судебная коллегия по гражданским делам
Орловского областного судав составе:
Орловой А.В.
судей
Зубовой Т.Н. и Углановой М.А.
при секретаре
Новиковой Е.В.
в открытом судебном заседании в помещении областного суда в г. Орле слушала гражданское дело по кассационной жалобе ГУ - УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области
на решение Заводского районного суда г. Орла от 12 января 2011 года, которым постановлено:
"Исковые требования Аксенкиной Т.Н. к ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области о включении периода работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, назначении пенсии с даты первоначального обращения к ответчику, удовлетворить.
Включить период работы Аксенкиной Т.Н. с 05 мая 1991 года по 30 ноября 2000 года в ОГУЗ "Орловский перинатальный центр" в специальный стаж, для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в льготном исчислении как год работы за год и шесть месяцев, на основании пп.20 п.1 ст. 27 ФЗ от 17.12.01г. N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области назначить и производить Аксенкиной Т.Н. выплату пенсии с 15 сентября 2010 годаЗаслушав дело по докладу судьи областного суда Углановой М.А., выслушав представителя ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области Горохову Н.Н., поддержавшую доводы кассационной жалобы, возражения истицы Аксенкиной Т.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Аксенкина Т.Н. обратилась в суд с иском к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области о включении периодов работы и нахождения в отпуске по беременности и родам в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.
В обоснование требований указывала, что с 06.04.1987 года по настоящее время она работает в должности акушерки в ОГУЗ "Орловский перинатальный центр".
Полагая, что имеет необходимый стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, 15.09.2010 г. она обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии.
Однако ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием специального стажа, поскольку период её работы с 05 мая 1991 года по 01 декабря 2000 года в должности акушерки санпропускника не подлежит зачёту в стаж на соответствующих видах работ, так как данное учреждение не предусмотрено разделом "Наименование учреждений" Списка N781.
Кроме того, период нахождения её в отпуске по беременности и родам с 07.03.1987 года по 04.11.1989 года включен ответчиком в специальный стаж в календарном исчислении, а период по уходу за ребенком после достижения ребёнком возраста полутора лет с 05.11.1989 года по 04.05.1991 года исключен из подсчета стажа на соответствующих видах работ.
Отказ пенсионного органа считала незаконным, поскольку, полагала, что "санпропускник" - это название одного из помещений акушерского приемного отделения, который входит в акушерское приемное отделение, входящее в акушерское обсервационное отделение, где она работает в настоящее время.
Указывала, что в ее должностные обязанности входило: лечебно-диагностическая помощь беременным, роженицам, родильницам; неотложная доврачебная медицинскую помощь беременным женщинам, роженицам; установление предварительного диагноза и срока беременности; выполнение мер по соблюдению санитарно-гигиенического режима; оформление установленной медицинской документации и ведение прочей деятельности по охране здоровья населения.
Также она принимала пациенток с различными инфекционными заболеваниями, в том числе, гепатиты "В" и "С", ВИЧ-инфекция и туберкулез, а также с венерическими заболеваниями, в случае необходимости принимала роды у рожениц, поступающих в потужном периоде, ВИЧ-инфицированных, а также у необследованных и не наблюдавшихся в женских консультациях женщин. Производила работу с биологическими жидкостями: кровь, околоплодные воды и др., осуществляла забор анализов для последующих лабораторных исследований.
Ссылалась также на то, что периоды нахождения в отпуске по беременности и родам и уходу за ребенком подлежат включению в льготный стаж, поскольку имели место до 06.10. 1992г.
По указанным основаниям, после неоднократного уточнения исковых требований, окончательно просила суд включить период её работы с 05 мая 1991 года по 30 ноября 2000 года в должности акушерки санпропускника в Орловском областном роддоме в трудовой стаж, дающий право на
досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" из расчета 1 год работы за 1 год и 6 месяцев, обязать ответчика назначить и производить выплату пенсии с даты первоначального обращения, то есть с 15 сентября 2010г.
Судом постановлено обжалуемое решение.
В кассационной жалобе ГУ - УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области просит решение суда отменить и вынести новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на то, что период работы истицы с 05 мая 1991 года по 30.11.2000 года в должности акушерки санпропускника подлежит включению в стаж на соответствующих видах работ в календарном исчислении, поскольку указанное отделение не поименовано перечнем учреждений, работа в которых даёт право истице на досрочное назначение пенсии.
Указывает, что согласно Обзору законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за 2 квартал 2010 года, показания свидетелей, допрошенных судом по настоящему делу, не могут являться допустимыми доказательствами характера работы истицы.
Считает, что справка о выполнении истицей в полном объеме обязанностей акушерки не является доказательством её работы в структурном подразделении учреждения здравоохранения, работа в котором в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев.
Кроме того, полагает, что суд необоснованно обязал Управление пенсионного фонда производить выплату истице пенсии с 15.09.2010 года, поскольку такое право у неё может возникнуть только после вступления решения суда в законную силу.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене ввиду нарушения норм материального права.
