Апелляционная инстанция судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:
председательствующего Ваганюк Н.Н.
судей Баранова В.В., Андриановой И.В.
при секретаре Замотаевой А.В.
рассмотрела в судебном заседании 02 мая 2012 года апелляционную жалобу
Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Мичуринске и Мичуринском районе Тамбовской области
на решение Мичуринского городского суда Тамбовской области от 10 февраля 2012 года по делу по иску
Глазовой
ФИО9 к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Мичуринске и Мичуринском районе Тамбовской области о признании незаконным решения от 05 апреля 2011 года об уменьшении размера пенсии с 01 марта
2011 года, взыскании сумм удержанной и недополученной пенсии,
заслушав доклад судьи Баранова В.В., апелляционная инстанция
УСТАНОВИЛА:
С 01 декабря 1992 года Глазовой Л.И. была назначена пенсия по старости.
5 июня 2001 года Глазовой Л.И. в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Мичуринске и Мичуринском районе Тамбовской области была предоставлена справка о заработной плате, выданная ООО "Мики-Комак" г. Москва, в которой указано, что в период с 01 декабря 1996 года по 22 мая 2000 года она работала в названном Обществе, а также указан размер выплаченной ей заработной платы за период с 01 января 1997 по 31 декабря 1998 года. На основании данной справки Глазовой Л.И. с 07 июля 2001 года был произведен перерасчет пенсии, размер которой на февраль 2011 года составил *** рублей *** копеек, из которых: *** рублей *** копеек - страховая часть трудовой пенсии по старости (в том числе фиксированный базовый размер); *** рублей - компенсация по уходу за инвалидом 1 группы и *** рубль *** копеек - ежемесячная денежная выплата по инвалидности 1 группы.
В феврале 2011 года Управлением Пенсионного фонда проведена проверка вышеуказанной справки о заработной плате по сведениям персонифицированного учета и выявлено несоответствие данных, указанных в справке и данных из индивидуального лицевого счета Глазовой Л.И., в связи с чем с 01 марта 2011 год пенсия была приведена в соответствие согласно данным о заработной плате Глазовой Л.И., полученной за период с 01 декабря 1993 года по 30 ноября 1994 года и установлена в размере *** рублей *** копейка, из которых: *** рубля *** копейка - страховая часть трудовой пенсии по старости (в том числе фиксированный базовый размер); *** рублей - компенсация по уходу за инвалидом 1 группы и *** рублей *** копеек - ежемесячная денежная выплата по инвалидности.
Поскольку Управлением Пенсионного фонда была установлена переплата Глазовой Л.И. пенсии за период с 01 июля 2001 года по 28 февраля 2011 года, заместителем начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Мичуринске и Мичуринском районе Тамбовской области 05 апреля 2011 года вынесено решение, из которого следует, что переплачена сумма, образовавшаяся в связи с представлением справки о заработной плате для перерасчета пенсии, не подтвержденная выпиской из лицевого счета застрахованного лица за указанный период времени в сумме ***, в том числе валоризация - *** рублей *** копейки и на основании ст.26 Федерального Закона N173 "О трудовых пенсиях в РФ" принято решение производить удержания с пенсии Глазовой Л.И. по 20% ежемесячно с 01 мая 2011 года до полного погашения переплаты.
Письмом ГУ - УПФ РФ в г. Мичуринске и Мичуринском районе Тамбовской области от 25 мая 2011 года N 07-11/5114 Глазова Л.И. была извещена о том, что размер её пенсии уменьшен с 01 марта 2011 года на 1571 рубль 19 копеек, общая сумма переплаты пенсии составила *** рублей *** копеек и в соответствии со ст.26 Федерального Закона "О трудовых пенсиях в РФ" производится удержание из пенсии до полного погашения переплаты.
21 июня 2011 года Глазова Л.И. обратилась в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Мичуринске и Мичуринском районе Тамбовской области о признании незаконными решения заместителя начальника Управления от 05 апреля 2011 года и уменьшение размера пенсии, о взыскании сумм удержанной и недополученной пенсии в размере *** рублей *** копеек за период с марта по июнь 2011 года.
В процессе рассмотрения дела Глазова Л.И. изменила и дополнила ранее заявленные исковые требования и в окончательном варианте просила признать незаконным решение ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Мичуринске и Мичуринском районе от 25 мая 2011 года N 07-11/5114 (письмо, направленное в ее адрес о перерасчете пенсии и удержании), а также просила отменить решение заместителя начальника ГУ - УПФ в г. Мичуринске и Мичуринском районе Тамбовской от 05 апреля 2011 года об уменьшении размера пенсии с 01 марта 2011 года, взыскать в ответчика в ее пользу денежные средства, незаконно удержанные из пенсии в размере *** рублей *** копеек, взыскать недополученную пенсию в размере *** рубля *** копеек и обязать ответчика выплачивать ей пенсию в размере *** рубля *** копеек (без учета ежемесячных денежных выплат по инвалидности и за уход за инвалидом).
