судебная коллегия по гражданским делам
Орловского областного суда в составе:
председательствующего: Углановой М.А.
судей Герасимовой Л.Н., Ларионовой С.В.
при секретаре Журавлевой И.Ю.
в открытом судебном заседании в г.Орле слушала гражданское дело по апелляционной жалобе ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в г.Орле и Орловском районе Орловской области на решение Заводского районного суда г. Орла от 21 февраля 2012 года, которым постановлено:
"Исковые требования Засориной А.А. к ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости удовлетворить.
Признать за Засориной А.А. право на получение льготной пенсии с учетом снижения пенсионного возраста, в связи с работой в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие аварии на Чернобыльской АЭС в соответствии со ст. 34 Закона РФ "О социальной защите, граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Обязать ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области назначить Засориной А.А. пенсию по старости с "дата"".
Заслушав дело по докладу судьи областного суда Герасимоваой Л.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Засорина А.А. обратилась в суд с иском к ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
В обоснование требований указывала, что в период с "дата" по "дата". она работала в торговой фирме "...", которая расположена на территории "адрес" относящейся к зоне с льготным социально-экономическим статусом.
В связи с этим, обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости со снижением пенсионного возраста в связи с работой на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, однако "дата" ответчиком в ее назначении было отказано.
В связи с этим просила суд признать за ней право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 34 ФЗ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и назначить пенсию с момента обращения к ответчику с таким заявлением.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Управлением Пенсионного фонда РФ в г.Орле и Орловском районе Орловской области ставится вопрос об отмене решения суда ввиду нарушения норм материального права.
В обоснование доводов жалобы указывается, что суд при разрешении спора не принял во внимание то обстоятельство, что "..." находится на территории, не относящейся к зоне с льготным социально-экономическим статусом, в связи с чем, у суда не было законных оснований для назначения истице досрочной пенсии по старости в соответствии со ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991г. N 1244-1.
Считает, что у суда не было оснований для назначения пенсии с "дата", так как отказ ГУ - УПФ РФ в г.Орле и Орловском районе Орловской области о досрочном назначении трудовой пенсии по старости Засориной А.А. не признан необоснованным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения представителя Управления Пенсионного фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области по доверенности Ковалевой Н.Л., поддержавшей доводы жалобы, возражения Засориной А.А., судебная коллегия не находит оснований для отмены состоявшегося по делу решения.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17.12.2001г. N 173-ФЗ право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.
Согласно ст. 34 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" от 15.05.1991 года N 1244-1 (с последующими изменениями и дополнениями) гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
В силу п.8 ч.1 ст.13 Закона РФ от 15.05.1991 года N 1244-1 к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Согласно примечанию к ст. 35 Закона РФ от 15.05.1991 года N 1244-1 первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
В соответствии с абзацем 3 ст. 7 Закона РФ от 15.05.1991 года N 1244-1, границы этих зон и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматриваются Правительством Российской Федерации не реже чем один раз в пять лет.
До 01.02.1998 года действовал Перечень населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденный постановлением Правительства РСФСР от 28.12.1991 года N 297-Р.
С 01.02.1998 года действует Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденный постановлением Правительства РФ от 18.12.1997 года N 1582.
Судом установлено, что в период с "дата" по "дата" истица работала в "..." которая с "дата" преобразована в "..." (л.д.31-32).
Отказывая истице в назначении пенсии по старости досрочно с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста ГУ - УПФ РФ в г.Орле и Орловском районе Орловской области указывало, что "..." расположено вне границ населенных пунктов, поименованных Перечнями населенных пунктов, находящихся в границах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС.
Между тем, судом при разрешении дела установлено, что юридический адрес "..." - "адрес". Данное обстоятельство подтверждается справками главы администрации "..." (л.д. 8,15), Уставом "..." (л.д. 33-35).
Деревня "адрес" с "адрес" по "адрес" входила в Перечень населенных пунктов, относящихся к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденный распоряжением Правительства РСФСР от 28.12.1991 года.
Согласно Перечню населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 18.12.1997 г. N 1582, указанный населенный пункт также относится к зоне с льготным социально-экономическим статусом.
Судом было установлено, что работникам "..." в том числе и Засориной А.А., с "дата" по "дата" производились компенсационные выплаты в соответствии с ФЗ от 15.05.1991 года N1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС".
Указанные обстоятельства были подтверждены в судебном заседании показаниями свидетелей ФИО1 и ФИО2, работавших с истицей в спорный период в указанной фирме. Данные свидетели подтвердили, что местом их работы была территория, примыкающая к д. "адрес" За работу в зоне с льготным социально-экономическим статусом они получали дополнительные денежные выплаты и дни к отпуску.
Установив изложенные обстоятельства, свидетельствующие о том, что в период времени с "дата" по "дата" истица постоянно работала в населенном пункте, относящимся к зоне с льготным социально-экономическим статусом, суд пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований Засориной А.А. о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости со снижением общеустановленного возраста.
В связи с чем, довод жалобы, что у суда не было законных оснований для назначения истцу досрочной пенсии по старости в соответствии со ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991г. N 1244-1. является несостоятельным и не влечет отмену решения суда.
Согласно п. 1 ст. 19 ФЗ от 17.12.2001г. "О трудовых пенсиях в РФ" трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии).
Таким образом, назначение трудовой пенсии обусловлено наличием права на указанную пенсию, реализация которого зависит от волеизъявления обладателя этого права.
Поскольку в ходе судебного разбирательства было установлено, что Засорина А.А. имеет право на досрочное назначение пенсии со снижением установленного возраста на "...", то суд правильно назначил ей пенсию с момента достижения ею возраста "...", а именно с "дата"
В связи с чем, несостоятельным и не влекущим отмену решения суда является довод жалобы, что у суда не было оснований для назначения пенсии с "дата"
Учитывая изложенное, у судебной коллегии оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Заводского районного суда г. Орла от 21 февраля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Пенсионного Фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области об отмене решения суда - без удовлетворения.
Председательствующий судья:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.