Судебная коллегия по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе: председательствующего Кочергиной Н.А.
судей: Баранова В.В., Ковешниковой Е.А.
с участием прокурора Гончарова М.В.
при секретаре Уваркиной О.А.,
рассмотрев в судебном заседании 30 марта 2011 года дело по кассационной жалобе начальника Управления ветеринарии Тамбовской области на решение Мучкапского районного суда Тамбовской области от 16 декабря 2010 года по иску прокурора Мучкапского района Тамбовской области к администрации Тамбовской области, Управлению ветеринарии Тамбовской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности привести в соответствие с требованиями действующего законодательства безхозяйные скотомогильники, расположенные на территориях*** сельсоветов Мучкапского района Тамбовской области,
заслушав доклад судьи Баранова В.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Мучкапского района Тамбовской области в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с исками к администрациям*** сельсоветов Мучкапского района Тамбовской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности привести в соответствие с требованиями действующего законодательства бесхозяйные скотомогильники, в обоснование указав, что на территориях указанных сельсоветов Мучкапского района находятся скотомогильники, которые не обслуживаются, не осуществляется надлежащий контроль за их состоянием, что создает угрозу возникновения природно-очаговых инфекций, и, как следствие, возникновения чрезвычайных ситуаций для неопределенного круга лиц, проживающих на территориях данных муниципальных образований. Согласно п.8 ч.1 ст.14 ФЗ от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Скотомогильники, находящиеся на территории вышеуказанных муниципальных образований в нарушение требований п.п. 5.6 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов не огорожены глухими заборами с въездными воротами, не обозначены на местности, а находящийся на территории*** сельсовета скотомогильник, кроме того, не имеет крышки, закрывающейся на замок, стены ямы частично разрушены, что представляет угрозу для жизни людей. В результате невыполнения администрациями сельских советов требований Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, нарушаются законные права и интересы в части безопасности для жизни и здоровья неопределенного круга лиц, в том числе проживающих на территориях*** сельсоветов Мучкапского района. Согласно Конституции РФ, ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" каждый гражданин имеет право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Прокурор просил признать бездействие незаконным и обязать ответчиков-администрации*** сельсоветов привести в соответствие с требованиями действующего законодательства безхозяйные скотомогильники, расположенные на территориях данных сельсоветов, а именно: огородить глухим забором с въездными воротами, закрывающимися на замок, а также обозначить скотомогильники на местности. Обязать администрацию*** сельсовета Мучкапского района Тамбовской области привести в соответствие с требованиями действующего законодательства безхозяйный скотомогильник, расположенный на территории данного сельсовета, а именно: произвести ремонт стен и перекрытия биотермической ямы, отверстия для сброса биоотходов оборудовать крышками, закрывающимися на замки, биотермическую яму оканавить и огородить глухим забором с выездными воротами, закрывающимися на замок, а также обозначить скотомогильник на местности.
В процессе рассмотрения дела определением Мучкапского районного суда от 11 мая 2010 года, по ходатайству истца ненадлежащие ответчики - администрации*** сельсоветов были заменены на надлежащих ответчиков - администрацию Тамбовской области и Управление ветеринарии Тамбовской области.
В судебном заседании помощник прокурора Мучкапского района Паршина М.Н. исковые требования изменила, в связи с тем, что скотомогильник, расположенный на территории Нижнечуевского сельсовета был засыпан, и все скотомогильники обозначены на местности. В отношении всех скотомогильников она просила признать бездействие ответчиков незаконным и обязать администрацию Тамбовской области и Управление ветеринарии Тамбовской области огородить закрытые скотомогильники, расположенные на территории*** сельсоветов Мучкапского района глухим забором с въездными воротами, закрывающимися на замок, по основаниям, указанным в иске.
Решением Мучкапского районного суда Тамбовской области от 07 июля 2010 года иск прокурора Мучкапского района оставлен без удовлетворения.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда от 15 сентября 2010 года названное решение суда отменено с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении решением Мучкапского районного суда Тамбовской области от 16 декабря 2010 года исковые требования прокурора Мучкапского района удовлетворены частично. Признано незаконным бездействие администрации Тамбовской области, выразившееся в непринятии мер по приведению в соответствие с Ветеринарно-санитарными правилами бесхозяйных скотомогильников, расположенных на территории*** сельсоветов Мучкапского района Тамбовской области. На администрацию Тамбовской области возложена обязанность в двухмесячный срок привести в соответствие с Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов бесхозяйные закрытые скотомогильники, расположенные на территории*** сельсоветов Мучкапского района Тамбовской области. В удовлетворении аналогичных исковых требований к Управлению ветеринарии Тамбовской области отказано.
В кассационной жалобе начальник Управления ветеринарии Тамбовской области считает решение суда незаконным и подлежащим отмене. Указывает, что действующим законодательством РФ в области ветеринарии и санитарно-эпидемиологической безопасности населения определено, что источником биологической опасности является опасная или широко распространяемая инфекционная болезнь людей или сельхозживотных, а также местонахождение источника возбудителя инфекционных болезней. В случае возникновения очага инфекционной болезни, решением высшего должностного лица субъекта РФ либо руководителя органа исполнительной власти субъекта РФ вводятся ограничительные мероприятия (карантин), включающий в себя установление постов, оборудованных шлагбаумами, дезбарьерами, оборудование ограждений (в отношении почвенных очагов), исключающих случайный доступ людей, животных и перемещение грунта. Снятие ограничений осуществляется после проведения мероприятий по ликвидации данных очагов, со скотомогильников ограничения снимаются через 2 года с момента последнего захоронения в них зараженных трупов и иных биологических отходов.
