судебная коллегия по гражданским делам
Орловского областного судав составе:
Углановой М.А.
судей
Зубовой Т.Н. и Герасимовой Л.Н.
при секретаре
Постникове Н.С.
в открытом судебном заседании в помещении областного суда в г. Орле слушала гражданское дело по кассационной жалобе Посохова А.А.
на решение Советского районного суда г. Орла от 14 октября 2011 года, которым постановлено:
"Исковые требования Посохова А.А. к Управлению Министерства внутренних дел России по г. Орлу о включении в выслугу лет периода службы в таможенных органах, - оставить без удовлетворения".
Заслушав дело по докладу судьи областного суда Зубовой Т.Н., выслушав Посохова А.А., поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения представителя УМВД России по г.Орлу Косенкову А.В., судебная коллегия
Посохов А.А. обратился в суд с исковым заявлением к Управлению Министерства внутренних дел России по г. Орлу о включении в выслугу лет периода службы в таможенных органах.
В обоснование заявленных требований указывал, что ему отказано во включении в выслугу лет периода службы в таможенных органах с "дата" по "дата" на основании ст. 18 Закона РФ от 12.02.1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении, лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, и их семей" и п. 1 Постановления Правительства от 22.09.1993 года N941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации".
Полагал, что указанное решение ответчика незаконно и необоснованно, поскольку не включение в выслугу лет периода службы в таможенных органах, является снижением социальных и материальных гарантий сотрудника правоохранительных органов, нарушением конституционного принципа равенства и справедливости, на котором основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве.
В связи с этим просил суд обязать Управление Министерства внутренних дел России по г. Орлу включить в выслугу лет период службы в таможенных органах с "дата" по "дата", необходимый для назначения пенсии за выслугу лет в льготном исчислении (за один месяц службы полтора месяца выслуги) на основании приказа Орловской таможни N от "дата"
Судом постановлено обжалуемое решение.
В кассационной жалобе Посохов А.А. просит решение суда отменить как незаконное и постановленное с нарушением норм материального права и вынести новое решение об удовлетворении его исковых требований.
Несмотря на то, что в Постановлении Совета Министров-Правительства РФ от 22.09.1993г. N941 категория "сотрудники таможенных органов" не указана, однако считает, что действие данного документа в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 02.02.1998 г. N103 в ред. Постановления Правительства РФ от 19.01.2010 г. N17 распространяется на лиц, проходивших службу в таможенных органах и организациях ГТК РФ и имеющих специальные звания, а также на лиц, работавших в таможенных органах РФ в должностях, по которым предусмотрены специальные (персональные) звания, и уволенных из таможенных органов с правом на получение пенсии с учетом особенностей прохождения службы в таможенных органах РФ.
Ссылается на то, что пункт 1 Постановления Правительства РФ от 02.02.1998 г. N103 прямо указывает на необходимость распространить с учетом особенностей прохождения службы в таможенных органах РФ действие Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.1993г. N941, на лиц, проходивших службу в таможенных органах и организациях Государственного таможенного комитета РФ и имеющих специальные звания, а также на лиц, работавших в таможенных органах Российской Федерации в должностях, по которым предусмотрены специальные (персональные) звания, и уволенных из таможенных органов с правом на получение пенсии.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В силу ч.3 ст.18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, определяется Правительством Российской Федерации.
