Судебная коллегия по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:
Председательствующего: Уварова В.В.
Судей: Белоусовой В.Б., Клепиковой Е.Н.
При секретаре: Рябчиковой Н.А.
Рассмотрев в открытом судебном заседании 17 августа 2011 года гражданское дело по иску Селениной Л.С. к ГУ Управление Пенсионного Фонда в Сосновском районе об исчислении льготного трудового стажа и назначении досрочной трудовой пенсии по старости лет.
По кассационной жалобе ГУ УПФ РФ в Сосновском районе на решение Сосновского районного суда Тамбовской области от 19 июля 2011 года.
Заслушав доклад судьи Белоусовой В.Б., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Селенина Л.С. обратилась в суд с иском к ГУ-УПФ РФ в Сосновском районе об исчислении льготного трудового стажа и назначении досрочной трудовой пенсии по старости лет, указав, что ее медицинский стаж на 28 апреля 2011 года составил более 25 лет. По правилам ст.27 Федерального Закона N173 от 17.12.2001г. " О трудовых пенсиях в Российской Федерации" она имеет право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной или иной деятельности по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях в сельской местности и поселках городского типа.
При обращении в ГУ-УПФ РФ в Сосновском районе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности по охране здоровья, ей было отказано в связи с отсутствием необходимого стажа: период нахождения курсах повышения квалификации с 28.02.2005 г. по 15.03.2005 г., с 13.04.2010 г. по 01.06.2010 г. не засчитаны в льготный стаж. Период нахождения в отпуске по беременности и родам с 04.10.1989 года по 17.01.1990 года и с 18.01.1990 по 01.09.1991 года период нахождения в отпуске по уходу за ребенком, исчислены календарно, т.е 1 год вместо 1 года и 3 месяцев.
Решением Сосновского районного суда Тамбовской области от 19 июля 2011 года исковые требования Селениной Л.С. удовлетворены.
ГУ УПФ РФ в Сосновском районе обязано включить в льготный стаж Селениной Л.С. курсы повышения квалификации с 28.02.2005 г. по 15.03.2005 г., с 13.04.2010 г. по 01.06.2010 г. Период отпуска по беременности и родам с 04.10.1989 года по 17.01.1990 года, период отпуска по уходу за ребенком с 18.01.1990 года по 01.09.1991 года, в льготном исчислении 1 год за 1 год и 3 месяца. ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в Сосновском районе обязано назначить досрочную трудовую пенсию по старости Селениной Л.С. с 28 апреля 2011 года.
В кассационной жалобе ГУ УПФ РФ в Сосновском районе просит решение отменить и принять новое решение, не передавая дело на новое рассмотрение, указав, что суд дал не правильную правовую оценку разъяснению Госкомитета ССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 29 ноября 1989 г. N375/24-11, так как оно, предусматривало включение отпуска по уходу за ребенком только до полутора лет в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях, для лиц указанных в статье 9 Закона от 1956 г., к которым пенсия за выслугу лет не относится и выплату пенсии в льготном повышенном размере, лицам, указанным в ст.13 Закона от 1956 г. Данные разъяснения так же не предусматривало применение льготных коэффициентов для исчисления периода нахождения отпуска по уходу за ребенком. Закон от 1956 г. с 1.01.1992 г. прекратил свое действие, в связи с вступлением в законную силу Закона РФ от 20.11.1990 г. N340-1 "О государственных пенсиях в РФ", в связи с этим разъяснение не может применяться к правоотношениям, возникшим после 1 января 1992 г. С даты вступления в силу Закона РФ от 25 сентября 1992 г. N3543-I "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РФ", т.е. с 06 сентября 1996 г. частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях. В связи с вышеизложенным, Управление, утверждает, что в льготный стаж, возможно, засчитать периоды с нахождения в отпуске по уходу за ребенком только до 06 октября 1992 г. и только в календарном исчислении. Кроме того, указывает, что нормами пенсионного законодательства трудовой стаж в отношении отпуска по беременности и родам подсчитывается по фактическим отработанному времени. Кроме периодов к которым, в предусмотренных законом случаях применяется льготное исчисление. Разъяснение Минтруда России от 22.05.1996 г. N5 и Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27 и 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", утвержденным Постановлением Правительства от 11 июля 2001 г. N516 в стаж на соответствующих видах работ включаются периоды работы в течение полного рабочего дня, включение в него периодов обучения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства не предусмотрено.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с подп.20 п.1 ст.28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего Федерального закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
При исчислении стажа работы, дающего право на пенсию ранее достижения возраста, установленного ст.7 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения подлежит применению законодательство, действовавшее на время выполнения указанной работы.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 г. "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
В соответствии с п.2 постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 г. N677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 1 декабря 1989 г. повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
Законом СССР от 22 мая 1990 г. N1501-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства" были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде; ст.71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
Законодательство союзных республик подлежало приведению в соответствие с этим Законом. До введения в действие Закона РФ от 25 сентября 1992 г. N3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" ст.167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение указанного периода в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости. С принятием названного Закона РФ, вступившего в силу 6 октября 1992 г., период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях (ст.167 КЗоТ РФ).
