Апелляционное определение Смоленского областного суда от 28 февраля 2012 г.
(Извлечение)
Смоленский областной суд в составе:
председательствующего судьи Пудова А.В.,
судей Коженовой Т.В. и Никоненко Т.П.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в апелляционном порядке дело по кассационной жалобе Щерба А.С., Щерба С.А. на решение Сафоновского районного суда Смоленской области от 26 декабря 2011 года.
Заслушав доклад судьи Коженовой Т.В., объяснения Щербы А.С., Щерба С.А., представителя истцов Коротченко Р.А., поддержавших доводы жалобы, Смоленский областной суд
УСТАНОВИЛ:
Щерба А.С. и Щерба С.А., уточнив требования, обратились в суд с иском к администрации МО " "данные изъяты" район" и Департаменту Смоленской области по социальному развитию о предоставлении им социальной выплаты в рамках областной долгосрочной программы "Обеспечение жильем молодых семей" на 2009-2010 годы, ссылаясь на необоснованное их исключение из списка участников этой программы и неуведомление о включении в состав участников аналогичной программы на 2011-2015 годы.
Определением суда от 14.06.2011г. к участию в деле в качестве соответчика привлечен Департамент Смоленской области по социальному развитию.
Представитель администрации МО " "данные изъяты" район" вопрос о разрешении заявленных требований оставил на усмотрение суда.
Представитель Департамента Смоленской области по социальному развитию иск не признал, указав, что содержащиеся в нем требования не основаны на законе.
Решением Сафоновского районного суда Смоленской области от 26.12.2011г. в удовлетворении исковых требований Щерба А.С. и Щерба С.А. отказано.
В кассационной жалобе Щерба А.С. и Щерба С.А. просят отменить судебное решение, считая его незаконным, вынесенным с нарушением норм материального права, а также ввиду несоответствия выводов суда обстоятельствам дела.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов жалобы, Смоленский областной суд находит указанное решение правильным.
Порядок предоставлениямолодымсемьям социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома установлен Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13.05.06г. N 285 в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильеммолодыхсемей федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы.
Подпунктом "а" п.5 названных Правил определено, что участницей подпрограммы может бытьмолодаясемья, возраст каждого из супругов которой на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включениимолодойсемьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет.
Обязанность по проверке представленныхмолодымисемьями документов, признание либо отказ в признании участником Программы, формирование списковсемей, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и их представление в орган исполнительной власти субъекта РФ, возложена на орган местного самоуправления муниципального образования (п.15, 17, 21 Правил).
Постановлением Администрации Смоленской области от 13.03.09г. N 125 утвержден Порядок реализации отдельных мероприятий долгосрочной областной целевой программы "Обеспечение жильеммолодыхсемей на 2009-2010 годы.
Пунктом 2.3. названного Порядка установлено, что орган местного самоуправления осуществляет проверку сведений, содержащихся в документах, указанных в пункте 2.1. настоящего Порядка, и до 1 сентября года, предшествующего планируемому, принимает решение о включениимолодойсемьи в списокмолодыхсемей- участников Программы, либо отказе включитьмолодуюсемью в указанный список. О принятом решении орган местного самоуправления уведомляетмолодуюсемью в письменной форме.
В случае включениямолодойсемьи в список на нее заводится учетное дело, которое содержит документы, явившиеся основанием для принятия такого решения.
Список формируется органом местного самоуправления в хронологической последовательности в соответствии с датой признания заявителя участником Программы.Молодыесемьи, включенные органами местного самоуправления в список в один и тот же день, указываются в соответствии со временем подачи заявления.
В первую очередь в список включаютсямолодыесемьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.03.05г.
Департамент по социальному развитию на основании списков, представленных органами местного самоуправления, формирует сводный списокмолодыхсемей - участниковПрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома в планируемом году, по Смоленской области (далее также - сводный список) поформе согласно приложению N 4 к настоящему Порядку.
