Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего: Зубаровской С.В.,
судей: Мацкив Л.Ю. и Федоришина А.С.,
при секретаре: Михайлове Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Поталовой С.В. на решение Заднепровского районного суда г.Смоленска от 01 марта 2012 года,
заслушав доклад судьи Зубаровской С.В., объяснения Поталовой С.В. и её представителя без специальных полномочий Поталова И.И., просивших удовлетворить апелляционную жалобу, возражения представителей Смоленской таможни Гуськовой Е.В. и Садковой М.В., полагавших необоснованной апелляционную жалобу,
УСТАНОВИЛА:
Поталова С.В., уточнив требования, обратилась в суд с иском к Смоленской таможне о взыскании денежного содержания за время вынужденного прогула, указав, что решением Заднепровского районного суда г. Смоленска от 22 ноября 2011 года она восстановлена на государственной гражданской службе в должности "данные изъяты" с 01 июля 2011 года. В этой связи имеет право на выплату среднего заработка за время вынужденного прогула, который составил 101 рабочий день, общая сумма, подлежащая возмещению за период с 1 июля 2011 года по 22 ноября 2011 года, согласно представленному расчёту составляет "данные изъяты" Поскольку ответчик в добровольном порядке отказывается возместить ей утраченный средний заработок, просила взыскать с него вышеназванную сумму (л.д. 2-3, 56).
Представители Смоленской таможни Гуськова Е.В. и Палий Н.Э. заявленные требования не признали по тем основаниям, что расчёт среднего заработка за время вынужденного прогула должен быть произведён в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.09.2007 г. N 562 "Об утверждении Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих", с учётом разъяснений, содержащихся в письме Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 28.12.2011 г. N 17-3/2511 и Постановлении Правительства РФ от 24.10.2007 г. N 922 "Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы". В этой связи истицей необоснованно включены в расчёт следующие выплаты: материальная помощь к отпуску, единовременная выплата к отпуску, материальное стимулирование по итогам работы за квартал, единовременное поощрение, выплачиваемое при экономии фонда заработной платы, и премии за выполнение особо сложных и важных заданий. За вычетом вышеназванных сумм сумма среднего заработка за время вынужденного прогула (по мнению представителя ответчика количество дней вынужденного прогула - 102) составляет "данные изъяты"; просила произвести зачёт денежных средств, выплаченных Поталовой С.В. при увольнении в размере "данные изъяты" из денежных средств, подлежащих выплате за время вынужденного прогула.
Решением Заднепровского районного суда г. Смоленска от 01 марта 2012 года требования Поталовой С.В. удовлетворены частично: со Смоленской таможни в пользу истицы взыскано денежное содержание за время вынужденного прогула в сумме "данные изъяты"
В апелляционной жалобе Поталова С.В. просит изменить решение суда и удовлетворить требования в полном объёме, взыскав со Смоленской таможни "данные изъяты", поскольку при вынесении решения суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, неправильно применил нормы материального права и неправильно истолковал закон (л.д. 63-65).
Выслушав стороны, проверив решение суда исходя из доводов апелляционной жалобы и возражений на неё, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, Поталова С.В. на основании решения Заднепровского районного суда г. Смоленска от 22 ноября 2011 года восстановлена на государственной гражданской службе в должности "данные изъяты" с 01 июля 2011 года; при вынесении решения о восстановлении истицы в должности вопрос о выплате заработной платы за время вынужденного прогула не рассматривался. Количество дней вынужденного прогула составило 102.
В соответствии со ст. 394 ТК РФ орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, принимает решение о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула или разницы в заработке за все время выполнения нижеоплачиваемой работы.
Согласно статье 139 ТК РФ для всех случаев определения размера средней заработной платы (среднего заработка), предусмотренных настоящим Кодексом, устанавливается единый порядок ее исчисления. Для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат. При любом режиме работы расчет средней заработной платы работника производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале - по 28-е (29-е) число включительно). Особенности порядка исчисления средней заработной платы, установленного настоящей статьей, определяются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Таким нормативным правовым актом является Положение "Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы", утверждённое Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 N 922 (далее по тексту - Постановление Правительства N 922).
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции на основе анализа ст. 139 ТК РФ и Постановления Правительства РФ N 922 пришёл к выводу, что: "при определении средней заработной платы должны учитываться выплаты, предусмотренные условиями трудового договора (служебного контракта), и производимые в обязательном порядке. При этом в расчёт средней заработной платы восстановленному на работе лицу не могут включаться выплаты, право на которые у него возобновляется с восстановлением на работе, и выплата которых будет производиться в будущем". В этой связи суд посчитал необоснованным включение в расчёт сумм материального стимулирования, единовременной выплаты к отпуску, материальной помощи к отпуску и единовременного поощрения.
Вместе с тем, такой вывод суда не основан на нормах действующего законодательства и сделан без учёта всех представленных доказательств по делу.
В силу пунктов 1, 2 и 3 Постановления Правительства РФ N 922 настоящее Положение устанавливает особенности порядка исчисления средней заработной платы (среднего заработка) для всех случаев определения ее размера, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации.