В соответствии с требованиями ветеринарного и санитарно-эпидемиологического законодательства к полномочиям органов исполнительной власти субъекта РФ, относится: обеспечение осуществления предусмотренных ветеринарным законодательством РФ специальных мероприятий по ликвидации очагов заразных болезней; проведение работ по содержанию в надлежащем санитарном состоянии сибиреязвенных скотомогильников, биотермических ям, отдельных старых захоронений животных, павших от сибирской язвы, согласно которых: устанавливаются ограждения по всему периметру, исключающие случайный доступ людей и животных, формируется по всему внутреннему периметру канавы и обозначаются предупреждающими табличками с надписью "сибирская язва"; принимаются меры по обеззараживанию почвы в местах с достоверно установленными границами захоронений трупов животных, павших от сибирской язвы; обеспечивается контроль за недопущением использования территорий, находящихся в санитарно-защитной зоне сибиреязвенного скотомогильника, для проведения какой-либо хозяйственной деятельности (организации пастбищ, пашни, огородов, водопоев, работ, связанных с выемкой и перемещением грунта, строительства жилых, общественных, промышленных или сельскохозяйственных зданий и сооружений); разрабатывается и утверждается программа по профилактике сибирской язвы сроком на пять лет с ежегодной корректировкой; ведется контроль за выполнением Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов; производится взятие на учет вновь открываемых, действующих и закрытых скотомогильников и отдельно стоящих биотермических ям, с присвоением им индивидуального номера и оформлением ветеринарно-санитарных карточек; выдаются разрешения на использование территории скотомогильника для строительства промышленного объекта, не связанного с приемом, производством и переработкой продуктов питания и кормов, если с момента последнего захоронения в биотермическую яму прошло не менее 2 лет, в земляную яму - не менее 25 лет; производится выдача представления органам местного самоуправления на отвод земельного участка для строительства скотомогильника или отдельно стоящей биотермической ямы. Данный перечень полномочий не предусматривает осуществление органами исполнительной власти субъектов РФ мероприятий по ограждению и оканавливанию территории ликвидированных скотомогильников, которые не являются сибиреязвенными и не представляющих биологическую угрозу. Указывает, что согласно проведенным в 2007 и в 2010 годах эпидемиоэпизоотологических обследованиям мест старых скотомогильников, расположенных на территории Мучкапского района, захоронение трупов животных, павших от болезней, указанных в п.1.9 Ветеринарно-санитарных правил, не производилось, в связи с чем полагает, что данные скотомогильники не представляют биологическую угрозу и ограждение их территории не требуется.
В возражениях на кассационную жалобу представитель администрации Тамбовской области поддерживает доводы жалобы Управления ветеринарии Тамбовской области, полагает, что суд возложил обязанность по совершению действий в сфере ветеринарии на администрацию Тамбовской области без учета полномочий органов государственной власти субъекта РФ. Установленный двухмесячный срок для исполнения обжалуемого решения суда назначен без учета требований Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". В указанных возражениях просьба об отмене решения суда не содержится.
В возражении на кассационную жалобу заместитель руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Рязанской и Тамбовской областям считает решение суда законным, указывая, что ссылка автора жалобы на нормы законодательства, регулирующие биологическую безопасность, несостоятельна, поскольку они применяются при возникновении биологической опасности и направлены на недопущение распространения уже возникшего заболевания, тогда как соблюдение Ветеринарно-санитарных правил направлено на недопущение ситуаций, которые могут повлечь возникновение биолого-социальной чрезвычайной ситуации. Считает, что к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ относится решение вопросов организации проведения на ее территории мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. Решение данного вопроса осуществляется данными органами самостоятельно, за счет средств областного бюджета.
В отзыве на кассационную жалобу представитель Министерства сельского хозяйства Российской Федерации указывает, что согласно Ветеринарно-санитарным правилам ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника (биотермической ямы) возлагается на местную администрацию, руководителей организации, в ведении которых находятся эти объекты. Согласно действующего законодательства к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ относятся организация проведения мероприятий, направленных на предупреждение возникновения биологически опасных ситуаций, на защиту населения от болезней.
Проверив дело, обсудив доводы кассационной жалобы, поддержанные представителем Управления ветеринарии Тамбовской области Медведевым Ю.П., выслушав прокурора, полагавшего жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Судом первой инстанции установлено, что закрытые скотомогильники, расположенные на территории*** сельсоветов Мучкапского района Тамбовской области, не соответствуют требованиям, предусмотренным п. 5.6 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором РФ 4 декабря 1995 года N 13-7-2/469, поскольку они не огорожены глухим забором высотой не менее 2 м. с въездными воротами.
Ветеринарно-санитарные правила сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов не разграничивают требования к действующим и закрытым скотомогильникам и соответственно должны применяться в отношении всех скотомогильников.
Бездействие по принятию мер к установке заборов для скотомогильников может повлечь неблагоприятные последствия для здоровья населения и окружающей среды.
Установленные судом первой инстанции обстоятельства доводами кассационной жалобы не опровергаются, а поэтому не могут служить основанием для отмены судебного постановления.
Согласно п. 49 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросоворганизации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.
С учетом положения указанной нормы закона и установленных обстоятельств, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о возложении на администрацию Тамбовской области обязанности привести в соответствие с Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов бесхозяйные закрытые скотомогильники, расположенные на территории*** сельсоветов Мучкапского района Тамбовской области.
При таком положении судебная коллегия полагает, что суд разрешил иск прокурора в соответствии с требованиями материального и процессуального закона, поэтому находит решение законным и обоснованным.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Мучкапского рай
онного суда Тамбовской области от 16 декабря 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу Управления ветеринарии Тамбовской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.