Решением Мичуринского городского суда Тамбовской области от 10 февраля 2012 года удовлетворены исковые требования Глазовой Л.И., признано незаконным уменьшение Государственным учреждением -Управлением Пенсионного фонда РФ в г. Мичуринске и Мичуринском районе Тамбовской области размера её пенсии. Так же признано незаконным решение заместителя начальника Управления N1 и N1а от 5 апреля 2011 года об удержании выплаченной Глазовой Л.И. пенсии за период с 01 июля 2001 года по 28 февраля 2011 года в сумме *** рублей *** копеек. С ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Мичуринске и Мичуринском районе Тамбовской области в пользу истца взыскана необоснованно удержанная по решению от 5 апреля 2011 года денежная сумма в размере *** рублей *** копеек за период с 01 мая 2011 года по 31 января 2012 года. Так же с ответчика в пользу истца взыскана единовременно недополученная пенсия в размере *** рубля *** копеек за период с 01 марта 2011 года по 31 января 2012 года и ежемесячно пенсия в размере по *** рублей *** копеек, начиная с 01 февраля 2012 года с последующей индексацией в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В апелляционной жалобе начальник ГУ - Управление Пенсионного фонда в г. Мичуринске и Мичуринском районе Тамбовской области ставит вопрос об отмене решения суда, считая его незаконным, необоснованным, принятым с существенным нарушением норм материального права. В обоснование доводов жалобы ссылается на положения федерального законодательства, в соответствии с которым органу, осуществляющему пенсионное обеспечение, предоставлено право требовать от физических и юридических лиц представления документов, необходимых для назначения и выплаты пенсии, а также проверять обоснованность их выдачи. При этом на физических и юридических лиц возложена обязанность предоставлять достоверные сведения, необходимые для назначения и выплаты пенсии всех видов, в том числе и пенсий в системе государственного обеспечения. За предоставление ложных и недостоверных сведений для физических и юридических лиц предусмотрена ответственность, то есть применение определенных санкций. В справке о заработной плате от 05 июня 2001 года, выданной ООО "Мики-Комак" г. Москва, подписанной руководителем и главным бухгалтером организации, и предоставленной Глазовой Л.И. в УПФ РФ в г. Мичуринске и Мичуринском районе, в соответствии с которой в 2001 году был произведен перерасчет размера ее пенсии, указано, что производились отчисления в пенсионный фонд и облагались налогом ведомости на заработную плату 1997-1998 годов. В результате проведенной в феврале 2011 года проверки заработной платы за период с 01 января 1997 по 31 декабря 1998 года было обнаружено отсутствие данных о заработной плате в выписке из лицевого счета застрахованного лица - Глазовой Л.И. Таким образом, поскольку сведения о заработной плате за указанный период времени не подтвердились и администрация ООО "Мики-Комак" выдало Глазовой Л.И. недостоверную справку о заработной плате, размер ее пенсии был обоснованно приведен в соответствие по справке о заработной плате от 29 ноября 1994 года ЛО-217 за период с 01 декабря 1993 года по 30 ноября 1994 года, находящейся в пенсионном деле, как из наиболее выгодного варианта, и с 1 марта 2011 года пенсия уменьшена на 1 571 рубль 19 коп., а общая сумма переплаты пенсии, составляющая *** рубля *** коп. за период с 01 июля 2001 года по 28 февраля 2011 года подлежит удержанию. Автор жалобы полагает, что действия пенсионного фонда полностью соответствуют действующему законодательству, а вышеуказанные обстоятельства не были приняты судом во внимание при рассмотрении спора. В решении суда указано, что истица в судебном заседании не смогла указать адрес торгово-закупочной базы "Мики-Комак", в которой проработала четыре года в должности ветврача по экспертизе мясопродуктов, а на запрос суда о предоставлении ведомостей на заработную плату из налогового органа поступил ответ о необходимости уточнения адреса и регистрационных данных ООО "Мики-Комак". Кроме того, Управление предлагало Глазовой Л.И. обратиться в названное Общество для соответствующей корректировки по заработной плате.
В возражениях на апелляционную жалобу Глазова Л.И. просит решение суда оставить без изменения, считая его законным и обоснованным, указав на отсутствие её вины в представлении недостоверной справки в пенсионный орган, поскольку работала в ООО "Мики-Комак" по специальности, получала заработную плату и не несет ответственности за действия работодателя.
Проверив дело, обсудив доводы апелляционной жалобы, поддержанные в судебном заседании представителями Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Мичуринске и Мичуринском районе Тамбовской области Даниловой В.В. и Скобликовой А.Г., выслушав Глазову Л.И., считавшую жалобу не подлежащей удовлетворению, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения и при этом исходит из следующего.
Согласно п. 2 ст. 25 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" в случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных п. 4 ст. 23 данного Закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату трудовых пенсий, виновные лица возмещают Пенсионному фонду РФ причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством РФ.
Статьей 26 названного Федерального закона предусмотрено, что удержания из трудовой пенсии производятся на основании решений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, о взыскании сумм трудовых пенсий, излишне выплаченных пенсионеру, в связи с нарушением п. 4 ст. 23 Закона. Удержания на основании решений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, производятся в размере 20% трудовой пенсии.
