи с не избранием на выборную должность "..."
Ссылалась на то, что работодатель в соответствии с трудовым законодательством не предупредил ее в письменной форме о расторжении трудового договора 2.12.2011года, на которое согласия она не давала.
Полагала, у работодателя отсутствовали законные основания на увольнение по п.3 ч.1ст.83 ТК РФ, поскольку она была назначена на должность "...", и с ней был заключен бессрочный трудовой договор.
Ссылалась на то, что послужившее основанием для ее увольнения решение Залегощенского районного Совета народных депутатов N 130 от 1.12.2011года о назначении "..." Залегощенского района "..." не содержит указаний на упразднение должности "..."
Указывала, что согласия на выдвижение её кандидатуры на должность "..." у неё не испрашивалось, и голосование состоялось без учёта её волеизъявления.
Считая порядок увольнения нарушенным, просила отменить распоряжение Залегощенского районного Совета народных депутатов Орловской области N31 от 2 декабря 2011года об увольнении по п.3 ч.1 ст.83 ТК РФ, взыскать с ответчика средний заработок за время вынужденного прогула "..." и денежную компенсацию морального вреда, причиненного указанными действиями, сумме 30 000 рублей.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Залегощенский районный Совет народных депутатов Орловской области просит решение суда отменить как незаконное.
Указывает, что судом неправильно оценены фактические обстоятельства заключения трудового договора с истицей на неопределенный срок, поскольку в соответствии с п.2.3 Положения о контрольно счетной палате (далее КСП) Залегощенского района должность "..." относится к выборной должности, ограничена сроком полномочий председателя и депутатов райсовета, поэтому в данном случае трудовой договор с истицей мог быть заключен только до избрания нового состава райсовета и членов КСП Залегощинского района.
Ссылается на то, что в период работы истицы в должности "..." неоднократно менялись существенные условия трудового договора в части повышения оплаты труда. Однако дополнительные соглашения к трудовому договору не оформлялись ввиду отказа Зубовой Р.И. от их подписания и предоставления личного дела, находившегося у нее.
Приводит довод, что процедура проведения выборов на должность аудитора не нарушена.
Ссылается на законность увольнения истицы по п.3 ч.1 ст.83 ТК РФ, поскольку ее должность относилась на 23.05.2006года к выборным должностям.
Указывает, что судом неправильно определен размер выплаты денежной компенсации за время вынужденного прогула, поскольку из расчетов не исключена сумма отпускных, которые были выплачены истице в 2011году, а сам расчет произведен без учета НДФЛ.
В дополнительной апелляционной жалобе ответчик ссылается на то, что суд фактически признав заключение с истицей срочного трудового договора, должен был изменить формулировку увольнения, без восстановления в должности, которая отсутствует в штате КСП.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей ответчика по доверенностям "..." "..."., поддержавших доводы жалобы, возражения Зубовой Р.И., выслушав заключение прокурора Териной Н.Н., полагавшей изменить решение суда в части взыскания заработной платы за время вынужденного прогула, а в остальной части оставить решение суда без изменения, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В силу ст. 15 ТК РФ трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии с п.7 ст.77 ТК РФ основаниями прекращения трудового договора являются: - расторжение трудового договора по инициативе работодателя (статьи 71 и 81 настоящего Кодекса).
Разрешая исковые требования Зубовой Р.И. о признании незаконным распоряжения Залегощенского районного совета народных депутатов N 49 от 2.12.2011года об увольнении ее с должности "..." Залегощенского района Орловской области суд первой инстанции пришел к выводу о том, что истица не могла быть уволена по ст.83 ч.3 ТК РФ в связи с не избранием ее на должность аудитора контрольно - счетной палаты Залегощинского района, поскольку перечень оснований для расторжения трудового договора строго предусмотрен нормами ст.83 ТК РФ.
Судебная коллегия соглашается с приведенным выводом районного суда по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 23.05.2006 года Залегощенским районным Советом народных депутатов с истицей заключён трудовой договор, согласно которому она принята на муниципальную должность "..." Залегощенского районного Совета народных депутатов с 23.05.2006 года на неопределённый срок (п.п.1.1, 8.1 Договора) с окладом в размере "..."
Данное обстоятельство подтверждено: решением Залегощинского районного Совета народных депутатов N23 от 22.05.2006года, трудовой книжкой Зубовой, трудовым договором от 23.05.2006года (л.д.6-11,44, 45).
Из материалов дела видно, что в период работы истицы в должности "..." повышался размер оплаты труда, что подтверждается материалами личного дела Зубовой Р.И.
Между тем, дополнительные соглашения к трудовому договору с истицей не заключались, что не оспаривалось в судебном заседании сторонами.
1 октября 2011 года вступил в силу Федеральный закон от 7.02.2011 года N6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно- счётных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", устанавливающий общие принципы организации, деятельности и регламентирующий основные полномочия контрольно- счетных органов субъектов Российской Федерации и контрольно-счетных органов муниципальных образований.
