Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
Председательствующего судьи: Сабаевой И. Н.
Судей: Забелиной О. А., Корневой М. А.
При секретаре Постникове Н. С.
в открытом судебном заседании в помещении Орловского областного суда слушала гражданское дело по апелляционной жалобе Грибакина Т.А. на решение Советского районного суда г. Орла от 11 марта 2012г., которым постановлено:
" Грибакину Т.А. в удовлетворении иска к Управлению Министерства внутренних дел по Орловской области о включении периода службы в выслугу лет в льготном исчислении - отказать".
Заслушав дело по докладу судьи областного суда Забелиной О. А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Грибакин Т.А. обратился в суд с исковым заявлением к Управлению МВД по Орловской области о включении периода службы за выслугу лет в льготном исчислении.
В обосновании заявленных требований указывал, что с "дата" по "дата" как военнослужащий проходил срочную службу по призыву, с "дата" по "дата" и с "дата" по "дата" выполнял на территории Северной Осетии задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения.
Полагал, что указанные периоды прохождения службы согласно ст. 2 закона " О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащих, проходящим военную службу на территории Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" подлежат зачету в выслугу лет и трудовой стаж как один месяц военной службы за три месяца, в чем ему было отказано ответчиком.
В связи с чем, просил суд произвести перерасчет выслуги лет исходя из расчета один месяц за три месяца за период военной службы по призыву с "дата" по "дата" и с "дата" по "дата" на территории Северной Осетии.
Судом постановлено указанное решение.
В апелляционной жалобе на решение суда Грибакиным Т.А. ставится вопрос об отмене решения суда как постановленного с нарушением норм материального права.
В обосновании доводов апелляционной жалобы указывается, что суд необоснованно отказал ему в удовлетворении исковых требований, исходя из того, что он не принимал участие в конкретных террористических мероприятиях, поскольку частью 2 ст. 2 ФЗ РФ " О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащих, проходящим военную службу на территории Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" предусмотрено, что военнослужащим, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, для назначения пенсии засчитывается в выслугу лет и трудовой стаж один месяц военной службы за три месяца. Им осуществлялось выполнение служебно-боевых задач по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения в Республике Северная Осетия, участие в контртеррористических мероприятиях не входило в перечень его служебно- боевых задач.
Полагал, что суд неправомерно пришел к выводу, что поселок Чермен Пригородного района Республики Северная Осетия, где им выполнялись служебно-боевые задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения, не относился к зоне чрезвычайного положения, поскольку опровергается записями в его военном билете.
Проверив представленные материалы, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения Грибакина Т. А., поддержавшего доводы жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об оставлении решения суда без изменения, а апелляционной жалобы без удовлетворения по следующим основаниям.
Установлено, что "дата" Грибакин Т. А. был призван на военную службу, которую проходил в войсковой части N. ( л.д. 9-10)
В период с "дата" по "дата" и с "дата" по "дата" осуществлял задачи по защите конституционных прав граждан в г. Владикавказе и на территории Северной Осетии в условиях чрезвычайного положения, что подтверждается записью в военном билете, согласно которой истец имеет право на включение в выслугу лет для исчисления пенсии периода службы по призыву в особых условиях в льготном исчислении из расчета один месяц такой службы за три месяца. (л.д. 9-10)
После увольнения в запас из Вооруженных Сил Российской Федерации Грибакин Т. А. проходил службу в органах внутренних дел.
В силу статьи 2 Закона Российской Федерации от 21 января 1993 года N 4328-1 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территории Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, для назначения пенсии в соответствии с законодательством о пенсионном обеспечении военнослужащих засчитывается в выслугу лет один месяц военной службы за полтора месяца (часть 1).
Военнослужащим, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, для назначения пенсии засчитывается в выслугу лет и трудовой стаж один месяц военной службы за три месяца (часть 2).
Пенсионное обеспечение военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, в том числе и исчисление выслуги лет для назначения пенсии, регламентируется специальным Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", которым предусмотрено, что время прохождения военной службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении лицам, указанным в статье 1 этого Закона (часть 2 статьи 18 Закона).
Между тем, статья 1 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" от 12 февраля 1993 года N 4468-1 не содержит указания на распространение действия данного Закона на военнослужащих, проходившие военную службу по призыву.
Вместе с тем, порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии определен постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941, где предусмотрено, что военная служба по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее - срочная военная служба), кроме периодов, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях, предусмотренных для военнослужащих воинских частей, штабов и учреждений действующей армии, военнослужащих, проходивших службу или находившихся в плену в период Великой Отечественной войны, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС либо необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных, засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий в календарном исчислении (пункт 5).
Следовательно, всем военнослужащим, проходившим военную службу по призыву, военная служба подлежит зачету в календарном исчислении, кроме периодов, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях и к которым, по смыслу части 2 статьи 2 Закона Российской Федерации "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территории Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" от 21 января 1993 года N 4328-1, относится период выполнения задач в условиях чрезвычайного положения, то есть фактического участия в контртеррористических операциях, а не весь период прохождения военной службы по призыву на территории Северной Осетии и Чеченской Республики в условиях чрезвычайного положения.
Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву на территории Северной Осетии в условиях чрезвычайного положения, в перечне случаев льготного исчисления выслуги лет отсутствуют, в связи с чем, такая служба не может быть зачтена на льготных условиях в выслугу лет.
Исходя из того, что периоды военной службу по призыву не могут быть зачтены в выслугу лет в льготном исчислении, кроме периодов фактического участия в контртеррористических операциях, а истец Грибакин Т. А. проходил службу по призыву на территории Северной Осетии, в контртеррористических мероприятиях участие не принимал, что не отрицалось в суде самим Грибакиным Т. А., то суд пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Грибакина Т. А.
Довод апелляционной жалобы Грибакина Т. А. о том, что в его военном билете имеются записи о включении спорных периодов в льготном исчислении не может повлечь отмену решения суда, поскольку всем военнослужащим, проходившим военную службу по призыву, военная служба подлежит зачету в календарном исчислении, кроме периодов фактического участия в контртеррористических операциях.
Иные доводы апелляционной жалобы также не могут повлечь отмену решения суда, так как основаны на ошибочном толковании норм материального права.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение принято с правильным применением и толкованием норм материального права, в соответствии с нормами процессуального законодательства. Оснований для отмены судебного решения не имеется.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г. Орла от 11 марта 2012 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Грибакина Т.А.- без удовлетворения.
Председательствующий судья:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.