Смоленский областной суд в составе:
председательствующего судьи Шаровой Т.А.
при секретаре Ермаковой Т.В.
с участием прокурора Поповой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Смоленской области в интересах неопределенного круга лиц о признании недействующими абз. 2, 3, 4, 5 пункта 5.1 раздела 5 и абз. 3, 4, 5 пункта 5.2 раздела 5 Территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2011 год, утвержденной Постановлением Администрации Смоленской области от 02 марта 2011 г. N 119,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Смоленской области обратился в суд с заявлением об оспаривании абзацев 2,3,4,5 пункта 5.1 раздела 5 и абзацев 3,4,5 пункта 5.2 раздела 5 Территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2011 год, утвержденной Постановлением Администрации Смоленской области от 02 марта 2011 г. N 119 (далее по тексту - Территориальная программа), со дня принятия оспариваемого нормативного правового акта.
В обоснование заявления прокурор указал, что названные положения Территориальной программы противоречат положениям Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2011 год, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2010 года N 782 (далее - Федеральная программа), статьи 20.1 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, пункту 8 статьи 3 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", поскольку установленные Территориальной программой нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи и подушевые нормативы являются заниженными по сравнению с Федеральнойпрограммой, что нарушает права граждан Российской Федерации, проживающих на территории Смоленской области, на получение медицинской помощи в гарантированном Федеральной программой объеме.
В судебном заседании представитель прокуратуры Смоленской области Попова Е.В. заявленные требования поддержала в полном объеме, суду пояснила, что оспариваемыеположения Территориальной программы противоречатстатье 20.1 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, статье 3 п.8 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", базовым положениям Федеральнойпрограммы.
Так, Территориальной программой установлены заниженные по сравнению с Федеральной программой нормативы финансовых затрат на 1 вызов скорой, в том числе специализированной (санитарно-авиационной), медицинской помощи (831,93 руб. по сравнению с 1710,1 руб.), на 1 посещение амбулаторно-поликлинических учреждений и других медицинских организаций или их соответствующих структурных подразделений (включая оказание неотложной медицинской помощи) (142,51 руб., в том числе 139,88 руб. - за счет средств обязательного медицинского страхования, по сравнению с 218,1 руб., в том числе 169,5 руб.- за счет средств обязательного медицинского страхования); на 1 пациенто-день лечения в условиях дневных стационаров (303,38 руб., в том числе 298,8 руб.- за счет средств обязательного медицинского страхования, по сравнению с 478 руб., в том числе 470,5 руб.- за счет средств обязательного медицинского страхования); на 1 койко-день в больничных учреждениях и других медицинских организациях или их соответствующих структурных подразделениях (972,27 руб., в том числе 879,99 руб. - за счет средств обязательного медицинского страхования, по сравнению с 1380,6 руб., в том числе 1167 руб. - за счет средств обязательного медицинского страхования; а также занижены подушевые нормативы финансового обеспечения (3722,42 руб. за счет средств обязательного медицинского страхования и 2070,38 руб. за счет средств областного бюджета, по сравнению с 4102,9 руб. - за счет средств обязательного медицинского страхования и 3530,5 руб. - за счет средств соответствующих бюджетов).
Представители заинтересованного лица - Администрации Смоленской области Козлова И.Н. и Павленко Ю.В. заявленные требования не признали, ссылаясь в письменных возражениях и в объяснениях в судебном заседании на то, что стоимость Территориальной программы формируется в условиях дефицита финансового обеспечения, который не обеспечивает соответствие подушевых нормативов финансового обеспечения Территориальной программы и нормативов финансовых затрат на единицу объема финансовой помощи; на то, что в соответствии с ч.ч. 4, 7, 10 ст.51 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" допускается доведение нормативов до уровня нормативов, установленных Федеральной программой, в течение переходного периода - 2012-2014 г.г.; на то, что в соответствии со ст. 92.1 Бюджетного кодекса РФ, письмом Минздравсоцразвития РФ от 17.12.2010 N20-2/10/2-12028, допускается установление дефицита Территориальной программы государственных гарантий, при условии утверждения размера подушевого норматива финансового обеспечения Территориальной программы ОМС не ниже уровня 2010 года, а размер такового на 2011 год выше по сравнению с размером на 2010 год; на то, что Администрацией Смоленской области принимаются меры по снижению дефицита финансового обеспечения Территориальной программы и увеличению оспариваемых нормативов.
Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, заключение прокурора Поповой Е.В. о необходимости удовлетворения заявленных требований, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласночасти 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированныеКонституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
В соответствии спунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (части 2 и5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии спунктом 16 статьи 5 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, утвержденных Верховным Советом РФ от 22 июля 1993 года N 5487-1, к полномочиям федеральных органов государственной власти в области охраны здоровья граждан относятся разработка и утверждениепрограммы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, включающей в себя базовую программу обязательного медицинского страхования.
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области охраны здоровья граждан относятся разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, включающей в себя программу обязательного медицинского страхования (пункт 4 статьи 6 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан).
