Судебная коллегия по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе: председательствующего судьи: Ваганюк Н.Н.,
судей: Бучневой О.А., Архиповой М.В.,
прокурора: Гончарова М.В.,
при секретаре: Кулиной И.А.
Рассмотрела в судебном заседании 06 июня 2011 года дело по кассационной жалобе Покрово-Пригородного сельского Совета народных депутатов Тамбовского района Тамбовской области на решение Тамбовского районного суда Тамбовской области от 15 марта 2011 года по гражданскому делу по иску прокурора Тамбовского района Тамбовской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Покрово-Пригородного сельсовета Тамбовского района Тамбовской области, Покрово-Пригородному сельскому Совету народных депутатов Тамбовского района Тамбовской области и МУ "Покрово-Пригородное" о признании незаконным в части решения Покрово-Пригородного сельского Совета народных депутатов Тамбовского района Тамбовской области N 62 от 27.11.2008 года и пересчете оплаты услуг по вывозу твердых бытовых отходов,
Заслушав доклад судьи Бучневой О.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Тамбовского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц в соответствии со ст. 45 ГПК РФ с иском к администрации Покрово-Пригородного сельсовета о признании действий по установлению в 2009 года норм накопления ТБО в размере 2,5 м3 незаконными. Просил обязать администрацию П-Пригородного сельского Совета произвести перерасчет оплаты услуг за вывоз твердых бытовых отходов за 2009 год из расчета нормы накопления на человека 1,25 м3 в год.
В обоснование своих исковых требований прокурор указал, что была проведена проверка законности увеличения тарифа сельским Советом в 2009 году за оказание услуг по вывозу твердых бытовых отходов с территории П-Пригородного сельсовета. В ходе проведенной проверки было установлено, что вывоз ТБО в с. П-Пригородное осуществляет ООО*** по договору с МУ "Покрово-Пригородное", которое в свою очередь заключает договоры по вывозу ТБО с населением. Согласно договору, заключенному между данными организациями 01 марта 2006 года, ООО*** оказывает услуги по вывозу от населения ТБО по тарифу 126 рублей, в том числе НДС 18 % - 19 руб. 22 коп. за 1 м3. Дополнительным соглашением от 01 января 2009 года к указанному договору, МУ "Покрово-Пригородное" взяло на себя обязательства оплачивать услуги ООО*** по тарифу 196 руб., в том числе НДС 18 % - 29 руб. 90 коп. за 1 м3. Решениями П-Пригородного сельского Совета народных депутатов от 27 ноября 2008 года и от 26 ноября 2009 года установлен размер нормативов накопления ТБО на человека в год, он составляет 2, 5 м3, плата с населения при таком тарифе составляет 40 руб. 80 коп. с человека. При проведении проверки прокуратурой установлено, что расчет норм накопления ТБО, установленных П-Пригородным сельсоветом за 2009 год не соответствует фактическому объему ТБО, вывезенному сельским Советом за указанный период. Прокуратура установила, что с территории П-Пригородного сельсовета было вывезено 6657,20 м3 твердых бытовых отходов. Исходя из того, что численность населения, пользующегося услугами ООО*** составляет 5350 человек прокуратурой был произведен расчет накопления ТБО на человека в год на территории П-Пригородного сельсовета - 6657, 20 м3: 5350 чел. = 1,25 м3. Таким образом, норма, установленная сельским Советом из расчета накопления ТБО на человека в год в размере 2,5 м3, завышена. В связи с этим на решение П.-Пригородного сельского Совета народных депутатов N98 от 26 ноября 2009 года 25 января 2010 года прокуратурой района принесен протест. По рассмотрению протеста прокурора указанное решение было изменено в части установления размера норм накопления твердых бытовых отходов и крупногабаритных отходов - вместо 2,5 м3 установлено 1,7 м3, в части стоимости оплаты услуг за 1 м3 вместо 196 руб. установлено 288 руб. С таким расчетом прокуратура Тамбовского района не согласна и просит обязать П.-Пригородный сельский Совет произвести перерасчет размера оплаты услуг за вывоз ТБО, установленный населению за 2009 год исходя из нормы накопления ТБО на человека 1,25 м3.
Решением Тамбовского районного суда Тамбовской области от 08 июля 2010 года в удовлетворении иска прокурора Тамбовского района было отказано.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда от 01.09.2010 года решение Тамбовского районного суда Тамбовской области от 08 июля 2010 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в тот же суд.
При новом рассмотрении дела судом первой инстанции к участию в деле в качестве соответчиков привлечены П.-Пригородный сельский Совет народных депутатов Тамбовского района Тамбовской области и МУ "Покрово-Пригородное".