Исходя из смысла приведенных законодательных актов, а также редакции ст.167 КЗоТ РСФСР (в ред. Закона РСФСР от 9 декабря 1971 г.), период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности.
Учитывая, что ч.2 ст.6, ч.4 ст.15, ч.1 ст.17, ст.ст.18, 19 и ч.1 ст.55 Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, период нахождения Селениной Л.С. в отпуске по уходу за ребенком до достижения ребенком полуторагодовалого возраста и до достижения трех лет во время действия приведенных выше Законов также подлежит включению в стаж, дающий право на досрочную пенсию независимо от времени ее обращения за назначением пенсии и времени возникновения у нее права на досрочное назначение пенсии по старости.
Разрешая спор, суд включил в льготный стаж истицы период нахождения в отпуске по беременности и родам с 04.10.1989 года по 17.01.1990 года и период отпуска по уходу за ребенком с 18.01.1990 по 01.09.1991 года в льготном исчислении 1 год за 1 год и 3 месяца.
Вывод суда первой инстанции о зачете периодов нахождения истицы в отпуске по беременности и родам, в отпуске по уходу за ребенком в льготном исчислении из расчета 1 год работы за 1 год и 3 месяца является правильным.
В соответствии с подп."а" п.5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N781, в соответствии с подп.20 п.1 ст.28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в городе, сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как 1 год и 3 месяца.
Ранее действовавшее законодательство также предусматривало льготное исчисление стажа работы в учреждениях здравоохранения в сельской местности или в поселке городского типа.
В силу п.2 постановления Совмина РСФСР от 6 сентября 1991 г. N464, которым был утвержден Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, установлено, что работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, указанным в прилагаемом Списке, 1 год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) считать за 1 год и 3 месяца.
Поскольку периоды отпуска по беременности и родам, а также отпуска по уходу за ребенком до трех лет, имевшего место до 6 октября 1992 г., включаются в специальный стаж, на указанные периоды распространяются установленные правила исчисления периодов работы.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п.15 постановления Пленума Верховного Суда РФ N25 от 20 декабря 2005 г. "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" при разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (ст.ст.27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 г. (времени вступления в силу Закона РФ от 25 сентября 1992 г. N3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.
Согласно п.7 совместного постановления Госкомитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 29 ноября 1989 г. N375/24-11, действовавшего в период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком, время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывается также в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах. Во всех случаях исчисления общего, непрерывного стажа работы и стажа работы по специальности время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет учитывается в том же порядке, как работа, в период которой предоставлены указанные отпуска.
Так же суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования в части включения в льготный стаж периодов нахождения накурсахповышения квалификации.
Согласно п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства N 516 от 11.07.2002 г., в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
Статья 187 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает, что при направлении работодателем работника дляповышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
Таким образом, в периоды нахождения истца накурсахповышенияквалификации за ней сохранялось постоянное место работы (должность), ей выплачивалась заработная плата, а также производились отчисления в Пенсионный фонд.
При таких обстоятельствах, исходя из приведенных правовых норм, судебная коллегия считает решение законным и обоснованным, оставляет решение без изменения кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 360, 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сосновского районного суда Тамбовской области от 19 июля 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу ГУ- Управление Пенсионного фонда РФ в Сосновском районе Тамбовской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.