Согласностатье 20.1 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи определяет виды, нормативы объема медицинской помощи, нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, подушевые нормативы финансирования, а также порядок и структуру формирования тарифов на медицинскую помощь.
В программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи предусматриваются условия оказания медицинской помощи, критерии качества и доступности медицинской помощи.
Утверждение программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи является полномочием Правительства РФ.
В соответствии спрограммой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования.
Территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи могут определять дополнительные условия, виды и объемы оказания медицинской помощи.
Согласностатье 3 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", вступившего в силу с 1 января 2011 года, обязательное медицинское страхование - вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных настоящим Федеральнымзаконом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования (п.1).
Базовая программа обязательного медицинского страхования - составная частьпрограммы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, определяющая права застрахованных лиц на бесплатное оказание им за счет средств обязательного медицинского страхования на всей территории Российской Федерации медицинской помощи и устанавливающая единые требования к территориальным программам обязательного медицинского страхования (п.8).
Территориальная программа обязательного медицинского страхования - составная часть территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, определяющая права застрахованных лиц на бесплатное оказание им медицинской помощи на территории субъекта Российской Федерации и соответствующая единым требованиям базовой программы обязательного медицинского страхования (п.9).
В соответствии спунктом 4 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ в период с 1 января 2011 года по 31 декабря 2012 года территориальная программа обязательного медицинского страхования в субъектах Российской Федерации может включать в себя оказание медицинской помощи при отдельных заболеваниях и состояниях здоровья, не включенных в базовую программу обязательного медицинского страхования, без соблюдения условия выполнения нормативов, установленных базовой программой обязательного страхования, при сохранении объема финансового обеспечения территориальной программы обязательного медицинского страхования не ниже уровня 2010 года, в том числе в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.
Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2011 год утверждена Постановлением Правительства РФ от 4 октября 2010 года N 782.
Разделом V названной Федеральной программы установлены нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, подушевые нормативы финансового обеспечения, порядок формирования и структура тарифов на медицинскую помощь.
Нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, оказываемой в соответствии сПрограммой, рассчитаны исходя из расходов на ее оказание и в среднем составляют:
на 1 вызов скорой, в том числе специализированной (санитарно-авиационной), медицинской помощи - 1710,1 руб.;
на 1 посещение амбулаторно-поликлинических учреждений и других медицинских организаций или их соответствующих структурных подразделений (включая оказание неотложной медицинской помощи) - 218,1 руб., в том числе 169,5 руб. - за счет средств обязательного медицинского страхования;
на 1 пациенто-день лечения в условиях дневных стационаров - 478 руб., в том числе 470,5 руб. - за счет средств обязательного медицинского страхования;
на 1 койко-день в больничных учреждениях и других медицинских организациях или их соответствующих структурных подразделениях - 1380,6 руб., в том числе 1167 руб. - за счет средств обязательного медицинского страхования.
Подушевые нормативы финансового обеспечения, предусмотренныеПрограммой, установлены в расчете на 1 человека в год (без учета расходов федерального бюджета) и составляют в среднем 7633,4 руб., из них:
4102,9 руб. - за счет средств обязательного медицинского страхования;
3530,5 руб. - за счет средств соответствующих бюджетов, предусматриваемых на оказание скорой, в том числе специализированной (санитарно-авиационной), медицинской помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, медицинской помощи при заболеваниях, передающихся половым путем, туберкулезе, ВИЧ-инфекции и синдроме приобретенного иммунодефицита, психических расстройствах и расстройствах поведения, в том числе связанных с употреблением психоактивных веществ, а также на содержание медицинских организаций, участвующих в обязательном медицинском страховании, и финансовое обеспечение деятельности медицинских организаций, не участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, указанных впоследнем абзаце раздела III Программы.
Разделом I Федеральной программы предусмотрено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии сПрограммой разрабатывают и утверждают территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи на 2011 год, в которых органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе при условии финансового обеспечения территориальной программы с учетом предусмотренных Федеральнойпрограммой соответствующих нормативов определять в территориальной программе дополнительные условия и объемы оказания медицинской помощи.
В соответствии сПостановлением Правительства РФ от 4 октября 2010 года N 782 Постановлением Администрации Смоленской области от 2 марта 2011 года N 119 утверждена территориальная программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2011 год.
Названное Постановление было официально опубликовано в информационном бюллетене "Вестник Смоленской областной Думы и Администрации Смоленской области", 14.03.2011, N 2, часть 3.
Разделом 5 п. 5.1 Территориальной программы установлены нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, которые в среднем составляют:
- на 1 вызов скорой, в том числе специализированной (санитарно-авиационной) медицинской помощи - 831,93 руб. (абзац 2);
- на 1 посещение амбулаторно-поликлинических учреждений и других медицинских организаций или их соответствующих структурных подразделений ( включая оказание неотложной медицинской помощи) - 142,51 руб., в том числе 139,88 руб. - за счет средств ОМС (абзац 3);
- на 1 пациенто-день лечения в условиях дневных стационаров - 303,38 руб., в том числе 298,8 руб. - за счет средств ОМС (абзац 4);
- на 1 койко-день в больничных учреждениях и других медицинских организациях или их соответствующих структурных подразделениях - 972,27 руб., в том числе 879,99 руб. - за счет средств ОМС (абзац 5).
