судебная коллегия по гражданским делам
Орловского областного судав составе:
Коротченковой И.И.
судей
Зубовой Т.Н. и Склярука С.А.
в открытом судебном заседании в помещении областного суда в г. Орле слушала гражданское дело по кассационной жалобе Лугинина А.А.
на решение Советского районного суда г. Орла от 18 августа 2011 года, которым постановлено:
"В удовлетворении заявления Лугинина А.А. об оспаривании действий (бездействий) администрации ФКУ СИЗО N УФСИН России по Орловской области - отказать".
Заслушав дело по докладу судьи областного суда Зубовой Т.Н., судебная коллегия
Лугинин А.А. обратился в суд с заявлением об оспаривании действий администрации ФКУ СИЗО N УФСИН России по Орловской области.
В обоснование заявленных требований указывал, что "дата" администрация ФКУ СИЗО N УФСИН России по Орловской области незаконно поставила его на профилактический учет по надуманным основаниям, как лицо, склонное к нападению на сотрудников СИЗО.
Ссылался на то, что фактов, доказывающих высказывания им угроз в адрес сотруднику СИЗО не имеется и данные сведения судом не проверялись.
В связи с этим просил суд признать незаконными действия администрации ФКУ СИЗО N УФСИН России по Орловской области по постановке на профилактический учёт, отменить постановление от "дата" и исключить из личного дела все документы, касающиеся постановки его на профилактический учет как лица, склонного к нападению на сотрудников СИЗО.
Судом постановлено указанное решение.
В кассационной жалобе Лугинин А.А. просит решение суда отменить, как незаконное, ссылаясь на то, что у суда не имелось оснований для отказа в удовлетворении его требований, поскольку факт высказывания им угроз в адрес сотрудников СИЗО не нашёл своего подтверждения в ходе судебного разбирательства.
Указывает на то, что объяснения от лиц, содержащихся с ним в камере, не отбирались. Кроме того, не было представлено суду и других доказательств, достоверно подтверждающих, что с его стороны в адрес администрации ФКУ СИЗО N УФСИН России по Орловской области высказывались угрозы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В силу ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В соответствии со ст.255 ГПК РФ крешениям,действиям(бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 20 ноября 2006 г. N333 утверждена Инструкция по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы (далее - Инструкция), регламентирующая порядок организации и проведения мероприятий по профилактике замышляемых и подготавливаемых правонарушений среди осужденных, подозреваемых и обвиняемых, отбывающих наказание и содержащихся в исправительных учреждениях и следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы(пункт 1).
Согласно п.3 Инструкции основной целью профилактической работы является недопущение правонарушений со стороны лиц, содержащихся в учреждениях УИС, посредством системы специальных мероприятий, направленных на предупреждение (предотвращение и пресечение) противоправных действий.
Деятельность сотрудников учреждений УИС по предотвращению правонарушений связана с выявлением лиц, имеющих намерение совершить правонарушение, и принятием к ним мер превентивного характера с целью не допустить реализации этих намерений (на стадии обнаружения умысла). При пресечении правонарушений устанавливаются лица, подготавливающие правонарушение, с принятием к ним превентивных мер в целях недопущения перерастания подготовительных действий в оконченное преступление (на стадии покушения). Работа по предупреждению правонарушений направлена на нейтрализацию или ликвидацию причин и условий, способствующих их совершению, с использованием мер воздействия на определенные факторы и лиц с устойчивым противоправным поведением.
Согласно пунктам 67, 69 Минимальных стандартных Правил обращения с заключенными, принятых Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями от 30 августа 1955 г., необходима классификация осужденных с целью отделения осужденных от тех, кто в силу своего преступного прошлого или отрицательных черт характера грозит оказать на них плохое влияние, а также разделения осужденных на категории, облегчающие работу с ними в целях их возвращения к жизни в обществе. В кратчайший срок после приема каждого заключенного и на основе изучения его характера следует разрабатывать программу работы с ним, исходя при этом из его индивидуальных потребностей, способностей и склонностей.
В соответствии с пунктами 23-33 Инструкции на профилактический учет берутся осужденные (подозреваемые и обвиняемые), в том числе
- склонные к нападению на представителей администрации;
Индивидуальная профилактика правонарушений осуществляется путем:
всестороннего изучения личности осужденного (подозреваемого и обвиняемого), его криминальных связей, характера, привычек, наклонностей, мотивации негативного поведения и высказываний;
проведения индивидуальных бесед, разъяснения осужденным (подозреваемым и обвиняемым) пагубности допускаемых ими правонарушений, а также возможных последствий;
изоляции осужденного (подозреваемого и обвиняемого) от связей и условий, оказывающих на него негативное влияние;
привлечения осужденного (подозреваемого и обвиняемого) к общественно полезному труду, учебе, работе в самодеятельных организациях;
использования в воспитательном процессе возможностей родственных и иных положительных связей;
применения других форм и методов положительного влияния на подучетных лиц, исходя из конкретных условий и целесообразности.
