Судебная коллегия по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе: председательствующего судьи: Ваганюк Н.Н.,
судей: Бучневой О.А., Архиповой М.В.,
при секретаре: Кулиной И.А.
Рассмотрела в судебном заседании 11 июля 2011 года дело по кассационной жалобе ВеселовойА.И. на решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 18 мая 2011 года по гражданскому делу по иску ВеселовойА.И. к администрации г. Тамбова о признании недействующим постановления администрации г. Тамбова N 1038 от 15.02.2011 года, признании Веселовой А.И. нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Заслушав доклад судьи Бучневой О.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Постановлением администрации г. Тамбова от 15.02.2011 года N 1038 Веселовой А.И. отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий на основании п. 2 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ (представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях), ст. 53 ЖК РФ (граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий), п. 3 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ (не истек предусмотренный ст. 53 ЖК РФ срок), а также на основании решения Тамбовской городской Думы от 30.05.2005 года N 675, которым установлена учетная норма площади жилого помещения в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в г. Тамбове не более 14,0 кв.м общей площади на одного человека.
Веселова А.И. обратилась в суд с иском к администрации г. Тамбова о признании недействующим постановления администрации г. Тамбова N 1038 от 15.02.2011 года, в части отказа в постановке Веселовой А.И. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, указав, что она является инвалидом Великой Отечественной войны второй группы и нуждающейся в жилом помещении, поскольку она и члены ее семьи: дочь МайерЛ.И., внучка МайерЕ.В., правнучкаЛ. зарегистрированы и проживают в принадлежащей на праве собственности истцу квартире по адресу:*** и на их долю приходится менее учетной нормы жилплощади.
Веселова А.И. просила суд признать ее нуждающейся в улучшении жилищных условий на основании положений ЖК РФ и указа Президента РФ от 07.05.2008г.N714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945годов".
Решением Ленинского районного суда г. Тамбова от 18 мая 2011 года в удовлетворении исковых требований Веселовой А.И.отказано.
С решением суда не согласна Веселова А.И. В кассационной жалобе просит решение отменить.
Полагает, что суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела. Указывает, что в соответствии с законом "О вынужденных переселенцах" государство исполнило свои расходные обязательства по обустройству вынужденных переселенцев на постоянное место жительства, и предоставили ее дочери Майер Л.И. и внучкам Майер Е.В. иМ. сертификат для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета.
Указывает, что все ее действия по регистрации Майер Л.И. и Майер Е.В. по адресу:*** были совершены до принятия Указа Президента РФ N714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945годов", специально преднамеренных действий по ухудшению жилищных условий она не предпринимала, так как Указ Президента РФ N714 дополнен изменениями в части, касающейся ее 09.01.2010 года, поскольку с данного времени стало предусматриваться обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета ветеранов и инвалидов ВОВ исходя из общей площади жилья на одного человека 36 кв.м., а до этого было 22 кв.м.
Просит не применять положения ст. 53 ЖК РФ, поскольку 1/3 доли квартиры, принадлежащие ее дочери Майер Л.И. и внучке Майер Е.В., были подарены последними, и сама Веселова А.И. не предпринимала мер к намеренному ухудшению своих жилищных условий. Исключительно по состоянию ее здоровья в силу ее преклонных лет с целью оказания бытовых и медицинских услуг ее семья проживает с ней, и они ведут общее хозяйство.
Считает, что выводы суда первой инстанции не соответствуют обстоятельствам дела. Суд неверно указал, что только после того как ее дочь и внучка подарили свои доли в квартире, она обратилась в администрацию г. Тамбова с заявлением о принятии ее на учет. Указывает, что с 2009 года она неоднократно обращалась в жилищный комитет с данной просьбой, после последнего отказа от 15.10.2010 года обратилась в суд с данным иском.
Ссылается на ст.ст. 31, 52, 53 ЖК РФ, ст. 14 Федерального закона "О ветеранах", Указ Президента РФ N714 и полагает, что в силу указанных норм имеет право состоять на учете в органе местного самоуправления в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий как инвалид ВОВ второй группы. Считает, что ущемлена в правах по сравнению с ветеранами и инвалидами ВОВ, которые в настоящее время имеют право на улучшение жилищных условий в наибольшем объеме в соответствии с Указом Президента РФ "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945годов".
На основании изложенного просит решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 18 мая 2011 года отменить и принять по делу новое решение.
Проверив материалы дела, выслушав истца Веселову А.И. и 3-е лицо Майер Л.И., поддержавших доводы кассационной жалобы, представителя ответчика Каменеву Е.С., возражавшую против удовлетворения жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены оспариваемого решения суда.
В соответствии с подп. 3 п.1 ст.15 ФЗ "О ветеранах" участникам Великой Отечественной войны, нуждающимся в улучшении жилищных условий, предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета жильем, которые осуществляются в соответствии с положениями ст.23.2 ФЗ "О ветеранах". Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.
Согласно п.1 ст. 23.2 ФЗ "О ветеранах" Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии состатьями 14,16 и21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии состатьями 14,15,17-19 и21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В соответствии с п. 2 ст. 1 Закона Тамбовской области от 31.03.2009 г. N 511-З "О предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий" инвалиды Великой Отечественной войны отнесены к категории граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах".