Согласно ч.б ст.3 названного Закона, наименования, полномочия, состав и порядок деятельности контрольно-счетного органа муниципального образования устанавливаются соответственно уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу ст.3 Закона Орловской области N 1229-ОЗ от 12.07.2011года контрольно-счетная палата (КСП) образуется в составе председателя КСП, заместителя председателя, аудиторов и аппарата КСП.
Порядок назначения на должность председателя, заместителя председателя и аудиторов КСП регулируется п.4 вышеуказанного Закона, а порядок рассмотрения кандидатур на должность председателя, заместителя председателя и аудитора устанавливается Регламентом областного Совета.
В связи с вступлением в силу Федерального закона от 7.02.2011 года N6- ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" решением Залегощенского райсовета народных депутатов от 19.08.2011 года за N65 были внесены изменения в ст.27 Устава Залегощенского района, согласно которым контрольно-счётная палата Залегощенского района образуется в составе председателя и аппарата; порядок формирования, структура, штатная численность, срок полномочий председателя контрольно - счётной палаты определяется нормативными правовыми актами районного Совета народных депутатов.
Решениями Залегощенского районного Совета народных депутатов Орловской области от 29.09.2011 года N75 и N77 утверждены Положение о контрольно-счётной палате Залегощенского района Орловской области и Структура контрольно-счётной палаты Залегощенского района Орловской области, согласно которым контрольно счётная палата включает в себя две штатные единицы - председателя и инспектора.
Данное обстоятельство подтверждается также штатным расписанием контрольно-счётной палаты Залегощенского района по состоянию на 1.10.2011 года (л.д.90-92 т.1).
Решениями Залегощенского районного Совета народных депутатов Орловской области от 11.11.2011 года N110 (подписано главой района под N111) и N112 (подписано главой района под N113) внесены изменения в Положение о контрольно-счётной палате Залегощенского района Орловской области и утверждена новая Структура контрольно-счётной палаты Залегощенского района Орловской области, состоящая из двух штатных единиц - председателя и аудитора. Данное обстоятельство подтверждается также штатным расписанием контрольно-счётной палаты Залегощенского района по состоянию на 13.11.2011 года(л.д.112 т.1).
Порядок назначения председателя и аудитора регламентирован пунктом 12 Положения о контрольно-счётной палате, согласно которому председатель и аудиторы слагают свои полномочия перед вновь избранным составом Залегощенского районного Совета народных депутатов и продолжают исполнять обязанности до назначения новых председателя, аудитора.
Согласно п. 14 Положения о контрольно-счётной палате Залегощенского района Орловской области от 11.11.2011 года, председатель контрольно- счётной палаты, назначенный новым составом районного Совета народных депутатов до вступления в силу настоящего Положения, осуществляет свои полномочия до истечения срока полномочий, на который он назначен. Полномочия ревизора (главного специалиста) назначенного прежним составом районного Совета народных депутатов и продолжающего осуществлять свои полномочия до вступления в силу настоящего положения, прекращаются с момента назначения аудитора Контрольно-счётной палаты районным Советом народных депутатов.
Кандидаты на муниципальную должность аудитора Контрольно-счётной палаты должны соответствовать требованиям Закона Орловской области "О муниципальной службе в Орловской области" N 736-03 от 9.01.2008 года и Положения "О муниципальной службе в Залегощенском районе Орловской области" N 116 от 20.02.2008 года.
Из материалов дела видно, что 1.12.2011года состоялось заседание Залегощенского районного Совета народных депутатов, в ходе которого был рассмотрен вопрос о выборах на должность аудитора контрольно-счётной палаты Залегощенского района Орловской области. Принятым в ходе голосования решением за N130 на должность аудитора контрольно-счётной палаты Залегощенского района Орловской области со 2 декабря 2011 года сроком на 5 лет назначена "...", кандидатура которой была выдвинута Главой Залегощенского района "..." и за которую проголосовало 20 депутатов из 22 двух присутствующих при 2 голосах против, за кандидатуру действующего "..." Зубовой Р.И., выдвинутую председателем районного Совета народных депутатов "..." проголосовало лишь 2 депутата при 22 голосах против.
Данное обстоятельство подтверждено выпиской из протокола заседания сессии Залегощенского районного Совета народных депутатов(л.д. 126 т.1)
Распоряжением Залегощенского районного Совета народных депутатов N47 от 1.12.2011 года ревизор контрольно-счётной палаты Зубова Р.И. уволена в связи с неизбранием на должность в соответствии с п.З ч.1 ст.83 ТК РФ со ссылкой на решение Залегощенского районного Совета народных депутатов N130 от 1.12.2011 года "Об аудиторе Контрольно-счётной палаты Залегощенского района Орловской области"(л.д.12 т.1).
Оспаривая законность увольнения в связи с неизбранием на должность, истица ссылалась на то, что с внесением в штатное расписание Контрольно-счетной палаты Залегощинского района Орловской области сначала должности инспектора, а затем должности аудитора, должность ревизора, которую она занимала с 23.05.2006года не была сокращена в соответствии с требованиями ТК РФ, поэтому процедура ее увольнения с указанной должности ответчиком не соблюдена.
В соответствии с п.2.3 Положения о Контрольно-счетной палате Залегощенского района Орловской области ревизор КСП назначается на должность решением Залегощенского районного Совета народных депутатов и работает на постоянной основе.
