Судебная коллегия по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе: председательствующего судьи: Уварова В.В.,
судей: Ваганюк Н.Н., Белоусовой В.Б.,
при секретаре Елоховой М.В.,
рассмотрев в судебном заседании 10 августа 2011 года дело по иску Титаренко А.В. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Тамбовской области, Федеральной службе исполнения наказаний РФ об обязании выдачи жилищного сертификата,
по кассационной жалобе начальника УФСИН по Тамбовской области,
на заочное решение Октябрьского районного суда г.Тамбова от 06 июня 2011 года,
заслушав доклад судьи Ваганюк Н.Н. судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Титаренко А.В. обратился в суд с иском к УФСИН по Тамбовской области, ФСИН РФ об обязании выдачи жилищного сертификата, указав что он был уволен из уголовно-исполнительной системы приказом N 325 УФСИН России по Тамбовской области от 06.09.2006 по ограниченному состоянию здоровья. На момент увольнения на пенсию он состоял на учете, как нуждающийся в улучшении жилищных условий. Решением комиссии УФСИН от 08.08.2008 ему было отказано во включении в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" на 2009 год.
Решением Октябрьского районного суда г.Тамбова от 18.12.2008г. на УФСИН России по Тамбовской области была возложена обязанность включить его с составом семьи из трех человек в состав участников указанной подпрограммы. Однако до настоящего времени в выдаче Государственного жилищного сертификата ему отказано. Просил обязать УФСИН по Тамбовской области, ФСИН РФ выдать ему жилищный сертификат на состав семьи из трех человек.
В процессе рассмотрения дела истец требования уточнил, просил обязать ответчиков выдать ему государственный жилищный сертификат на состав семьи, состоящий из трех человек в 2011 году.
Заочным решением Октябрьского районного суда г.Тамбова от 06 июня 2011 года иск Титаренко А.В. был удовлетворен.
С данным решением не согласен начальник УФСИН по Тамбовской области, который в кассационной жалобе ставит вопрос о его отмене.
Указывает, что правила участия и получения гражданами государственных жилищных сертификатов (ГЖС) регламентируется Постановлением Правительства Р.Ф. от 21.03.2006 года N 153.
Согласно абз. 7 пп. а п. 5 Постановления право на участие в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы" имеют сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и уволенные со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, и состоящие после увольнения в списках очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) в учреждениях и органах УИС, в которых они проходили службу.
В УИС порядок организации работы по включению в Подпрограмму и выдачу, сертификатов регламентирован приказом ФСИН России от 04.06.2007 N 287 "Об утверждении инструкции о порядке формирования списков получателей ГЖС, оформления и выдачи сертификатов гражданам - участника подпрограммы ?"
Организация работы по формированию списков граждан-участников подпрограммы осуществляется учреждениями и органами УИС, в которых эти граждане состоят на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (получение жилых помещений) и ъ учреждении (органе) УИС по месту расположения поселка (п.7 приказа N 287).
Для участия в подпрограмме сотрудники УИС подают заявление (рапорт установленной формы на участие в Подпрограмме по месту постановки на жилищный учет (п.3 приказа N 287).
Вместе с заявлением (рапортом) граждане, изъявившие желание участвовать в подпрограмме, представляют документы, указанные в п.4 приказа ФСИН России от 04.06.2007 N 287.
В соответствии с п. 13 приказа ФСИН России от 04.06.2007 N 287 для включения в список граждан, изъявивших получить сертификат в планируемом году, гражданин -участник подпрограммы в период с 1 января по 15 июля года, предшествующего планируемому, представляет в учреждение или территориальный орган УИС, в котором находится его учетное дело, заявление установленного образца о выделении сертификата в планируемом году.
Сформированные в территориальном органе УИС в соответствии с хронологической последовательностью, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, сводные списки граждан, изъявивших желание на участие в Подпрограмме на планируемый год до 10 сентября года, предшествующего планируемому, направляются во ФСИН России (п. 16 приказа N 287).
ФСИН России на основании сводных списков, представленных территориальными органами, направляет до 1 октября года, предшествующего планируемому, государственному заказчику подпрограммы сведения о необходимом количестве сертификатов на планируемый год (п. 17 приказа N 287).
В соответствии с п. 18 приказа N 287 на основании утвержденного Правительством РФ графика выпуска и распределения сертификатов, выделенных на реализацию подпрограммы на планируемый год для УИС, ФСИН России в соответствии с представленными сводными списками и в пределах лимитов бюджетных средств готовит предложения по их распределению среди территориальных органов УИС и в установленном порядке представляет на утверждение директору ФСИН России. Утвержденные контрольные цифры доводятся до территориальных органов УИС.
Распределение объемов финансирования, определенных для территориальных органов УИС, осуществляется пропорционально количеству граждан - участников подпрограммы, указанному в утвержденных сводных списках.