Судом первой инстанции установлено, что истица Аксенкина Т.Н.06.04.1987 года была принята на должность акушерки физиологического отделения Орловского областного роддома, который неоднократно переименовывался и с 2008 года является ОГУЗ "Орловский перинатальный центр", с 01.08.1987г. работала акушеркой отделения физиологии,
с 05.05.1991 года по 30.11.2000г. - акушеркой санпропускника, с 01.12.2000 года до настоящего времени работает акушеркой акушерского обсервационного отделения, что подтверждается копией трудовой книжки(12-13).
Удовлетворяя исковые требования Аксенкиной Т.Н. в части включения периода работы в должности акушерки санпропускника Орловского областного роддома с 05.05.1991 года по 30.11.2000 года в льготный стаж, суд первой инстанции исходил из того, что, работая в данной должности, истица выполняла работу среднего медицинского персонала, имела необходимое образование, то есть осуществляла лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, характер и условия работы истицы в связи с переводом в другое отделение не изменились и исполняемые обязанности были связаны с работой, осуществимой в отделениях хирургического профиля.
Между тем, такой вывод суда не основан на законе и не соответствует фактическим обстоятельствам дела.
В целях обеспечения конституционного права каждого на получение пенсии законодатель вправе, как это вытекает изстатьи 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, установление их размеров и порядка исчисления, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.
Установление для лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости в действующей системе пенсионного обеспечения направлено на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общего пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности; при этом учитываются также и различия в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях.
Выделение в особую категорию лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, отдельных работников, осуществляющих такую деятельность, фактически основанное на учете специфики выполняемой ими работы и профиля учреждения, само по себе не может расцениваться как нарушение принципа равенства всех перед законом либо как ограничение права граждан на пенсионное обеспечение.
Указанная правовая позиция высказана Конституционным Судом Российской Федерации вОпределении N197-О от 18.06.2004 года.
В соответствии с п.п.20 п.1 и абз.1 п.2 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях Российской Федерации", а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости вышеуказанным лицам.
Приведенными выше Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ "О Трудовых пенсиях в Российской Федерации" утвержден Перечень структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев.
Согласно данному Перечню льготный порядок подсчета стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, предусмотрен дляакушерок в отделениях хирургического профиля стационаров государственных и муниципальных учреждений, предусмотренных пунктами 1-6, 8, 12, 15, 20, 21, 27-30 Списка, к которым отнесены: акушерские, акушерские физиологические, акушерские обсервационные, акушерские патологии беременности; гинекологические отделения.
Указанным Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев,
санпропускник не поименован.
Отсутствует указание на санпропускник и в соответствующем Перечне, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N1066, подлежавшем применению с 1 ноября 1999 года.
Как следует из материалов дела, в период1995-2001 г.г.
санпропускник не входил в структуру акушерско-физиологического, акушерско-обсервационного, акушерского отделения патологии беременности и гинекологического отделения и существовал как отдельное структурное подразделение (л.д.64-79,140-150).
При указанных обстоятельствах выводы суда о включении в специальный стаж для назначения пенсии периода трудовой деятельности Аксенкиной Т.Н. в должности акушерки санпропускника Орловского областного роддома нельзя признать соответствующими требованиям норм материального права, регулирующим возникшие правоотношения, в связи с чем правовых оснований для удовлетворения исковых требований у суда не имелось.
Доводы истицы в той части, что в спорный период работы она оказывала лечебно-диагностическую, неотложную доврачебную медицинскую помощь беременным женщинам, роженицам, и исполняла другие обязанности, аналогичные обязанностям акушерки в отделениях хирургического профиля не имеют правового значения при разрешении настоящего спора, поскольку законодатель в вышеуказанных Постановлениях Правительства РФ прямо указал перечень структурных подразделений учреждений здравоохранения, работа в которых дает право на включение в специальный стаж в льготном порядке как один год работы за один год и шесть месяцев.
Поскольку при рассмотрении дела судом первой инстанции допущено существенное нарушение норм материального права, а также учитывая, что имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения дела обстоятельства судом установлены правильно и в полном объеме, судебная коллегия считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Аксенкиной Т.Н. о включении периода работы с 05.05.1991 года по 30.11.2000 года в должности акушерки санпропускника Орловского областного роддома в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в льготном исчислении и назначении ей пенсии с 15 сентября 2010 года.
Руководствуясь ст. ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Заводского районного суда г. Орла от 12 января 2011 года отменить.
В удовлетворении исковых требований Аксенкиной Т.Н. к ГУ Управлению Пенсионного Фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области о включении периода работы с 05 мая 1991 года по 30 ноября 2000 года в должности акушерки санпропускника Орловского областного роддома в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в льготном исчислении и обязании ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области назначить пенсию с 15 сентября 2010 года отказать.
Председательствующий судья:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.