Согласно ст.1 данного Закона условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные настоящим Законом, распространяются:
а) на следующие категории лиц:
лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации и Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Федеральной пограничной службы и органов пограничной службы Российской Федерации, внутренних и железнодорожных войсках, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности (контрразведки) и пограничных войсках, органах внешней разведки, других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, и семьи этих лиц (за исключением лиц, указанных в пункте "б" настоящей статьи, и их семей);
лиц офицерского состава, прапорщиков и мичманов, проходивших военную службу в Вооруженных Силах, войсках и органах Комитета государственной безопасности, внутренних и железнодорожных войсках, других воинских формированиях бывшего Союза ССР, и семьи этих лиц (за исключением лиц, указанных в пункте "б" настоящей статьи, и их семей);
лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации, бывшего Союза ССР, в Государственной противопожарной службе, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и семьи этих лиц (за исключением лиц, указанных в пункте "б" настоящей статьи, и их семей);
лиц, указанных в статье 4 настоящего Закона, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы в других государствах, и семьи этих лиц - при условии, если договорами (соглашениями) о социальном обеспечении, заключенными Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР с этими государствами, предусмотрено осуществление их пенсионного обеспечения по законодательству государства, на территории которого они проживают;
б) на лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах, Федеральной пограничной службы и органов пограничной службы Российской Федерации, внутренних и железнодорожных войсках, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности (контрразведки) и пограничных войсках, органах внешней разведки, других воинских формированиях Российской Федерации и бывшего Союза ССР и в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, созданных в соответствии с законодательством, в Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, на лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации и бывшего Союза ССР, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в Государственной противопожарной службе и в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и семьи этих лиц, которые проживают в государствах - бывших республиках СССР, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, если законодательством указанных государств не предусмотрено осуществление их пенсионного обеспечения на основаниях, установленных для лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей.
Действуя в рамках предоставленных Законом полномочий, Совет Министров - Правительство Российской Федерации приняло Постановление от 22 сентября 1993 года N941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации".
В соответствии с п. "а" ст.13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" право на пенсию за выслугу лет имеют лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы 20 лет и более.
Согласно п. 1 ст. 50 Федерального закона от 21 июля 1997 года N114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" пенсионное обеспечение сотрудников таможенных органов и членов их семей осуществляется на условиях и по нормам, которые установлены законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и членов их семей.
Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов с учетом особенностей прохождения службы в таможенных органах определяется Правительством Российской Федерации.
Закрепляя право указанных лиц на получение пенсии за выслугу лет и определяя, какие виды службы и иной деятельности засчитываются в выслугу лет, Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" в статье 18 устанавливает, что Правительство Российской Федерации определяет только порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии.
Материалами дела установлено, чтоистец Посохов А.А. проходил службу в таможенных органах, с "дата" по "дата", что подтверждается приказом N от "дата" "О приеме на службу в таможенные органы и назначении на должность", а также приказом N-кт от "дата" "Об увольнении ФИО7 (л.д.8-9).
С "дата" истец проходит службу в УВД по Орловской области, что подтверждается копией его трудовой книжки (л.д. 13-14).
21.06.2011 г. на свое обращение о включении в выслугу лет периода службы в таможенных органах, Посохов А.А. получил ответ за подписью начальника УМВД России по г. Орлу, в соответствии с которым в выслугу лет для назначения пенсии после увольнения со службы лицам рядового и начальствующего состава ОВД не засчитывается служба в таможенных органах РФ (л.д.18).
Указанное обстоятельство послужило основанием для обращения истца в суд с настоящими требованиями.
Проанализировав действующее законодательство, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении требований истца, исходя из того, что ни Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", ни Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" служба лица, в таможенных органах, имеющего специальное звание не засчитывается в выслугу лет для назначения пенсии ни в льготном, ни в обычном исчислении.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным и оснований для его отмены не имеется.
Доводы жалобы кассатора по существу повторяют его правовую позицию, выраженную им в ходе разбирательства в суде первой инстанции, основаны на ином толковании правовых норм, и направлены на переоценку представленных в материалах дела доказательств, которые являлись предметом исследования суда первой инстанции и оценены в соответствии с требованиями ст.67 ГПК РФ.
Таким образом, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела судом первой инстанции установлены на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом доводов и возражений участвующих в деле лиц, окончательные выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены принятого по делу решения.
Руководствуясь статьями 360-361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г. Орла от 14 октября 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Посохова А.А. - без удовлетворения.
Председательствующий судья
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.