Апелляционная инстанция судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:
председательствующего: Белоусовой В.Б.,
судей: Тюриной Н.А., Ледовских И.В.,
при секретаре Коломытцевой В.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пахомовой Е.Н. к ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Тамбове о включении периодов работы в трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии, и назначении досрочной трудовой пенсии,
по апелляционной жалобе ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Тамбове на решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 15 марта 2012 года.
Заслушав доклад судьи Тюриной Н.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Пахомова Е.Н. обратилась в суд с иском к ГУ УПФ РФ в г. Тамбове, с учетом уточнения требований просила включить в трудовой стаж, дающий ей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период нахождения ее, работавшей в должности операционной медсестры оперблока ***, в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет с 06.10.1992 по 09.11.1992 г. и период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет с 10.11.1992 по 09.05.1994 г., применив при этом льготный порядок исчисления (1 год как 1 год 6 месяцев); обязать ГУ УПФ в г. Тамбове назначить пенсию за выслугу лет с 22.11.2011 г. (даты обращения с заявлением о назначении пенсии), в чем ей было отказано во внесудебном порядке, где в специальный стаж на соответствующих видах работ зачтено только 29 лет 5 мес. 11 дней.
Решением Ленинского районного суда г. Тамбова от 15 марта 2012 года исковые требования Пахомовой Е.Н. удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе ГУ УПФ РФ в г. Тамбове ставит вопрос об отмене решения суда в части включения отпуска по уходу за ребенком в льготном исчислении, полагая, что к тому не имеется законных оснований.
Проверив материалы дела, выслушав представителя ГУ УПФ в Жердевском районе Черкасову О.Д., поддержавшую доводы жалобы, Пахомову Е.Н., возражавшую против ее удовлетворения, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Конституция Российской Федерации в ч. 1 ст. 7 в соответствии с целями социального государства гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и иных случаях, установленных законом. Важнейшим элементом социального обеспечения, основное содержание которого составляет предоставление человеку средств к существованию, является пенсионное обеспечение.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции верно применил следующие положения.
Согласно содержанию пп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" трудовая пенсия по старости назначается досрочно лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и не менее 30 лет в городах независимо от их возраста.
Для зачета в стаж, дающий право на досрочную пенсию, необходимо, чтобы работа протекала в должностях, поименованных разделом "Наименование должностей" Списка и учреждениях поименованных разделом "Наименование учреждений" Списка.
Порядок исчисления периодов работы регулируется Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп. 20 п.1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", утвержденными постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N781.
В соответствии с Приложением к указанным Правилам в стаж врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в льготный стаж как один год и шесть месяцев, включается работа в качестве медицинской сестры отделения хирургического профиля, в том числе оперблока.
Ранее действовавшее законодательство, согласно п. 2 Постановления СМ РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", также предусматривало аналогичное льготное исчисление стажа работы для соответствующей категории работников.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 г. "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
В соответствии с п. 2 постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 г. N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 1 декабря 1989 г. повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
Законом СССР от 22 мая 1990 г. N 1501-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства" были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде; ст. 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
До введения в действие Закона РФ от 25 сентября 1992 г. N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" ст. 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение указанного периода в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.
С принятием названного Закона РФ, вступившего в силу 06.10.1992 г., период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях (ст. 167 КЗоТ РФ).
Таким образом, исходя из смысла приведенных выше нормативных актов, период нахождения женщины в отпуске по родам и по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности и на указанные периоды распространялись установленные правила исчисления периодов работы до внесения изменений в данную норму закона, то есть до 06.10.1992 года.
Принимая во внимание, что отпуск истца по родам наступил с 24.02.1991 г. и окончился до 06.10.1992 г., после отпуска по родам Пахомовой Е.Н. был предоставлен отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет, который также начался до указанной даты и непрерывно перешел в отпуск по уходу за ребенком до 3 лет, тогда как право на весь отпуск по уходу за ребенком без его разграничения по возрасту последнего истец получила до внесения изменений в закон, с учетом положений статей 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, то спорные периоды были обоснованно включены судом в специальный стаж работы истца в льготном исчислении: за 1 год работы - 1 год и 6 месяцев, истцу назначена досрочная трудовая пенсия.
При таких обстоятельствах довод апелляционной жалобы об отсутствии законных оснований для включения спорных периодов нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет с 06.10.1992 г. в специальный трудовой стаж в льготном исчислении основан на неправильном толковании норм материального права, верно примененного судом, решение суда является законным, обоснованным и оснований для его отмены не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, апелляционная инстанция
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 15 марта 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Тамбове - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.