Постановление Президиума Смоленского областного суда от 11 января 2012 г.
(Извлечение)
Президиум Смоленского областного суда в составе:
Председательствующего Войтенко В.П.,
Членов президиума Авхимова В.А., Вислогузовой Г.Н., Калинина Д.Д., Коршуновой Л.А., Перова А.Е., Струженкова А.Ф., Сухарева Г.П.,
По докладу судьи Калининой А.В.,
Рассмотрев дело по иску Татьяненко Надежды Петровны к Управлению Федеральной миграционной службы по ..., Администрации муниципального образования ... об отмене решения об исключении из сводного списка вынужденных переселенцев, переданное для рассмотрения определением судьи Смоленского областного суда от 23 декабря 2011 года, надзорную жалобу Татьяненко Надежды Петровны на решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 11 августа 2011 года, кассационное определение судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от 4 октября 2011 года,
УСТАНОВИЛ:
Татьяненко Н.П. обратилась в суд с иском к Управлению Федеральной миграционной службы по ... (далее - УФМС), Администрации МО ... (далее - Администрация МО) и, уточнив требования, просила обязать Администрацию МО заключить с ней договор найма временного жилья, обязать УФМС отменить решение об исключении ее из сводного списка вынужденных переселенцев на получение постоянного жилья, включить ее в Программу "Жилище", восстановить в очереди на получение жилищного сертификата и восстановить ее статус вынужденного переселенца.
В обоснование заявленных требований указала, что в 1998 году получила статус вынужденного переселенца, который впоследствии неоднократно продлевался; в связи с указанным статусом ей была предоставлена для временного проживания комната в общежитии, где она проживает по настоящее время; она состояла в очереди на получение постоянного жилья и с 2006 года принимала участие в федеральной целевой программе "Жилище"; постановлением Администрации МО от 8 апреля 2010 года общежитие, в котором она проживает, переведено в статус жилого дома, в связи с чем она была лишена статуса вынужденного переселенца, исключена из списков на получение постоянного жилого помещения и жилищного сертификата, что полагает незаконным, поскольку договор социального найма на занимаемую ею комнату заключен быть не может вследствие того, что в указанной комнате зарегистрированы по месту жительства еще двое посторонних ей мужчин.
Представитель УФМС России по ... иск не признал, мотивируя тем, что в продлении статуса вынужденного переселенца истице отказано правомерно, поскольку в связи с переводом общежития в категорию жилого дома, Татьяненко Н.П. имеет право заключить договор социального найма на занимаемую ею комнату, вследствие чего обстоятельства, препятствующие в обустройстве истицы на новом месте жительства, отсутствуют.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя Администрации МО ....
Решением Ленинского районного суда г. Смоленска от 11 августа 2011 года, оставленным без изменения кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от 4 октября 2011 года, в удовлетворении требований Татьяненко Н.П. отказано.
В надзорной жалобе Татьяненко Н.П. просит отменить состоявшиеся по делу судебные постановления, ссылаясь на допущенное судами существенное нарушение норм материального права.
8 декабря 2011 года дело истребовано в Смоленский областной суд.
Определением судьи Смоленского областного суда Калининой А.В. от 23 декабря 2011 года дело передано в суд надзорной инстанции - президиум Смоленского областного суда для рассмотрения по существу.
В судебное заседание президиума Смоленского областного суда истица и ответчики, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде надзорной инстанции, не явились. На основании ст. 385 ГПК РФ президиум Смоленского областного суда считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Заслушав доклад судьи Калининой А.В., проверив материалы дела и обсудив обоснованность доводов надзорной жалобы, президиум находит решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 11 августа 2011 года и кассационное определение судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от 4 октября 2011 года подлежащими отмене.
В соответствии со ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
При рассмотрении настоящего дела такого рода существенное нарушение норм материального права допущено судами первой и кассационной инстанций.
В соответствии с п. 4 ст. 5 Закона РФ от 19 февраля 1993 года N 4530-1 "О вынужденных переселенцах" (далее - Закон) статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают меры, предусмотренные статьей 7 настоящего Закона, по обеспечению обустройства вынужденного переселенца и членов его семьи на новом месте жительства на территории Российской Федерации.
При наличии обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства, срок действия его статуса продлевается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца (абз. 2 п. 4 ст. 5 Закона).
Согласно пп. 2 п. 2 ст. 9 Закона лицо утрачивает статус вынужденного переселенца в связи с истечением срока предоставления статуса в соответствии с п. 4 ст. 5 настоящего Закона.
Подпунктом "б" пункта 40 Положения о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерации (далее - Положение), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 8 ноября 2000 года N 845, установлено, что территориальный орган Министерства по делам федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации на основании сведений органов местного самоуправления о постановке вынужденных переселенцев на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (постоянном жилье), в порядке, определяемом указанным Министерством, вносит в орган местного самоуправления предложения о распределении среди состоящих на учете вынужденных переселенцев жилых помещений для постоянного проживания, в финансировании строительства (приобретения) которых участвовал этот территориальный орган, за исключением вынужденных переселенцев, проживающих в жилых помещениях, предоставленных членам семьи для постоянного проживания по договору найма.