Решением Тамбовского районного суда Тамбовской области от 15 марта 2011 года исковые требования прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворены. Признано недействующим с момента принятия решение Покрово-Пригородного сельского Совета народных депутатов Тамбовского района Тамбовской области N62 от 27.11.2008г. "О нормах накопления твердых бытовых и крупногабаритных отходов" в части установления нормы накопления ТБО на 2009год с указанием нормы накопления 1,25 м3 на человека в год. На МУ "Покрово-Пригородное" возложена обязанность произвести перерасчет оплаты услуг за вывоз ТБО за 2009г. в соответствии с фактическим объемом бытовых отходов, вывезенных с территории Покрово-Пригородного сельсовета Тамбовского района Тамбовской области в 2009 году и нормой накопления ТБО на человека в размере 1,25 м3 в год.
С указанным решением не согласен П.-Пригородный сельский Совет народных депутатов Тамбовского района Тамбовской области. В кассационной жалобе просят его отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска.В жалобе указывают, что исходя из буквального толкования норм ст. 1 ФЗ от 30.12.2004 года N210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и п.10 Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10.12.1997 года N 155, государственному регулированию подлежат услуги по утилизации и захоронению отходов организаций коммунального комплекса, а цена услуг по вывозу бытовых отходов, сроки оказания этих услуг, порядок и форма оплаты определяются соглашением между исполнителем и потребителем.
МУ "Покрово-Пригородное" оказывает услуги по организации вывоза ТБО с территории П.-Пригородного сельсовета, и не относится к организациям, осуществляющим эксплуатацию объектов, используемых для утилизации ТБО, в связи с этим, положения п. 1 ст. 2 ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" к деятельности МУ "Покрово-Пригородное" неприменимы. Кроме того, указанный Федеральный закон не относит услуги по вывозу ТБО к числу услуг организаций коммунального комплекса, что также разъяснено в письме Министерства регионального развития РФ N25080-СК/14 от 03.10.2008 года.
Автор жалобы ссылается на ст.154 ЖК РФ, согласно которой услуги по сбору и вывозу ТБО не отнесены к коммунальным услугам, оплачиваемым в соответствии со ст. 157 ЖК РФ, что также подтверждается судебной практикой.
Указывают, что, если потребителем услуги по сбору и вывозу ТБО является гражданин (собственник жилого дома на основании договора), то оказание данного вида услуг регулируется Федеральным законом "О защите прав потребителей", но никак не ст. 157 ЖК РФ.
Таким образом, признавая решение П.-Пригородного сельского Совета народных депутатов Тамбовского района Тамбовской области N 62 от 27.11.2008 года недействующим и обязывая МУ "Покрово-Пригородное" произвести пересчет оплаты услуг за вывоз ТБО за 2009 год, суд обязывает МУ "Покрово-Пригородное" внести изменения в договоры оказания услуг, заключенных с гражданами, в одностороннем порядке без каких-либо правовых оснований, без наличия решения суда о признании указанных договоров недействительными.
Автор жалобы ссылается на п. 1 ст. 251 ГПК РФ, из которого следует, что для признания нормативного акта недействительным, необходимо наличие двух условий: несоответствие его закону, и нарушение прав и свобод лиц, гарантированных Конституцией РФ, законами и другими нормативными правовыми актами.
Однако, решение П.-Пригородного сельского Совета народных депутатов не нарушает каких-либо прав и законных интересов граждан, которым оказываются услуги на вывоз ТБО, так как договоры с собственниками жилых домов, на основании которых МУ "Покрово-Пригородное" взимает плату за оказываемые услуги, никем не оспариваются. Указанное решение не обязывает собственников жилых домов оплачивать коммунальные услуги на основании данного решения и не лишает их возможности заключить договоры на вывоз ТБО с другой организацией.
Признавая решение Покрово-Пригородного сельского Совета народных депутатов недействительным, суд не указал, какому именно нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, не соответствует указанное решение, нарушая тем самым п. 1 ст. 251, п. 2 ст. 253 ГПК РФ.
На основании вышеизложенного просят решение Тамбовского районного суда Тамбовской области от 15 марта 2011 года отменить и принять по делу новое решение.
В возражениях на кассационную жалобу помощник прокурора Тамбовского районаК. считает решение суда законным и обоснованным.
Проверив материалы дела, выслушав представителя Покрово-Пригородного сельского Совета народных депутатов Булатову Т.А., прокурора Гончарова М.В., полагавшего решение суда оставить без изменения, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Удовлетворяя требования прокурора о признании незаконным решения Покрово-Пригородного сельского Совета народных депутатовТамбовского района Тамбовской области N62 от 27.11.2008г. "О нормах накопления твердых бытовых и крупногабаритных отходов", суд первой инстанции не учел, что оспариваемый прокурором Тамбовского района Тамбовской области нормативный акт на момент его обращения в суд не являлся действующим.