Для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат. К таким выплатам относятся: денежное вознаграждение (денежное содержание), начисленное за отработанное время лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, депутатам, членам выборных органов местного самоуправления, выборным должностным лицам местного самоуправления, членам избирательных комиссий, действующих на постоянной основе; премии и вознаграждения, предусмотренные системой оплаты труда; другие виды выплат по заработной плате, применяемые у соответствующего работодателя.
Для расчета среднего заработка не учитываются выплаты социального характера и иные выплаты, не относящиеся к оплате труда (материальная помощь, оплата стоимости питания, проезда, обучения, коммунальных услуг, отдыха и другие).
Из анализа положений Постановления Правительства РФ N 922 следует, что данный нормативный правовой акт применяется в том числе и для случаев определения среднего заработка при вынужденном прогуле; перечень видов выплат, учитываемых при расчёте среднего заработка, не является исчерпывающим; помимо денежного содержания гражданского служащего подлежат учёту выплаты, предусмотренные системой оплаты труда у соответствующего работодателя.
По смыслу статьи 135 ТК РФ под системой оплатой труда законодатель понимает всю совокупность письменных документов и нормативных правовых актов, содержащих условия о видах выплат в качестве заработной платы у конкретного работодателя, носящих постоянный характер (трудовой договор, коллективный договор, соглашениями, локальные нормативные акты, иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права о заработной плате).
В соответствии со ст. 50 ФЗ "О государственной гражданской службе РФ" от 27.07.2004 N 79-ФЗ денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты).
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.
Аналогичные положения о видах дополнительных выплат содержатся и в Правилах исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 06.09.2007 г. N 562 (далее по тексту - Постановление Правительства РФ N 562), согласно которым к дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; ежемесячное денежное поощрение; премии за выполнение особо важных и сложных заданий; материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска (п.п. 1,2).
В соответствии с правилами Служебного распорядка Смоленской таможни, утверждённого приказом Смоленской таможни от 30.01.2009 N 75 и действовавшего на день увольнения истицы, гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с Законом "О государственной гражданской службе РФ" от 27.07.2004 N 79-ФЗ, иными нормативными правовыми актами РФ и со служебным контрактом; представитель нанимателя обязан своевременно и в полном объёме выплачивать гражданским служащим денежное содержание и иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ (разделы 2 и 5). Аналогичные положения содержатся и в Служебном распорядке Смоленской таможни, утверждённом приказом Смоленской таможни от 07.09.2011 N 1130.
Согласно служебному контракту N, заключённому между истицей и Смоленской таможней, денежное содержание Поталовой С.В. состоит из: должностного оклада, оклада за классный чин, ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет; ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы РФ; премии за выполнение особо важных и сложных заданий в соответствии с положением, утверждённым начальником таможни; ежемесячного денежного поощрения; ежемесячного денежного поощрения в зависимости от сложности, объёма и важности выполняемых задач; единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи; других выплат, предусмотренных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами (раздел 4. Оплата труда).
Таким образом, материальная помощь, выплачиваемая к отпуску, и единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска входят в денежное содержание гражданского служащего, данные выплаты предусмотрены федеральным законодательством и служебным контрактом гражданского служащего Смоленской таможни. Следовательно, их исключение из расчёта среднего заработка является необоснованным.
При решении вопроса о включении в расчёт среднего заработка суммы материального стимулирования суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Как отмечено выше, в денежное содержание гражданского служащего могут включаться иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, а также выплаты, установленные системой оплаты труда у соответствующего работодателя.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25.09.2007 N 611 "О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти" предусмотрено осуществлять с 1 января 2007 г. и в 2008 - 2012 годах материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, Федеральной службы по финансовому мониторингу, а также федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников, имеющих специальные звания, территориальных органов Федеральной таможенной службы в виде премий за качество исполнения ими обязанностей по контролю за соблюдением налогового и таможенного законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налоговых и таможенных платежей, по контролю и надзору за выполнением физическими и юридическими лицами требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Осуществлять материальное стимулирование, указанное в пункте 1 настоящего Постановления, за счет средств, предусматриваемых в федеральном бюджете в 2007 - 2010 годах: Федеральной налоговой службе и Федеральной таможенной службе - по подразделу "Обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов надзора" раздела "Общегосударственные вопросы" функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации.
Материальное стимулирование сверх установленного Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда работников, постановлено осуществлять только в Федеральной налоговой службе и Федеральной службе по финансовому мониторингу.
В соответствии с Порядком осуществления материального стимулирования должностных лиц территориальных органов ФТС, утверждённого Приказом ФТС от 11.10.2007 N 1258, материальное стимулирование должностных лиц осуществляется ежеквартально за счёт средств федерального бюджета, выделенных на эти цели, в виде премий, выплачиваемых должностным лицам таможенных органов при условии достижения соответствующими таможенными органами показателей эффективности их деятельности, утверждённых приказами ФТС России; механизм материального стимулирования не отменяет и не заменяет существующие системы и виды премирования должностных лиц.
