Апелляционное определение Тамбовского областного суда от 20 февраля 2012 г.
(Извлечение)
Апелляционная инстанция судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:
Председательствующего: Ковешниковой Е.А.
Судей: Клепиковой Е.А., Рожковой Т.В.
При секретаре: Истоминой О.П.
Рассмотрела в судебном заседании
апелляционную жалобу администрации г.Котовска на решение Котовского городского суда Тамбовской области от 21 декабря 2011 года по гражданскому делу по иску Попова А.В. к администрации г. Котовска Тамбовской области о признании права на включение в список граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в жилых помещениях, претендующих на предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, а также о возложении на ответчика обязанности по включению Попова А.В. в список граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в жилых помещениях, претендующих на предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения,
Заслушав доклад судьи Ковешниковой Е.А., апелляционная инстанция,
УСТАНОВИЛА:
Попов А.В. проходил службу в Вооруженных силах СССР, а затем - в Вооруженных силах РФ с 31.08.1972г. по 16.04.1993г. Приказом Минобороны РФ от 20.02.1993г. N 0141 он был уволен из войсковой части N 26821 в запас по сокращению штатов. Срок военной службы составил 20 лет 7 месяцев 16 дней
В период службы Попов А.В. с супругой Поповой О.Е. и сыном Поповым А.А., 1984 года рождения, проживал в служебном жилом помещении, принадлежащем в/ч N 76410, по адресу: ***.
По окончании службы Попов А.В. избрал постоянным место жительства г. Котовск Тамбовской области. 06.08.1993 года он был выписан из вышеуказанной квартиры в п. Гвардейское и с этого времени проживает и зарегистрирован по адресу: *** - в квартире, принадлежащей его сестре Бедяевой В.В..
В августе 1993 года Попов А.В. поставлен на воинский учет военным комиссариатом г. Котовска. Распоряжением администрации г. Котовска от 26.08.1993г. N 161-р он принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в списке военнослужащих (очередь N 853/64).
На момент выезда Попова А.В. из *** в *** являлась служебным жилым помещением, приватизации не подлежала.
Впоследствии данная квартира была передана в государственный жилищный фонд Украины, и в 2005 году была приватизирована в соответствии с Законом Украины от 19.06.1992 года N 2482-ХП "О приватизации государственного жилищного фонда" супругой истца - Поповой О.Е. и его сыном Поповым А.А. в общую долевую собственность в равных долях.
30.04.2011г. брак между Поповым А.В. и Поповой О.Е. расторгнут.
07.10.2011г. Попов А.В. в соответствии с п. 2.1 временного Порядка предоставления гражданам, уволенным с военной службы, жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма и предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, утвержденного постановлением администрации Тамбовской области от 6 сентября 2011 г. N 1190, обратился в администрацию г. Котовска с заявлением о включении его с составом семьи один человек в Список граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в жилых помещениях, претендующих на предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Решением рабочей группы по рассмотрению обращений граждан администрации г. Котовска в удовлетворении данного заявления ему отказано в связи с непредставлением им в администрацию города справки КЭЧ о сдаче жилья по последнему месту службы в р. Украина.
Попов А.В. обратился в суд с указанными выше исковыми требованиями и с учетом уточнения просил признать за ним право на включение в список граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в улучшении жилищных помещений, претендующих на предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, а также о возложении на ответчика обязанности по включению его в Список граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в жилых помещениях, претендующих на предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в составом семьи один человек.
Решением Котовского городского суда Тамбовской области от 21 декабря 2011 года постановлено:
Признать право Попова А.В. на включение в список граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в жилых помещениях, претендующих на предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Обязать Администрацию города Котовска принять решение в соответствии с действующим законодательством о включении Попова А.В. в список граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в жилых помещениях, претендующих на предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в месячный срок со дня вступления настоящего решения в законную силу.
В апелляционной жалобе поставлен вопрос об отмене решения как незаконного. В жалобе указано, что право Попова А.В. на получение жилья в настоящее время не может быть реализовано до предоставления им справки о сдаче жилья по прежнему месту службы.