Департамент по социальному развитию на основании сводного списка, заявок, представленных органами местного самоуправления поформе согласно приложению N 5 к настоящему Порядку, и с учетом средств, предусмотренных областным бюджетом на финансирование расходов бюджетов муниципальных образований Смоленской области, связанных с реализациейПрограммы, на соответствующий финансовый год, формирует списокмолодыхсемей - претендентов на получение социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома в планируемом году по Смоленской области (далее также - список претендентов) поформе согласно приложению N 6 к настоящему Порядку.
Департамент по социальному развитию в соответствии сразделом 4 настоящего Порядка может вносить изменения в утвержденный сводный список и в список претендентов.
Орган местного самоуправления доводит до сведениямолодыхсемей - участниковПрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, решение Департамента по социальному развитию по вопросу о включении их в сводный список и в список претендентов (п.п.2.6.-2.9., 2.11 Порядка).
Таким образом, право на предоставление социальной выплаты у участников Программы возникает только после их внесения Департаментом Смоленской области по социальному развитию всписок претендентов на получение социальных выплат.
Материалами дела установлено, что 24.04.2009г.семья истцов (в составе 4-х человек - Щерба А.С., Щерба С.А., дочь Екатерина, (дата) и сын Илья, (дата) ) признана нуждающейся в улучшении жилищных условий для участия в областной долгосрочной программе "Обеспечение жильеммолодыхсемей" на 2009-2010 годы (л.д.7).
Постановлением Главы МО " "данные изъяты" район" от 19.05.09г. Nсемья была признана участником этой программы на 2009-2010 годы, внесена в соответствующий список, утвержденный комиссией по жилищным вопросам администрации МО " "данные изъяты" район" (л.д.8, учетное дело участника Программы Щербы А.С.).
Вместе с тем, в утвержденный Губернатором Смоленской области список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в 2010г. семья Щербы А.С. включена не была, что обусловлено недостаточностью соответствующего финансирования для обеспечения выплаты именно в 2010г. с учетом количества иных граждан, ставших участниками подпрограммы ранее семьи истца.
После направления Щербе А.С. сообщения администрации МО " "данные изъяты" район" от 11.10.2010г. о том, что реализация мероприятий целевой программы, в которой участвовала его семья, заканчивается в 2010г. и предложения участвовать в аналогичной долгосрочной Программе на 2011-2015 годы, он обратился к Главе муниципального образования с соответствующим заявлением и семья вновь была включена в список участников Программы, но уже на 2011-2015 годы (материалы учетного дела).
Однако 31.01.11г. на заседании комиссии при Департаменте Смоленской области по социальному развитию Главе МО " "данные изъяты" район" было рекомендовано исключить их из указанного выше списка ввиду достижения Щерба С.А. возраста 35 лет, что и нашло отражение в постановлении администрации МО " "данные изъяты" район" от 08.04.2011г. N (л.д.10, 14-15).
Таким образом, решение о включении семьи Щерба С.А. в число молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в 2011 г. Департаментом Смоленской области не могло быть принято, т.к. по состоянию на 31.01.11г. заявителю было более 35 лет и его семья перестала отвечать требованиям, установленным п.п. "а" п. 5 Правил.
Принимая обжалуемое решение, суд пришел к правильному выводу о том, что поскольку семья истцов в период действия программы "Обеспечение жильем молодых семей" на 2009-2010 годы, когда возраст супругов не превышал 35 лет, не была включена уполномоченным органом в сводный список молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты в 2010г., а с 01.01.2011г. указанная программа прекратила свое действия, исковые требования удовлетворению не подлежат.
Нельзя согласиться с доводом истцов о том, что областная целевая программа на 2009-2010г.г., несмотря на истечение срока реализации программы, не прекратила свое действие. Долгосрочная целевая программа действует в пределах срока реализации, определенного соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией муниципального образования в устанавливаемом ими порядке (ст.179 Бюджетного кодекса РФ).
Доводы кассационной жалобы основаны на неправильном применении норм материального права и основанием для отмены решения Сафоновского районного суда Смоленской области от 26.12.2011г. не являются.
Решение является законным, обоснованным и оснований для его отмены, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 329 ГПК РФ, Смоленский областной суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение Сафоновского районного суда Смоленской области от 26 декабря 2011 года оставить без изменения, а жалобу Щерба А.С., Щерба С.А. - без удовлетворения.
Председательствующий :
Судьи :
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.