Как видно из материалов дела, оспариваемый прокурором нормативный акт утратил свою силу в связи с принятием Покрово-Пригородным сельским Советом народных депутатов Тамбовского района решения N98 от 26 ноября 2009г. "О нормах накопления твердых бытовых и крупногабаритных отходов", которое вступило в силу с 1 января 2010 года и впоследствии изменено принятым решением Покрово-Пригородного сельского Совета народных депутатов Тамбовского района от 28.01.2010г. N101.
По правилам ст. 253 ГПК РФ суд проверяет законность положений действующих нормативных актов.
Таким образом, нормативные акты, действие которых прекращено, сами по себе основанием для возникновения гражданских прав и обязанностей не являются, и, следовательно, каких-либо охраняемых законом прав и свобод граждан повлечь не могут. То есть такие акты не могут выступать предметом непосредственного судебного обжалования, а потому производство по делу подлежит прекращению на основании абз.2 ст. 220 ГПК РФ.
Такое разъяснение содержится и в пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от29 ноября 2007г. N48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", в соответствии с которым судья отказывает в принятии заявления в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 134 или частью 8 статьи 251 ГПК РФ в случаях, когда в заявлении оспаривается недействующий нормативный правовой акт или его часть (в том числе акт, не вступивший в силу, отмененный органом или должностным лицом, его издавшими, утративший силу в связи с ограничением его действия временными рамками, указанными в самом акте, а также формально не отмененный, но фактически не действующий в силу издания более позднего акта), поскольку такой акт или его часть не порождает правовых последствий, вследствие чего не может повлечь каких-либо нарушений охраняемых законом прав и свобод заявителя и других лиц.
На основании изложенного, решение суда в части удовлетворения исковых требований прокурора Тамбовского района Тамбовской области о признании незаконным решения Покрово-Пригородного сельского Совета народных депутатов Тамбовского района Тамбовской области N 62 от 27.11.2008 года нельзя признать законным, оно подлежит отмене, а производство по делу прекращению.
Что касается решения суда в части пересчета оплаты услуг по вывозу твердых бытовых отходов, то судебная коллегия находит его также подлежащим отмене по следующим основаниям.
Удовлетворяя исковые требования в этой части, суд первой инстанции исходил из того, что решение Покрово-Пригородного сельского Совета народных депутатовТамбовского района Тамбовской области N 62 от 27.11.2008 года об установлении норм ТБО на 2009г. является незаконным.
Однако, поскольку требования прокурора основаны на недействующем нормативном акте, у прокурора нет оснований требовать пересчета платы за вывоз ТБО.
Вместе с тем, лица, которые являлись в 2009г. потребителями и плательщиками услуг по вывозу ТБО на основании оспариваемого нормативного акта, не лишены возможности обращения за судебной защитой в соответствии со ст.12 ГК РФ, если считают, что в результате применения этого нормативного акта, прекратившего свое действие, были нарушены их гражданские права.
Принимая во внимание, что по делу не требуется собирания или дополнительной проверки доказательств, поскольку имеющие значение для дела обстоятельства были исследованы судом первой инстанции, однако судом были нарушены нормы материального и процессуального права, судебная коллегия находит возможным не передавая дела на новое рассмотрение, отменить решение Тамбовского районного суда г.Тамбова, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований о пересчете оплаты услуг по вывозу ТБО и прекращении производства по делу в части оспаривания нормативного акта.
Руководствуясь ст. ст. 360, 361, 365 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Тамбовского районного судаТамбовской области от 15 марта 2011 года отменить и вынести по делу новое решение.
Производство по делу по иску прокурора Тамбовского района Тамбовской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Покрово-Пригородного сельсовета Тамбовского района Тамбовской области, Покрово-Пригородному сельскому Совету народных депутатов Тамбовского района Тамбовской области и МУ "Покрово-Пригородное" в части признания незаконным решения Покрово-Пригородного сельского Совета народных депутатов Тамбовского района Тамбовской области N 62 от 27.11.2008 года прекратить.
Вудовлетворении исковых требований прокурора Тамбовского района Тамбовской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Покрово-Пригородного сельсовета Тамбовского района Тамбовской области, Покрово-Пригородному сельскому Совету народных депутатов Тамбовского района Тамбовской области и МУ "Покрово-Пригородное" о пересчеты оплаты услуг по вывозу твердых бытовых отходов отказать.
Кассационную жалобу Покрово-Пригородного сельского Совета народных депутатов Тамбовского района Тамбовской области удовлетворить.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.