Согласно ст. 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на обеспечение за счет средств федерального бюджета жилыми помещениями. Необходимым условием для этого является признание лица данной категории нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Веселова А.И.,*** года рождения, является инвалидом Великой Отечественной войны второй группы.
В соответствии с п. 2 ч. 1. ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Постановлением администрации г. Тамбова N 1038 от 15.02.2011 года Веселовой А.И. отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий на основании п. 2 ч. 1 ст. 54, ст. 53, п. 3 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ, в связи с тем, что Веселова А.И., с составом семьи 1 человек, имеет в собственности квартиру***, общей площадью 38,4 кв.м, жилой 19,6 кв.м, следовательно, она обеспечена жилой площадью по установленной норме.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Веселовой А.И., суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что Веселова А.И. обеспечена жильем, так как в ее собственности находится однокомнатная квартира***, общей площадью 38,4 кв.м.
При этом суд правильно учел, что Веселовой А.И., как вынужденной переселенке, в 1996 году за счет средств федерального бюджета предоставлена однокомнатная квартира, расположенная по адресу:***, общей площадью 38,4 кв.м, на семью из двух человек (она и Майер Л.И.), о чем свидетельствует имеющийся в материалах дела ордер. 13.10.1999 года на основании договора о безвозмездной передаче жилья в собственность указанная квартира передана бесплатно в собственность Веселовой А.И., которая на момент приватизации проживала в квартире одна. То есть жильем Веселова А.И. была обеспечена в соответствии с установленными нормами.
Право дочери истца Майер Л.И., а также внучек Майер Е.В. иМ. - на улучшение жилищных условий было реализовано путем предоставления им субсидии для приобретения жилого помещения как вынужденным переселенцам за счет средств федерального бюджета. Согласно договору купли-продажи от 12.04.2007 года они приобрели в общую долевую собственность на выделенные денежные средства двухкомнатную квартиру по адресу:***, по 1/3 доли на каждого. После приобретения квартиры Майер Л.И. и Майер Е.В. были зарегистрированы в квартире Веселовой А.И.
А 13.10.2010 года Майер Л.И. и Майер Е.В. подарили свои доли в праве общей долевой собственности на квартиру***М.
В январе 2011г. Веселова А.И. обратилась в администрацию г.Тамбова с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий как ветерана ВОВ, указав, что она является нуждающейся в жилом помещении, поскольку она и члены ее семьи: дочь Майер Л.И., внучка Майер Е.В., правнучкаЛ. зарегистрированы и проживают в принадлежащей на праве собственности истцу квартире по адресу:***. На каждого члена семьи приходится менее учетной нормы общей площади жилого помещения, то есть менее 14 кв.м.
Статьей 53 ЖК РФ установлено, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Суд обоснованно указал, что имело место намеренное ухудшение жилищных условий, так как установлено, что 13.10.2010 года Майер Л.И. и ее дочь Майер Е.В. подарили свои доли в квартире***, а до этого, в 2007-2008 гг., зарегистрировались в квартире***, принадлежащей Веселовой А.И., что повлекло за собой ухудшение жилищных условий Веселовой А.И.
Доводы жалобы Веселовой А.И. в той части, что она не предпринимала мер к ухудшению жилищных условий, опровергаются имеющимися деле доказательствами. Так, в 2007 и 2008г.г. Веселова А.И. зарегистрировала в принадлежащей ей квартире дочь Майер Л.И. и внучку Майер Е.В., тогда как последние на момент регистрации уже имели в собственности по 1/3 доле в праве общей долевой собственности на двухкомнатную квартиру. Доказательств необходимости их вселения в квартиру и регистрации в ней, истцом не предоставлено.
Ссылка Веселовой А.И. на вселение дочери и внучки с целью ухода за ней, не подтверждает, что для ухода за ней требовалась помощь со стороны именно 2-х человек.
Веселова А.И. до вселения в квартиру Майер Л.И. и Майер Е.В., как собственник квартиры, была обеспечена жилым помещением в соответствии с установленными нормами, а поскольку необходимости в их вселении в квартиру не установлено, есть все основания говорить о том, что Веселова А.И. намеренно ухудшила свои жилищные условия.
Ссылка Веселовой А.И. на ущемление ее прав по сравнению с другими инвалидами Великой Отечественной войны в случае не обеспечения жилым помещением не состоятельна, поскольку Веселова А.И. обеспечена жилым помещением, площадь которого больше, чем предусмотрено Указом Президента РФ "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945годов".
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о законности постановления администрации г. Тамбова N 1038 от 15.02.2011 года об отказе в принятии Веселовой А.И. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Выводы суда основаны на нормах материального права, приведенных в решении, полно мотивированы, подтверждены материалами дела и не опровергаются доводами кассационной жалобы ответчика, которые были предметом исследования суда первой инстанции и получили правильную правовую оценку в решении.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, по делу не имеется.
Руководствуясь ст.ст.360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 18 мая 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу ВеселовойА.И. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.