Судебная коллегия по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе: председательствующего судьи: Ваганюк Н.Н.,
судей: Архиповой М.В., Бучневой М.В.,
при секретаре Елоховой М.В.,
рассмотрев в судебном заседании 11 июля 2011 года дело по иску ПоляковаВ.В. к УВД по Тамбовской области о замене удостоверения участника ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС
по кассационной жалобе представителя УМВД по Тамбовской области
на решение Ленинского районного суда г.Тамбова от 12 мая 2011 года,
заслушав доклад судьи Ваганюк Н.Н. судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Поляков В.В. обратился с иском к УВД по Тамбовской области о замене имеющегося у него удостоверения участника ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС серии А N 890551 от 19 мая 1993 года на удостоверение российского образца, указав, что он в период службы в Вооруженных Силах в 1989 году был направлен в командировку в г. Припять Ивановского района Киевской области. Население Припяти было эвакуировано 27 апреля 1986 года из-за Чернобыльской аварии, сейчас Припять находится в Чернобыльской зоне отчуждения. 19 мая 1993 года Администрацией Тамбовской области ему выдано удостоверение участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1989 году. 04 октября 2010 ода он обратился в УВД по Тамбовской области с заявлением о замене старого удостоверения участника ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС на удостоверение российского образца. 09.12.2010 года ему было отказано в этом, так как по сообщению управления труда и социального развития области документов, послуживших основанием для выдачи удостоверения участника ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, в управлении не имеется. В послужном списке сведения об участии в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС также отсутствуют. Считает отказ УВД по Тамбовской области незаконным, сославшись на решение Верховного Суда РФ от 19 февраля 2004 года.
В 1993 году ему было выдано удостоверение и нагрудный знак участника ликвидации последствий ЧАЭС на основании предъявленной справки военкомата о периоде его нахождения в командировке в г. Припяти. Справку он сдал в администрацию области.
Решением Ленинского районного суда г.Тамбова от 12 мая 2011г. иск Полякова В.В. был удовлетворен.
С данным решением не согласен представитель ответчика, который в кассационной жалобе ставит вопрос о его отмене.
Указывает, что выводы суда основаны на нормах совместного приказа МЧС РФ, Минздравсоцразвития РФ, Минфин РФ от 13.11.2000 N 114/66/23н, который с 20.02.2007 утратил силу, в связи с изданием от 08.12.2006 N 727/831/165н другого приказа, утвердившего новый порядок выдачи удостоверений участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
Согласно п. 7 нового Порядка, уполномоченные органы проводят проверку представленных для оформления удостоверения документов, подтверждающих участие в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, исчерпывающий перечень которых содержится в п. 6 Порядка.
Считает, что удостоверение участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС старого образца не относиться к документам, подтверждающим участие граждан в работах по ликвидации последствий аварии.
Согласно письму Управления труда и социального развития Администрации Тамбовской области от 02.12.2010, документов послуживших основанием для получения
им прежнего удостоверения не имеется, равно как и сведений о выдаче удостоверения Полякову В.В.
УМВД России по Тамбовской области так же не располагает сведениями об участии Полякова В.В. в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
Таким образом, в ходе проверки УМВД установлен факт, как необоснованной выдачи удостоверения, так и поставлен под сомнение сам факт его выдачи уполномоченным органом, а, следовательно, оснований для замены Полякову В.Е удостоверения участника ликвидации последствий аварии на ЧАЭС нового образца не имеется.
Кроме того, и в п. 4 утратившего силу порядка, на котором основано решение суда, указано об обязанности заявителя приложить к заявлению, помимо заявления, удостоверения, документ, подтверждающий факт участия в ликвидации аварии на ЧАЭС
Полагает ссылку суда на Решение ВС РФ от 19.02.2004г несостоятельной, так как оно признает недействительным уже утративший силу приказ МЧС РФ, Минздравсоцразвития РФ, Минфин РФ от 13.11.2000 N 114/66/23н и только в части возложения на граждан обязанности по предоставлению сведений подтверждающих обоснованность выдачи им удостоверений участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. При этом указанным решением подтверждена обязанность органов, выдающих удостоверения осуществлять контроль за обоснованностью их выдачи. збщей
Указывает, что порядок выдачи удостоверений регламентирован совместным ведомственным приказом МЧС РФ, Минздравсоцразвития РФ, Минфин РФ. МВД России в систему указанных органов не входит и действие указанного приказа на МВД и территориальные органы внутренних дел не распространяется.
Проверив материалы дела, исследовав доводы кассационной жалобы, выслушав представителя ответчика Русанова Д.М., выслушав Полякова В.В., судебная коллегия находит решение суда первой инстанции подлежащим отмене ввиду неприменения судом закона, подлежащего применению по следующим основаниям.
Так, суд первой инстанции, удовлетворяя требования Полякова В.В., руководствовался Положением о порядке оформления и выдачи удостоверений участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденного 29 февраля 2000 г. Приказом министра РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий N 114? срок действия которого продлен до января 2007 г.
При этом, как правильно указано в кассационной жалобы, судом проигнорирован тот факт, чтоприказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации от 8 декабря 2006г. N727/831/165н утвержден новыйПорядок и условия оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Пунктом6 Порядка предусмотрено, что документами, подтверждающими участие граждан в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения, являются:
командировочное удостоверение с отметками о пребывании в населенных пунктах (пункте), находящихся в зоне отчуждения;
справка об участии в работах в зоне отчуждения, выданная в 1986-1990годах предприятием, организацией, учреждением, воинскими частями, выполнявшими работы непосредственно в зоне отчуждения; Штабом Гражданской обороны СССР, соответствующими архивами...
Судом в решении суда не приведены нормы закона, регулирующие спорные правоотношения и, в частности, требованияпункта 3 части первой статьи13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991г. N1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", согласно которым к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие данного Закона, относятся, в том числе военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в 1986-1987годах для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения
Согласночастям четвертой ипятой статьи15 Закона указанным гражданам выдаются удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и нагрудные знаки. Эти документы дают право на меры социальной поддержки, предусмотренные Законом, с момента их предъявления.
Порядок и условия оформления и выдачи удостоверений определяются органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации.
Такими органамиподпунктом "а" пункта1 постановления Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004г. N818 "О федеральных органах исполнительной власти, уполномоченных определять порядок и условия оформления и выдачи удостоверений отдельным категориям граждан из числа лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и гражданам из подразделений особого риска" назначены Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации.
При таком положении заслуживают внимания и подлежат проверке доводы жалобы в части привлечения в качестве ответчика УМВД Тамбовской области, а также утверждения в жалобе на необоснованность ссылки суда первой инстанции на решение Верховного Суда РФ признавшего недействительным в части уже не действующий Приказ.
С учетом изложенных обстоятельств, судебная коллегия находит необходимым решение суда первой инстанции отменить и дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.
При новом рассмотрении дела суду необходимо устранить отмеченные недостатки и, правильно применив закон, разрешить спор.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г.Тамбова от 12 мая 2011 года по данному делу отменить. И дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.
Кассационную жалобу представителя УМВД по Тамбовской области удовлетворить.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.