Ревизор КСП освобождается от должности решением Залегощенского районного Совета народных депутатов в соответствии с трудовым законодательством (л.д.180 т.1).
Статьей 20.1 ФЗ РФ "О муниципальной службе в РФ"N 8-ФЗ от 8.01.1998года предусмотрены основания для расторжения трудового договора с муниципальным служащим (введена Федеральным законом от 13.04.1999 N 75-ФЗ)
Помимо оснований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о труде, увольнение муниципального служащего может быть осуществлено также по инициативе руководителя органа местного самоуправления в случаях:
достижения предельного возраста, установленного для замещения муниципальной должности муниципальной службы;
прекращения гражданства Российской Федерации;
несоблюдения обязанностей и ограничений, установленных для муниципального служащего настоящим Федеральным законом;
разглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну;
возникновения обстоятельств, предусмотренных пунктом 3 статьи 20 настоящего Федерального закона (абзац введен Федеральным законом от 25.07.2002 N 112-ФЗ)
Расторжение трудового договора с муниципальным служащим по инициативе представителя нанимателя по иным основаниям, не предусмотренным Трудовым кодексом РФ и Федеральным законом "О муниципальной службе в РФ", недопустимо.
Таким образом, установив, что ответчиком не были соблюдены требования трудового законодательства и федерального закона "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации" от 8 января 1998 года N8-ФЗ при прекращении трудового договора, заключенного на неопределенный срок с Зубовой Р.И., суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования истицы о восстановлении в должности "..." "..." с момента увольнения, взыскания в пользу истицы заработной платы за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда.
В соответствии с положениями ст. 394 ТК РФ в случае признания увольнения или перевода на другую работу незаконными работник должен быть восстановлен на прежней работе органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор. Орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, принимает решение о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула или разницы в заработке за все время выполнения нижеоплачиваемой работы.
В случаях увольнения без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения либо незаконного перевода на другую работу суд может по требованию работника вынести решение о взыскании в пользу работника денежной компенсации морального вреда, причиненного ему указанными действиями. Размер этой компенсации определяется судом.
Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с представленными судом расчетами среднедневного заработка истицы, поскольку они составлены с нарушением требований ст. 139 ТК РФ и п. 5 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2007 г. N 922 "Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы", так как средний дневной заработок определен с учетом начисленных отпускных за период июнь-июль 2011года.
В силу указанных выше норм ст. 139 ТК РФ и Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы при любом режиме работы расчет средней заработной платы работника производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. Средний заработок работника определяется путем умножения среднего дневного заработка на количество дней (календарных, рабочих) в периоде, подлежащем оплате.
Средний дневной заработок, кроме случаев определения среднего заработка для оплаты отпусков и выплаты компенсаций за неиспользованные отпуска, исчисляется путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за отработанные дни в расчетном периоде, включая премии и вознаграждения, учитываемые в соответствии с пунктом 15 настоящего Положения, на количество фактически отработанных в этот период дней.
Как следует из представленной ответчиком справки о заработной плате Зубовой Р.И. за период с декабря 2010 года по январь 2011 года ей начислено "...". Всего рабочих дней за указанный период 249. Фактически отработано истицей 216 дней. В связи с чем, в силу приведенных норм права, заработная плата истицы за время вынужденного прогула (без учета оплаченных отпускных), должна составить "..." (с учетом повышения заработной платы на 13%) х 1,13)
Таким образом, средний заработок за время вынужденного прогула, подлежащий взысканию с ответчика составит "..."
С размером морального вреда, взысканного судом в пользу истицы, судебная коллегия соглашается, поскольку данный размер соответствует принципу разумности и справедливости и определен судом с учетом конкретных обстоятельств дела.
Довод апелляционной жалобы ответчика о том, что трудовой договор с истицей мог быть заключен только на срок полномочий до избрания нового состава райсовета и членов КСП Залегощенского района, не может повлечь отмену решения суда, поскольку основан на ошибочном толковании норм материального права.
Утверждения в жалобе ответчика на то, что Зубова Р.И. правильно была уволена по ст.83 ч.1п.3 ТК РФ, поскольку ее должность относилась на 23.05.2006года к выборным должностям, не влекут отмены решения суда, поскольку при разрешении дела бесспорно, установлено, что при увольнении истицы с должности "..." работодатель должен был соблюсти требования п.2 ч.1 ст.81 ТК РФ, а именно процедуру сокращения указанной должности.
Остальные доводы апелляционной жалобы ответчика являются несостоятельными, поскольку опровергаются установленными по делу фактическими обстоятельствами в совокупности с имеющимися доказательствами.
Поскольку судом правильно определены юридически значимые обстоятельства, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Залегощинского районного суда Орловской области от 27 января 2012 года изменить.
Взыскать с Залегощенского районного Совета народных депутатов Орловской области в пользу Зубовой "..." заработную плату за время вынужденного прогула в размере "..."
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Залегощенского районного Совета народных депутатов Орловской области об отмене решения суда оставить без удовлетворения.
Председательствующий: судья
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.