судебная коллегия по гражданским делам
Орловского областного суда в составе
Председательствующего Циркуновой О.М.
судей Мерновой О.А. и Склярука С.А.
при секретаре Шалаевой И.В.
в открытом судебном заседании слушала гражданское дело по кассационной жалобе ГУ Управления Пенсионного Фонда РФ в Троснянском районе Орловской области на решение Троснянского районного суда Орловской области от 06 декабря 2011года, которым постановлено:
"Иск Касьяновой С.В. к ГУ Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Троснянском районе Орловской области о признании незаконным отказа в направлении средств материнского капитала и направлении средств материнского капитала на компенсацию затрат индивидуального жилищного строительства - удовлетворить.
Признать незаконным уведомление N от "дата" ГУ Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Троснянском районе Орловской области в соответствии с которым было отказано Касьяновой С.В. в удовлетворении заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала.
Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Троснянском районе Орловской области направить средства материнского (семейного) каптала Касьяновой С.В. в соответствии с ее заявлением на компенсацию затрат понесенных в связи со строительством объекта индивидуального жилищного строительства - жилого дома расположенного по адресу: "адрес"".
Заслушав дело по докладу судьи областного суда Мерновой О.А., судебная коллегияУ С Т А Н О В И Л А:
Касьянова С.В. обратилась в суд с иском к ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Троснянском районе Орловской области о признании незаконным отказа в направлении средств материнского капитала на компенсацию затрат индивидуального жилищного строительства.
В обоснование заявленных требований указала, что в 2011 году ею было подано заявление в УПФ РФ в Троснянском районе Орловской области о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала, приложив необходимые документы.
Однако в принятии решения о направлении средств материнского (семейного) капитала на компенсацию затрат, понесенных за построенный объект индивидуального жилищного строительства ей было отказано на том основании, что представленный ею документ - свидетельство на право собственности не соответствует требованиям Федерального закона от 29.12.2006 года N256-ФЗ " О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", поскольку основанием выдачи данного свидетельства является решение Троснянского районного суда, из которого следует, что суд признал за владельцем сертификата и членами его семьи право собственности на жилой дом, но не удостоверил факт создания объекта индивидуального жилищного строительства.
Считая данный отказ незаконным, просила суд признать незаконным решение ГУ УПФ РФ в Троснянском районе Орловской области от "дата" N и обязать ответчика направить средства материнского капитала на компенсацию затрат, понесенных на строительство объекта индивидуального жилищного строительства.
Судом постановлено указанное решение.
В кассационной жалобе УПФ РФ в Троснянском районе Орловской области просит решение суда отменить, как незаконное.
Указывает на то, что представленное истицей свидетельство о государственной регистрации права собственности на объект индивидуального жилищного строительства не соответствует требованиям Федерального закона от 29.12.2006 года N256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей".
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав возражения на жалобу Касьяновой С.В., судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7); каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе для воспитания детей (статья 39 часть 1). Конкретные меры социальной поддержки семьи и детей, в соответствии со статьей 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации, устанавливаются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В целях создания условий, обеспечивающих семьям, имеющим детей, достойную жизнь, Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", установлены дополнительные меры государственной поддержки этих семей, право на получение которых согласно подп. 1 п. 1 ст. 3 указанного Закона возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, в том числе и у женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка, начиная с 01 января 2007 года, независимо от места их жительства.
В соответствии с п.п. 1 п. 3 ст. 7 указанного Федерального закона от 29.12.2006 лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям, в том числе по направлению улучшения жилищных условий.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 10 ФЗ от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением о распоряжении могут направляться на приобретение (строительство) жилого помещения, осуществляемое гражданами посредством совершения любых не противоречащих закону сделок и участия в обязательствах (включая участие в жилищных, жилищно-строительных и жилищных накопительных кооперативах), путем безналичного перечисления указанных средств организации, осуществляющей отчуждение (строительство) приобретаемого (строящегося) жилого помещения, либо физическому лицу, осуществляющему отчуждение приобретаемого жилого помещения, либо организации, в том числе кредитной, предоставившей по кредитному договору (договору займа) денежные средства на указанные цели.
Постановлением Правительства РФ от 12 декабря 2007 г. N 862 утверждены Правила направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий (далее - Правила), устанавливающие виды расходов, на которые могут быть направлены средства (часть средств) материнского (семейного) капитала для улучшения жилищных условий, порядок подачи заявления о распоряжении этими средствами и перечень документов, необходимых для рассмотрения заявления, а также порядок и сроки перечисления указанных средств.
Пунктом 2 Правил предусмотрено, что лицо, получившее государственный сертификат на материнский (семейный) капитал (далее - сертификат), вправе использовать средства (часть средств) материнского (семейного) капитала на строительство или реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства, осуществляемые гражданами без привлечения организации, выполняющей строительство (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства, в том числе по договору строительного подряда (далее - строительная организация), а также на компенсацию затрат, понесенных на строительство или реконструкцию таким способом объекта индивидуального жилищного строительства, путем перечисления указанных средств на банковский счет лица, получившего сертификат.