Абзацем 3 пункта 5.2 раздела 5 Территориальной программы установлены подушевые нормативы финансового обеспечения в расчете на 1 человека в год (без учета расходов федерального бюджета), составляющие в среднем 5792,80 руб., из них:
3722,42 руб. руб. - за счет средств обязательного медицинского страхования (абз.4);
2070,38 руб. - за счет средств областного бюджета, предусматриваемых на оказание скорой, в том числе специализированной (санитарно-авиационной), медицинской помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, медицинской помощи при заболеваниях, передаваемых половым путем, туберкулезе, ВИЧ-инфекции и синдроме приобретенного иммунодефицита, психических расстройствах и расстройствах поведения, в том числе связанных с употреблением психоактивных веществ, а также на оплату коммунальных услуг медицинских организаций, участвующих в обязательном медицинском страховании, и финансовое обеспечение деятельности медицинских организаций, не участвующих в реализации Территориальной программы ОМС (абз.5).
Сравнительный анализ положений двух программ свидетельствует об установлении Администрацией Смоленской области заниженных по сравнению сПрограммой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2011 год, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 4 октября 2010 года N 782, нормативов объема медицинской помощи.
В соответствии с вышеназванными положениями Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, Закона Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации", Федеральной программы Территориальнаяпрограмма может определять дополнительные условия, виды и объемы оказания медицинской помощи населению, но не может уменьшать гарантированный объем бесплатной медицинской помощи, поскольку такой объем является государственной гарантией.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что оспариваемыеположения Территориальной программы противоречат федеральному законодательству, а также ограничивают права граждан Российской Федерации, проживающих на территории Смоленской области, на получение в текущем году медицинской помощи в объеме нормативов, определенныхФедеральной программой государственных гарантий.
ПредусмотренноеКонституцией Российской Федерации и федеральными законами право субъекта Российской Федерации осуществлять собственное правовое регулирование предусматривает и обязанность субъекта Российской Федерации соблюдать конституционные принципы соответствия нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации федеральному законодательству, в связи с чем возражения представителей Администрации Смоленской области по делу суд находит несостоятельными.
Ссылки представителей заинтересованного лица на отсутствие достаточного финансирования и на то, что нормативы Территориальной программы могут быть доведены до уровня федеральных постепенно, в течение 2012-2014 гг., не могут быть приняты во внимание в силу следующего.
Наличие у субъектов Российской Федерации права корректировать нормативы объема медицинской помощи не означает возможности занижения соответствующих нормативов, установленных Федеральнойпрограммой на 2011 год.
Реализация права граждан на гарантированный объем бесплатной медицинской помощи не может быть поставлена также в зависимость от наличия средств в бюджете субъекта Российской Федерации.
Также суд не может принять во внимание доводы представителей о том, что оспариваемые нормативы разработаны с учетом разъяснений, изложенных вписьме Минздравсоцразвития Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 20-2\10\2-12028, из которого следует, что допускается установление дефицита Территориальной программы государственных гарантий, но при условии утверждении размера подушевого норматива финансового обеспечения Территориальной программы ОМС не ниже уровня 2010 г.
В указанномписьме рекомендовано определять размер дефицита финансового обеспечения Территориальной программы как разность утвержденной субъектом Российской Федерации стоимости Территориальной программы государственных гарантий и потребности в финансовом обеспечении Территориальной программы государственных гарантий, определяемой исходя из подушевого норматива финансового обеспечения Федеральной программы, с учетом районных коэффициентов, прогноза численности населения субъекта Российской Федерации на начало 2011 года.
Вместе с тем, данноеписьмо не свидетельствует о возможности снижения объемов медицинской помощи и не допускает уменьшения нормативов ее оказания.
Таким образом, суд находит требования прокурора о признании оспариваемых положений Территориальной программы противоречащими требованиям федерального законодательства обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласночасти 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Определяя момент, с которого оспариваемыеположения Территориальной программы подлежат признанию недействующими, суд принимает во внимание то обстоятельство, что действие даннойпрограммы распространяется на 2011 год, со дня ее утверждения и до рассмотрения судом настоящего дела этапрограмма применялась на территории Смоленской области, были реализованы права жителей области на получение бесплатной медицинской помощи, в связи с чем суд приходит к выводу о том, что данная Территориальнаяпрограмма подлежит признанию не действующей в оспариваемой части со дня вступления решения в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194, 198, 253 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление прокурора Смоленской области удовлетворить.
Признать недействующими со дня вступления в законную силу решения суда абзацы 2, 3, 4, 5 пункта 5.1 раздела 5, и абзацы 3, 4, 5 пункта 5.2 раздела 5 Территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2011 год, утвержденной постановлением Администрации Смоленской области от 02 марта 2011 г. N 119, в части установления нормативов финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи и подушевых нормативов финансового обеспечения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Российской Федерации через Смоленский областной суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий Т.А.Шарова
Мотивированное решение изготовлено судом 04 августа 2011 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.