Судебная коллегия по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе: председательствующего Уварова В.В.
судей Баранова В.В., Бурашниковой Н.А.
при секретаре Уваркиной О.А.,
рассмотрела в судебном заседании 18 января 2012 года кассационную жалобу начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Сосновском районе Тамбовской области на решение Сосновского районного суда Тамбовской области от 25 ноября 2011 года по делу по иску Капичникова П.И. к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Сосновском районе Тамбовской области
об исчислении льготного трудового стажа и назначении досрочной трудовой пенсии по старости лет
заслушав доклад судьи Баранова В.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
*** Капичников П.И. был принят на работу учителем *** в *** восьмилетнюю школу Сосновского района Тамбовской области. В период с *** по *** он проходил срочную службу в Вооруженных силах Союза ССР, после чего продолжил работу учителя *** в *** средней школе Сосновского района Тамбовской области.
08 июля 2011 года ГУ - УПФ РФ в Сосновском районе Тамбовской области разъяснило Капичникову П.И., что он не имеет право на досрочную трудовую пенсии по старости в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Закона РФ "О трудовых пенсиях" из-за отсутствия требуемого педагогического стажа - 25 лет, в который не засчитан период прохождения срочной службы в Вооруженных Силах СССР с *** по ***.
Считая отказ неправомерным, Капичников П.И. обратился в суд с иском к ГУ - УПФ РФ в Сосновском районе Тамбовской области о включении вышеназванного периода в педагогический стаж и назначении ему досрочной трудовой пенсии с момента обращения за таковой - с 30 июня 2011 года, ссылаясь на то, что в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" служба в армии включалась в льготный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии.
Решением Сосновского районного суда Тамбовской области от 25 ноября 2011 года исковые требования Капичникова П.И. удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе начальник ГУ - УПФ РФ в Сосновском районе Тамбовской области просит решение суда отменить, дело направить на новое рассмотрение.
Полагает, что Конституционный Суд РФ в определении от 06.03.2003 N 107-О четко изложил конституционно-правовой смысл положений п. 1 и п.2 ст. 31 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" определив, что работы, которые в период их выполнения гражданином относились, согласно действовавшим нормативным правовым актам, к работам, дающим право на досрочное назначение трудовой пенсии и до 1 января 2002 года засчитывались в стаж, дающий право на пенсию, назначаемую при пониженном пенсионном возрасте, могут засчитываться в специальный стаж и после 1 января 2002 года лишь, только если гражданин уже имел необходимый специальный стаж работы в период до 1 января 1992 года и именно тогда выработал требуемый специальный стаж.
В разъяснениях Министерства труда и социального развития РФ от 17.10.2003 N 4 "О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" также указывается, что основным условием применения ранее действующего порядка исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ является полная выработка гражданином (независимо от его возраста) до дня отмены соответствующего закона или иного нормативного правового акта необходимого общего трудового стажа и (или) специального трудового стажа, дававших право на пенсию по старости или за выслугу лет. В тех случаях, когда на день отмены закона или соответствующего нормативного правового акта гражданин не выработал необходимой продолжительности общего трудового стажа и (или) специального трудового стажа, дававших право на пенсию по старости или за выслугу лет, исчисление страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ производится в соответствии с законодательством, действующим на день установления трудовой пенсии по старости, в том числе досрочно назначаемой.
Считает, что согласно пп. "г" п. 1 и п. 4 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397, данное право приобреталось гражданами лишь при условии, что не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
Судом оставлено без внимания то обстоятельство, что Положение N 1397 в соответствии с ч. 3 Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 N 953 не применяется на территории Российской Федерации с 1 октября 1993 года. Соответственно те граждане, которые на момент отмены Положения N 1397 не выработали 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с Положением N 1397 - не приобрели права на включение в педагогический стаж периода службы в Вооруженных силах СССР.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав Капичникова П.И., судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из анализа кассационной жалобы, ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Сосновском районе Тамбовской области не согласно с включением в стаж работы истца по специальности периода прохождения службы в Вооруженных силах, ссылаясь на то, что основанием включения указанного периода в специальный стаж является наличие не менее 2/3 стажа работы на тех должностях, которые дают право на назначение такой пенсии не на момент обращения гражданина за назначением пенсии, а на момент утраты силы названного Постановления Совета Министров СССР N 1397 от 17.12.1959 г.
Однако, по мнению судебной коллегии, суд первой инстанции правильно не согласился с указанными доводами и удовлетворил требования истца, поскольку положения ч.2 ст.6, ч.4 ст.15, ч.1 ст.17, ст.18,19 и ч.1 ст.55 Конституции РФ предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Конституционный Суд РФ в Постановлении от 29 января 2004 г. N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 г. N 8 и Определение от 5 ноября 2002 г. N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права.
В указанный спорный период времени действовало утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, подпунктом " г" пункта 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.
Период службы истца в Советской Армии относится к периодам деятельности до 1 января 2002 г., то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам.
Кроме того, в соответствии с абзацем 1 пункта 3 статьи 10 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) - один день военной службы за два дня работы.
При таком положении судебная коллегия находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным как в обжалуемой части, так и в остальной, а доводы жалобы считает основанными на неправильном толковании закона и не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сосновского районного суда Тамбовской области от 25 ноября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Сосновском районе Тамбовской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.