В соответствии со ст. 8 закона N 256-ФЗ в удовлетворении заявления о распоряжении может быть отказано в случае:
1) прекращения права на дополнительные меры государственной поддержки по основаниям, установленным частями 3, 4 и 6 статьи 3 настоящего Федерального закона;
2) нарушения установленного порядка подачи заявления о распоряжении;
3) указания в заявлении о распоряжении направления использования средств (части средств) материнского (семейного) капитала, не предусмотренного настоящим Федеральным законом;
4) указания в заявлении о распоряжении суммы (ее частей в совокупности), превышающей полный объем средств материнского (семейного) капитала, распорядиться которым вправе лицо, подавшее заявление о распоряжении;
5) ограничения лица, указанного в частях 1 и 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, в родительских правах в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, на дату вынесения решения по заявлению о распоряжении, поданному указанным лицом (до момента отмены ограничения в родительских правах в установленном порядке);
6) отобрания ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, у лица, указанного в частях 1 и 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, в порядке, предусмотренном Семейным кодексом Российской Федерации (на период отобрания ребенка).
Как видно из материалов дела, Касьянова С.В. согласно государственного сертификата на материнский (семейный) капитал серии МК-2 N имеет право на получение материнского (семейного) капитала в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" в размере 276 250 рублей.
3.10.2011года Касьянова С.В. обратилась с заявлением в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Троснянском районе Орловской области о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала на компенсацию затрат, понесенных на строительство индивидуального жилищного объекта, приложив все необходимые документы.
07.10.2011года начальником Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Троснянском районе Орловской области Касьяновой С.В. по представленным документам было отказано в удовлетворении заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала, мотивируя тем, что свидетельство на право собственности не соответствует требованиям Федерального закона от 29.12.2006 года N256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", поскольку основанием выдачи данного свидетельства является решение Троснянского районного суда, из которого следует, что суд признал за владельцем сертификата и членами его семьи право собственности на жилой дом, но не удостоверил факт создания объекта индивидуального жилищного строительства.
Разрешая спор, суд первой инстанции установил, что жилой дом, расположенный по адресу: "адрес" был построен истицей Касьяновой и ее семьей в рамках программы "Социального развития села" в периоды с 2009 по 2010 годы.
В связи с тем, что земельный участок на котором велось строительство, находится в муниципальной собственности и Касьяновы не могли получить разрешение на строительство и дальнейшего оформления построенного ими жилого дома, последние обратились в суд с к Администрации Троснянского района Орловской области о признании права собственности на объект недвижимого имущества в равных долях по 1/4 доли за каждым.
Решением Троснянского районного суда Орловской области от 29.09.2010 года, за ФИО1, Касьяновой Светланой Викторовной, ФИО2, и ФИО3 признано право собственности на объект индивидуального жилищного строительства - жилой дом, расположенный по адресу: "адрес", общей площадью "..." в том числе жилой - "..."., инвентарный N, в равных долях в размере 1/4 его части, согласно техническому паспорту (л.д. 16).
21.02.2011года Администрация Троснянского сельского поселения выдало ФИО1 и С.В. разрешение на строительство N индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: "адрес" (л.д.14), а 16.03.2011года разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (л.д.15).
22 апреля 2011года за ФИО1, Касьяновой Светланой Викторовной, ФИО2, и ФИО3 было зарегистрировано право собственности на объект индивидуального жилищного строительства, жилой дом, расположенный по адресу: "адрес" (л.д.17-20).
Принимая во внимание выше приведенные нормы права, в соответствии с которыми средства материнского капитала могут быть использованы на компенсацию затрат, понесенных на строительство объекта индивидуального жилищного строительства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении исковых требований Касьяновой С.В.
Доводы кассационной жалобы кассатора о том, что представленное истицей свидетельство о государственной регистрации права собственности на объект индивидуального жилищного строительства не соответствует требованиям Федерального закона от 29.12.2006 года N256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", не влекут отмену решения суда, поскольку сводятся фактически к несогласию с той оценкой, которую дал суд при исследовании доказательств по делу.
В соответствии со ст. 67 ГПК РФ право оценки доказательств, принадлежит суду первой инстанции.
Суд дал правовую оценку всем материалам по настоящему делу, результаты оценки отразил в решении и привел мотивы, по которым доказательства приняты в качестве средства обоснования своих выводов, с которыми судебная коллегия согласна.
В кассационной жалобе не приведены доказательства, опровергающие выводы суда и свидетельствующие о неправильном применении судом норм материального и процессуального права, в связи, с чем оснований к отмене решения суда по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Троснянского районного суда Орловской области от 06 декабря 2011года оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Пенсионного Фонда РФ в Троснянском районе Орловской области об отмене решения - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.