Аналогичные положения содержатся в Методике расчёта материального стимулирования должностных лиц Смоленской таможни, утверждённой начальником Смоленской таможни 28.11.2007 г.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что такой вид выплаты, как "материальное стимулирование", является составной частью денежного содержания гражданского служащего Смоленской таможни; данный вид выплаты предусмотрен нормативным правовым актом; денежные средства на его выплату предусмотрены федеральным бюджетом, они специально выделяются для этих целей; выплата материального стимулирования не носит единовременный, случайный характер; порядок и условия такой выплаты определены отдельным локальным актом Смоленской таможни.
В этой связи сумма материального стимулирования также подлежит включению в расчёт среднего заработка за время вынужденного прогула.
То обстоятельство, что суммы материальной помощи, выплачиваемой к отпуску, и единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска получены Поталовой С.В., и при этом истица не лишена права на очередной отпуск; что сумма материального стимулирования и период, за который она начислена, не совпадают по времени, - не имеет правового значения, поскольку расчет средней заработной платы работника производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени, иных изъятий из этого правила законодатель не содержит.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что суммы единовременного поощрения, выплаченные Паталовой С.В. в марте и июне 2011 года ( "данные изъяты" соответственно) правомерно исключены судом из расчёта среднего заработка, поскольку из документов об установленной в Смоленской таможне системе оплаты труда следует, что данная выплата не носит постоянного и обязательного характера, производится за счёт экономии денежных средств по фонду оплаты труда гражданских служащих. Кроме того, данный вид выплаты предусмотрен только Приказом ФТС от 30.10.2006 N 1058 "Об утверждении Порядка выплаты премии за выполнение особо важных и сложных заданий и единовременных поощрений федеральным государственным гражданским служащим таможенных органов РФ" и внутренним локальным актом ответчика - Положением о премировании и поощрении сотрудников, государственных служащих Смоленской таможни и оказании им дополнительной материальной помощи, утверждённом Приказом Смоленской таможни 26.01.2010 N 79.
С учётом изложенного, решение суда подлежит изменению: в расчёт среднего заработка (денежного содержания) Поталовой С.В. подлежат включению все предусмотренные справкой от 01.08.2011 г. N 02-37/320 (л.д. 5) суммы, за исключением сумм единовременного поощрения за март 2011 года - "данные изъяты" и июнь 2011 года - "данные изъяты", что в общей сумме составляет "данные изъяты"
Расчёт заработной платы Поталовой С.В. за время вынужденного прогула выглядит следующим образом:
- количество фактических рабочих дней за период с марта по июнь 2011 года - 66;
- количество дней вынужденного прогула (с учётом позиции ответчика) - 102;
- сумма фактически выплаченной заработной платы за период с марта по июнь 2011 года (включительно), подлежащей включению в расчёт - "данные изъяты"
- заработная плата за время вынужденного прогула составляет: ( "данные изъяты" : 66 дней) х 102 дня = "данные изъяты"
Поскольку истице при увольнении произведены выплаты в общей сумме "данные изъяты", то они подлежат зачёту.
Таким образом, сумма вынужденного прогула, подлежащая взысканию в пользу Поталовой С.В., составляет "данные изъяты" ( "данные изъяты" минус "данные изъяты").
В суде апелляционной инстанции представители Смоленской таможни не отрицали тот факт, что спорные денежные выплаты входят в систему оплаты труда гражданских служащих Смоленской таможни, однако они не должны учитываться при расчёте среднего заработка, поскольку при его исчислении следует руководствоваться письмом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 28.12.2011 N 17-3/2511, согласно которому сохраняемое денежное содержание в данном случае состоит из единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами "а"-"г" пункта 2 Правил Постановления Правительства РФ N 562; иные дополнительные выплаты при исчислении сохраняемого денежного содержания не учитываются.
Судебная коллегия находит данные доводы несостоятельными, поскольку вышеназванное письмо носит рекомендательный характер, нормативные положения Постановления Правительства РФ N 922, которое устанавливает правила исчисления среднего заработка для всех случаев, в том числе и при вынужденном прогуле, отменять не может. Кроме того, в письме не приведено никаких правовых мотивов, по которым в сохраняемое денежное содержание в качестве дополнительных выплат следует учитывать только выплаты, предусмотренные подпунктами "а"-"г" пункта 2 Правил Постановления Правительства РФ N 562, а не подпунктами "а"-"ж" пункта 2 данных Правил.
Руководствуясь ст.ст. 328,329, 335 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Заднепровского районного суда г. Смоленска от 01 марта 2012 года изменить, изложив резолютивную часть в следующей редакции: "Взыскать со Смоленской таможни в пользу Поталовой С.В. денежное содержание за 102 дня вынужденного прогула в размере "данные изъяты"
В остальной части заявленного требования Поталовой С.В. - отказать".
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.