В соответствии с п. 29 Правил выпуска и реализации ГЖС в рамках реализации Подпрограммы территориальный орган УИС в 10-дневный срок после получения
контрольных цифр бюджетных средств на основании утвержденного сводного списка, а также норматива стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации (средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилого помещения по этому субъекту Российской Федерации, действующего на момент получения контрольных цифр бюджетных средств, формирует и утверждает сводный список граждан - получателей сертификатов в планируемом году. Формирование указанных списков осуществляется в соответствии с хронологической последовательностью постановки на учет граждан -участников подпрограммы.
Внесение дополнительно лиц в утвержденные списки не допускается.
Титаренко А.В. проходил службу в УИС с 20.11.1996 по 06.09.2006г..
18.02.2005 Титаренко А.В. был принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в ФГУ ИК-1 УФСИН России по Тамбовской области.
Решением комиссии по реализации программы ""Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы" УФСИН России по Тамбовской области в 2010 году Титаренко А.В. и члены его семьи были включены в состав участников подпрограммы за номером 37. В 2011 году Титаренко А.В. и члены его семьи были включены в состав участников подпрограммы за номером 25.
Предусмотренные для УФСИН России по Тамбовской области в 2010 году лимиты бюджетных средств позволили выдать сертификаты гражданам, состоящим в основном списке с N 1 по N 20, в 2011 году лимиты бюджетных средств позволили выдать сертификаты гражданам, состоящим в сводном списке с N 1 по N 3.
Поскольку выдача сертификатов осуществляется на основании списка, формируемого в хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, исходя из размера бюджетных целевых средств для приобретения жилья, а также учитывая, что Титаренко А.В. в выдаче сертификата отказано не было, основания для удовлетворения заявленных истцом требований у суда отсутствовали.
Кроме того, Титаренко А.В. включен в состав участников подпрограммы на 2012 год за номером 33. Считает, что предоставив ему и членам его семьи ГЖС в 2011 году, нарушатся не только Постановление Правительства РФ от 21.03.2006 года N 153, приказ ФСИН России от 04.06.2007 N 287, но, и право на жилище 32 участников подпрограммы, состоящих в составе участников подпрограммы за номерами 1 - 32, принятых на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в период с 1994 по 2004 годы.
Проверив материалы дела, исследовав доводы кассационной жалобы, выслушав представителя УФСИН России по Тамбовской области Сафонова Д.А., выслушав Титаренко А.В., Титаренко Н.Н., судебная коллегия находит решение суда первой инстанции подлежащим отмене в части даты возложения обязанности по предоставлению сертификата на ответчиков по следующим основаниям.
Так, суд первой инстанции, принимая решение по данному делу нормы материального права применил правильно, обоснованно руководствовалсяп.7 Правил согласно которым, из числа граждан - участниковподпрограммы, указанных впп. "а"-"д" и"ж" п.5 Правил, субсидии предоставляются в первую очередь гражданам, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) и не имеющим жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации, но вместе с тем, не учел, что в соответствии сп.3 Правил сертификаты выпускаются государственным заказчикомподпрограммы в соответствии с графиком выпуска и распределения сертификатов на соответствующий год, утверждаемым Правительством Российской Федерации, в пределах средств, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.
Из содержанияп.п.28 Правил следует, что Государственный заказчикподпрограммы с учетом средств, предусмотренных на ее реализацию в проекте федерального бюджета на соответствующий год и на основании установленного подпрограммой принципа распределения общих объемов финансирования по категориям граждан, а также сводных списков, полученных от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и сведений, полученных от федеральных органов исполнительной власти, определяет для каждого органа исполнительной власти контрольные цифры бюджетных средств для предоставления социальных выплат по категориям граждан, которые до 1 октября года, предшествующего планируемому, доводятся до соответствующих органов исполнительной власти.
Исходя из вышеприведенного смыслап.п.3,18,24,28 и31 следует вывод о том, что включение граждан - участниковподпрограммы в списки получателей ГЖС осуществляется по категориям, предусмотренным вп.5 Правил, а указанные списки формируются на текущий год. В связи с этим, реализация гражданами - участниками подпрограммы права на получение социальной выплаты производится с учетом категории, предусмотренной в п.5 Правил, и в соответствующем году.
Таким образом, возлагая обязанность на ответчиков по предоставлению сертификата в 2011 году, суд проигнорировал приведенные выше положения, в связи, с чем решение суда в части даты выдачи истцу сертификата в 2011 году подлежит отмене, но поскольку обстоятельства дела судом первой инстанции установлены, судебная коллегия считает возможным принять в указанной части новое решение о том, что сертификат истцу выдать в порядке очередности.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Заочное решение Октябрьского районного суда г.Тамбова от 06 июня 2011 года по данному делу в части возложения обязанности на Федеральную службу исполнения наказаний России и Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Тамбовской области выдать Титаренко А.В. в 2011 году Государственный жилищный сертификат на состав семьи из трех человек отменить и вынести новое решение: возложить на Федеральную службу исполнения наказаний России и Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Тамбовской области выдать Титаренко А.В. в Государственный жилищный сертификат на состав семьи из трех человек согласно очередности.
Кассационную жалобу начальника УФСИН по Тамбовской области - удовлетворить.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.