Проверив материалы дела, выслушав представителя Зулпикарову О.И. - представителя Попова О.И., считающую решение суда правильным, проанализировав доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Согласно п. 1 ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих", вступившего в силу с 01.01.1998 года, государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными закона иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с п. 14 указанной статьи обеспечение жилыми помещениями военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительности военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилых помещений, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Временный Порядок обеспечения граждан, уволенных с военной службы, жилыми помещениями и предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения утвержден постановлением администрации Тамбовской области от 06.09.2011г. N 1190, который определяет порядок обеспечения жилыми помещениями следующих категорий граждан, которые до 01 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях( далее граждане уволенные с военной службы), и совместно проживающих с ними членов их семей, в том числе граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более.
В соответствии с п.п.2.1, 2.2 названного Порядка граждане, определившиеся с формой обеспечения жильем, предоставляют в орган местного самоуправления заявление, к которому прилагают справку квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилья по последнему месту военной службы( службы) - для не имеющих жилых помещений для постоянного проживания граждан, уволенных с военной службы.
Пункт 2.4 Порядка, предусматривает основания для отказа о включении гражданина в список, такие как несоответствие гражданина требования, указанным в п.п.1.1, 1.2 настоящего Порядка; непредставление или предоставление не в полном объеме документов, указанных в п.2.2 настоящего Порядка; недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах; ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием средств федерального бюджета.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, обоснованно исходил из того, что на момент рассмотрения дела Попов А.В. не имеет жилых помещений в собственности или на условиях договора социального найма для постоянного проживания, проживает на условиях поднайма при отсутствии другого жилого помещения для постоянного проживания, Попов имеет общую продолжительность военной службы более 10 лет, уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, по окончании военной службы избрал постоянным местом жительства г. Котовск. В указанном месте жительства Попов А.В. признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, оснований для снятия его с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, предусмотренных законодательством, не установлено.
Доводы кассационной жалобы о том, что Попов А.В. не представил справку КЭЧ о прекращении его право на ранее занимаемое им служебное помещение, что предусмотрено п.5 ст.15 ФЗ "О статусе военнослужащих", а потому у него не может возникнуть право на обеспечение жильем в соответствии с данным законом, были предметом рассмотрения суда первой инстанции и получили надлежащую оценку.
Из положений п.5 ст.15 ФЗ "О статусе военнослужащих" вытекает, что бывший военнослужащий перед получением жилья по новому месту жительства должен освободить ранее занимаемое им жилье, принадлежащее Министерству обороны РФ, с тем, чтобы Минобороны могло распорядиться указанным жилым помещением путем его предоставления иным гражданам для проживания по месту службы.
Из материалов дела видно, что *** Министерству обороны РФ не принадлежит, в связи с чем справка КЭЧ о сдаче данного жилья войсковой части Поповым А.В. в настоящее время представлена быть не может. На момент постановки истца на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий предоставления такой справки не требовалось. После увольнения с военной службы истец вправе был избрать любое место жительства для постоянного проживания, что им было и сделано.
Министерство обороны передала указанную квартиру в государственный фонд р.Украина. Органы власти р.Украина распорядились данной квартирой передав ее в порядке приватизации Поповой О.Е. и Попову А.А.
Порядок сдачи жилых помещений военнослужащими, выезжающими с территории государства - участника СНГ и правовые последствия таких действий не урегулированы международными договорами и законодательством, на территории которого расположено сдаваемое жилое помещение.
При таком положении суд правомерно пришел к выводу о том, что требования ответчика о предоставлении Поповым А.В. справки КЭЧ о сдаче жилья по последнему месту службы являются необоснованными.
Нормы материального права судом применены правильно, нарушений норм процесса, которые могли бы повлечь принятие судом незаконного решения, по делу не установлено.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Котовского городского суда Тамбовской области от 21 декабря 2011 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г.Котовска - без удовлетворения.
Председательствующий-
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.