Судом материалами дела установлено, что Глазова Л.И. является пенсионером по старости с 01 декабря 1992 года, застрахована в системе государственного пенсионного страхования с 09 октября 1997 года.
Являясь пенсионером, в период с 01 декабря 1996 года по 22 мая 2000 года Глазова Л.И. работала в должности ветврача по экспертизе мясопродуктов ООО "Мики-Комак" г. Москва, что подтверждается записью в трудовой книжке.
На основании справки вышеуказанного Общества о заработной плате, предоставленной 05 июня 2001 года Глазовой Л.И. в УПФ РФ по г. Мичуринску и Мичуринскому району, ей был произведен перерасчет размера пенсии с 07 июля 2001 года, который по состоянию на февраль 2011 года составлял *** рублей *** копеек, из которых: *** рублей *** копеек - страховая часть трудовой пенсии по старости (в том числе фиксированный базовый размер); *** рублей - компенсация по уходу за инвалидом 1 группы и *** рубль *** копеек - ежемесячная денежная выплата по инвалидности 1 группы.
В феврале 2011 года по результатам проведенной пенсионным органом проверки в связи с установлением факта несоответствия сведений о заработной плате, указанных в справке, выданной ООО "Мики-Комак", и данными индивидуального лицевого счета Глазовой Л.И. её пенсия была приведена в соответствие согласно данным о заработной плате, полученной за период с 01 декабря 1993 года по 30 ноября 1994 года и установлена в размере *** рублей *** копейка, из которых: *** рубля *** копейка - страховая часть трудовой пенсии по старости (в том числе фиксированный базовый размер); *** рублей - компенсация по уходу за инвалидом 1 группы и *** рублей *** копеек - ежемесячная денежная выплаты по инвалидности.
Кроме того, в связи с установлением переплаты пенсии за период с 01 июля 2001 года по 28 февраля 2011 года, заместителем начальника ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ в г. Мичуринске и Мичуринском районе Тамбовской области 05 апреля 2011 года на основании ст. 26 Федерального закона N173 "О трудовых пенсиях в РФ" было вынесено решение об удержании *** рублей *** копеек, по 20% ежемесячно с 01 мая 2011 года до полного погашения переплаты.
Из вышеуказанных правовых норм следует, что правом на принятие решений о взыскании сумм трудовых пенсий, излишне выплаченных пенсионеру, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, наделен законом только в связи с нарушением п. 4 ст. 23 Закона "О трудовых пенсиях в РФ", т.е. в случае невыполнения пенсионером обязанности безотлагательно извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера трудовой пенсии или прекращение ее выплаты.
В период правоотношений сторон такая обязанность пенсионера, равно как и обязанность организации, в которой он работает, в пятидневный срок сообщать органу, выплачивающему пенсию, о приеме на работу пенсионера, была предусмотрена статьей 127 Закона РФ "О государственных пенсиях в РФ" (в ред. Федерального от 14.01.1997 года N 19-ФЗ).
Поскольку из материалов дела следует, что основанием для перерасчета пенсии Глазовой Л.И. явилось неподтверждение справкой о заработной плате ее размера за период работы истца с января 1997 года по декабрь 1998 года и несоответствие указанных в ней сведений данным индивидуального лицевого счета застрахованного лица, а не установление факта неисполнения пенсионером обязанности, предусмотренной п. 4 ст. 23 Федерального Закона "О трудовых пенсиях в РФ", а до его принятия - ст. 127 Закона РФ "О государственных пенсиях в РФ", оспариваемое решение заместителя начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Мичуринске и Мичуринском районе Тамбовской области от 05 апреля 2011 года об удержании из пенсии истца *** рублей *** копеек, по 20% ежемесячно с 01 мая 2011 года до полного погашения переплаты, правомерно признано незаконным.
При этом, по мнению судебной коллегии, правильным является и вывод суда о признании незаконным уменьшение Глазовой Л.И. размера пенсии и взыскании с ответчика необоснованно удержанных и недополученных сумм пенсии, поскольку в ходе судебного разбирательства по делу было установлено, что справка о заработной плате за период с 01.01.1997 г. по 31.12.1998 г. была выдана работодателем - ООО "Мики-Комак", период работы истца в данной организации подтвержден соответствующей записью в трудовой книжке и ответчиком в нарушение ст. 56 ГПК РФ не доказан факт недостоверности сведений о заработной плате Глазовой Л.И. за время ее работы в ООО "Мики-Комак".
Не нашел своего подтверждения в ходе разбирательства по делу и факт недобросовестности со стороны пенсионера, поскольку в соответствии с ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (в редакции, действовавшей на период с 01.01.1997 г. по 31.12.1998 г.г.) индивидуальный лицевой счет застрахованного лица должен содержать сведения, в том числе, о сумме заработка (за каждый месяц страхового стажа), который учитывается при назначении трудовой пенсии. Обязанность в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Федеральным законом, в соответствии со ст. 15 указанного Закона в названной редакции лежала на работодателе.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции считает, что, разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства по делу, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, апелляционная инстанция
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Мичуринского городского суда Тамбовской области от 10 февраля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу
Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Мичуринске и Мичуринском районе Тамбовской области
- без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.