Инициатором постановки на профилактический учет может быть любой работник или сотрудник учреждения УИС, контактирующий с осужденными (подозреваемыми и обвиняемыми) в сфере уголовно-исполнительных отношений.
Работник или сотрудник учреждения УИС, владеющий информацией о замыслах осужденного (подозреваемого и обвиняемого) на подготовку к совершению противоправных действий или оснований, указанных вп. 40 настоящей Инструкции, готовит мотивированный рапорт (Приложение N 1) на имя начальника учреждения УИС.
Начальник учреждения УИС после ознакомления со сведениями, изложенными в рапорте, дает поручение оперативным службам на их полную и всестороннюю проверку.
Оперативные сотрудники в течение 10 дней проводят проверку достоверности и обоснованности сведений, изложенных в рапорте. После окончания проверки в случае согласия визируют рапорт, после чего передают его в воспитательную службу. Если по результатам проверки принято решение о нецелесообразности постановки (снятия) лица на профилактический учет, то на рапорте выводится мотивированная справка с причинами и рекомендациями о дальнейшей работе с этим осужденным (подозреваемым и обвиняемым).
Начальник отряда (воспитатель), за которым закреплен этот осужденный (подозреваемый и обвиняемый), приступает к подготовке соответствующего материала для рассмотрения на очередном заседании комиссии учреждения УИС (справка по личному делу, объяснения осужденного (подозреваемого и обвиняемого) и иных лиц по поводу ранее совершенных правонарушений, заключение служебного расследования по факту допущенного правонарушения и иные материалы, характеризующие данное лицо) и предварительно знакомит с ним начальника учреждения УИС.
Начальник учреждения УИС после ознакомления с указанными материалами, убедившись в обоснованности ходатайства инициатора о постановке (снятии) на профилактический учет лица, указанного в рапорте, визирует его и назначает дату для рассмотрения представленного материала на заседании комиссии и учреждения УИС.
На заседании комиссии в присутствии осужденного (подозреваемого и обвиняемого) заслушиваются начальник отряда (воспитатель), работник или сотрудник, возбудивший ходатайство о постановке (снятии) его на профилактический учет, и другие должностные лица, имеющие возможность охарактеризовать это лицо. Кроме того, заслушиваются объяснения самого осужденного (подозреваемого и обвиняемого).
По результатам рассмотрения комиссией учреждения может быть принято решение: о постановке на профилактический учет, снятии с профилактического учета, отказе в постановке на профилактический учет, отказе в снятии с профилактического учета. Решение комиссии в обязательном порядке фиксируется в протоколе, утвержденном начальником учреждения УИС и подписанном членами комиссии.
В случае постановки конкретного лица на профилактический учет за ним закрепляется наиболее профессионально подготовленный сотрудник учреждения УИС, в дальнейшем ответственный за проведение профилактической работы с этим осужденным (подозреваемым и обвиняемым).
В силу ч.4 ст.258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Как следует из материалов дела, Лугинин А.А. содержится в ФБУ СИЗО N УФСИН России по Орловской области с "дата" в связи с обвинением в совершении преступления, предусмотренного "...".
За время содержания в СИЗО Лугинин А.А. зарекомендовал себя с отрицательной стороны, "..." раз привлекался к дисциплинарной ответственности (л.д.16-18).
"дата" старшим оперуполномоченным оперативного отдела СИЗО ФИО1 был составлен рапорт, согласно которому следственно-арестованный Лугинин А.А. вынашивает намерения нападения на сотрудников учреждения. Рапорт согласован с начальником о/о ФКУ СИЗО N г. Орла ФИО2ФИО2ФИО2 (л.д.12).
Указанные обстоятельства также были подтверждены свидетельскими показаниями старшего оперуполномоченного оперативного отдела СИЗО ФИО1
"дата" указанный рапорт был рассмотрен на заседании административной комиссии в присутствии Лугинина А.А., по итогам заседания которого было принято решение о постановке Лугинина А.А. на профилактический учет, как склонного к нападению на сотрудников учреждения (л.д.14-15).
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии нарушения действующего законодательства со стороны администрации ФКУ СИЗО N УФСИН России по Орловской области при постановке Лугинина А.А. на профилактический учет и правильно отказал Лугинину А.А. в удовлетворении его требований.
Довод кассационной жалобы Лугина А.А. о том, что объяснительные от лиц, содержащихся с ним в камере, не брались, не является основанием для отмены решения суда, поскольку Инструкцией по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, утвержденной Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 20 ноября 2006 г. N333 указанные действия не предусмотрены.
Ссылка в жалобе кассатора на то, что им не высказывалось угрозы в адрес сотрудников СИЗО и доказательств высказывания таких угроз суду не предоставлено, противоречит установленным по делу обстоятельствам и не влечет отмену решения суда.
Руководствуясь статьями 360-361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г. Орла от 18 августа 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Лугинина А.А. - без удовлетворения.
Председательствующий судья
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.