Статьей 6 Закона предусмотрено, что вынужденный переселенец имеет право: самостоятельно выбрать место жительства на территории Российской Федерации, в том числе в одном из населенных пунктов, предлагаемых ему территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции. Вынужденный переселенец может в соответствии с установленным порядком проживать у родственников или у иных лиц при условии их согласия на совместное проживание независимо от размера занимаемой родственниками или иными лицами жилой площади; при отсутствии возможности самостоятельного определения своего нового места жительства на территории Российской Федерации получить у федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, или его территориального органа в порядке, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, направление на проживание в центре временного размещения вынужденных переселенцев либо в жилом помещении из фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев.
В силу приведенной нормы закона государственная поддержка в обеспечении жильем вынужденных переселенцев для постоянного проживания оказывается тем лицам, которые не могут самостоятельно определить свое место жительства либо нуждаются в улучшении жилищных условий по причине отсутствия жилья для постоянного проживания на территории Российской Федерации.
Судом установлено, что Татьяненко Н.П. 02.06.1998 г. приобрела статус вынужденного переселенца, который впоследствии неоднократно продлевался, последний раз - 02.06.2010 г.; решением жилищной комиссии Администрации МО ... от 24.02.2004 г. истице предоставлена комната ... площадью ... кв. м. в общежитии по адресу: г. .. (после присвоения новых почтовых адресов - ул. ...); постановлением Администрации МО ... от 08.04.2010 г. N 330 здание указанного общежития переведено в категорию многоквартирных жилых домов; 12.08.2010 г. Татьяненко Н.П. обратилась в Администрацию МО с заявлением о заключении договора социального найма на занимаемое жилое помещение, договор был оформлен, однако получать его истица отказалась.
Согласно копии финансового лицевого счета N ... от 05.08.2011 г. в комнате N ... квартиры N ... зарегистрированы Татьяненко Н.П. с 16.03.2004 г., ФИО с 16.07.1996г. - койко-место, ФИО. с 28.10.1999 г. - койко-место (л.д. 43).
Отказывая в удовлетворении заявленных Татьяненко Н.П. требований, судебные инстанции исходили из того, что после принятия органом местного самоуправления решения о переводе общежития, в котором проживает истица, в категорию многоквартирных жилых домов, оно статус временного жилья утратило, и к отношениям по пользованию им должны применяться нормы Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма, в связи с чем проживание Татьяненко Н.П. в жилом помещении на условиях социального найма свидетельствует об ее обустройстве на новом месте жительства и не влечет продление статуса вынужденного переселенца.
Отвергая доводы Татьяненко Н.П. о том, что в занимаемом истицей жилом помещении зарегистрированы посторонние лица, суд исходил из того, что данное обстоятельство само по себе не изменяет статус жилого помещения и правоотношения по пользованию им; указанные истицей лица в комнате не проживают, их регистрация носит формальный характер и не препятствует заключению с истицей договора социального найма.
Между тем, в силу п. 1 ч. 2 ст. 65 Жилищного кодекса РФ наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан передать нанимателю жилое помещение, свободное от прав иных лиц.
Федеральный законодатель определил место жительства как место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает (п. 1 ст. 20 ГК РФ), поскольку именно с местом жительства связывается, как правило, реализация принадлежащих гражданину прав, а также исполнение обязанностей, возложенных на него законом либо договором, то есть, предполагается, что гражданин имеет юридически зафиксированное жилище, которое является для него основным, куда он после непродолжительного либо длительного отсутствия намеревается вернуться, и наличие права пользования которым служит предварительным условием его регистрации по месту жительства (Постановление Конституционного Суда РФ от 14.04.2008 г. N 7-П).
Таким образом, регистрация лица в жилом помещении по месту жительства является подтверждением наличия у этого лица права пользования указанным жилым помещением до тех пор, пока иное не установлено в предусмотренном законом порядке.
Поскольку при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции установлено, что в занимаемом истицей жилом помещении зарегистрированы по месту жительства иные, посторонние для истицы, лица, с выводами суда об отсутствии препятствий к заключению с истицей договора социального найма в отношении указанного жилого помещения и об отсутствии в связи с этим препятствий к обустройству вынужденного переселенца на новом месте жительства, согласиться нельзя.
Таким образом, при разрешении заявленных Татьяненко Н.П. требований судебными инстанциями допущено существенное нарушение норм материального права, повлиявшее на исход дела, без устранения которого невозможны восстановление и зашита нарушенных прав и законных интересов Татьяненко Н.П., в связи с чем решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 11 августа 2011 года и кассационное определение судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от 4 октября 2011 года подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 388, 390 ГПК РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 11 августа 2011 года, кассационное определение судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от 4 октября 2011 года отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Председательствующий президиума
Смоленского областного суда В.П. Войтенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.