Судебная коллегия по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:
Председательствующего Белоусовой В.Б.
Судей: Ковешниковой Е.А., Бучневой О.А.
При секретаре Кулиной И.А.
С участием прокурора Пугач И.В.
Рассмотрела в судебном заседании 28 сентября 2011 года дело по иску Прокурора Октябрьского района г.Тамбова к ООО "Управляющая жилищная компания" о проведении перерасчета платы за коммунальную услугу энергоснабжение,
по кассационному представлению прокурора Октябрьского района г.Тамбова на решение Октябрьского районного суда г.Тамбова от 14 июля 2011 года,
Заслушав доклад судьи Ковешниковой Е.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Октябрьского района г.Тамбова обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц собственников квартир *** о признании незаконными действий ООО "УЖК", связанные с начислением оплаты за электроснабжение собственников квартир *** в соответствии с Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением правительства РФ от 31 августа 2006 года N530, и в соответствии с Методикой определения количества электроэнергии, использованной в местах общего пользования при отсутствии общедомовых приборов учета; а также просил произвести перерасчет платы за энергоснабжение собственникам жилых помещений *** за период с сентября 2009 года по день вынесения решения суда.
Требования прокурора основаны на том, что в связи с выходом из строя одного из общедомовых приборов учета электроэнергии управляющая компания ООО "УЖК" осуществляет собственникам квартир в многоквартирном доме начисления по строке "электроснабжение"( электроснабжение мест общего пользования) в соответствии с Методикой определения количества электроэнергии, использованной в местах общего пользования при отсутствии общедомовых приборов учета, разработанной в соответствии с правилами функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 года N530. Применением данной методики, основанной на расчетном способе определения потребления электрической энергии между потребителем и ресурсоснабжающей организации, ведет к увеличению размера оплаты, и таким образом, к нарушению прав собственников квартир, к которым как к гражданам-потребителям данная методика применяться не должна.
Решением Октябрьского районного суда г.Тамбова от 14 июля 2011 года прокурору *** в иске к ООО "Управляющая жилищная компания" о проведении перерасчета платы за коммунальную услугу электроснабжение жильцам *** отказано.
В кассационном представлении поставлен вопрос об отмене решения суда как незаконного. В представлении указано, что жилищным законодательством при его совокупном толковании с актами власти субъекта Российской Федерации фактически определен порядок расчета количества и оплаты коммунальной услуги, использованной в местах общего пользования многоквартирного дома при наличии индивидуальных и отсутствии коллективного прибора учета. Прокурор полагает необходимым применение норматива потребления коммунальных услуг по энергоснабжению указанному в Постановлении Администрации Тамбовской области от 28 декабря 2006 года N1534, и отсутствие оснований для применения положений Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 года N530 в данном случае.
Проверив материалы дела, выслушав прокурора Пугач И.В., поддержавшую доводы кассационного представления, проанализировав которые судебная коллегия не находит оснований для его удовлетворения.
Судом первой инстанции установлено, что в жилом *** жилые помещения которого оборудованы индивидуальными приборами учета с сентября 2009 года один из общедомовых приборов учета находится в неисправном состоянии. В связи с чем ООО УЖК, в управлении которой находится вышеуказанный жилой дом, собственникам квартир, оборудованных индивидуальными приборами учета, осуществляет начисления за электроснабжение мест общего пользования в соответствии с методикой определения количества электроэнергии, использованной в местах общего пользования при отсутствии общедомовых приборов учета, разработанной в соответствии с правилами функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 года N530: из расчета 32 лампы освещения мест общего пользования по 60 Вт и 1 лифта.
Энергоснабжение *** осуществляется на основании договора, заключенного между гарантирующим поставщиком ОАО "Тамбовская областная сбытовая компания" и Управляющей организацией ООО "УЖК", которым при отсутствии в многоквартирном доме общедомовых приборов учета и отсутствии приборов учета на места общего пользования применяется вышеуказанная Методика, разработанная в соответствии с постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 года N530.
Суд в решении правомерно указал, что обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома, в том числе и содержание общедомовых приборов учета; обязанность по оплате электроэнергии, израсходованной в местах общего пользования многоквартирного дома, лежит на собственнике в силу закона.
В соответствии со ст.157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по энергоснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утверждены Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года N307, не предусматривают порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по энергоснабжению категориям потребителей, у которых отсутствуют(неисправны) коллективный (общедомовой) прибор учета в многоквартирном жилом доме, но при этом квартиры дома оборудованы индивидуальными приборами учета.
Постановлением Администрации Тамбовской области N1534 от 28.12.2006 года, утверждены нормативы потребления коммунальных ресурсов по энергоснабжению для случая одновременного отсутствия как индивидуальных, так и общедомового(коллективного) приборов учета электроэнергии, где норматив за энергоснабжение мест общего пользования и за лифтовое оборудование являются лишь одной из составных частей норматива для этого случая.
При таком положении суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что норматив потребления коммунальных ресурсов по энергоснабжению( утвержденный Постановлением Администрации Тамбовской области N1534 от 28.12.2006 года) для мест общего пользования в многоквартирном доме, где имеются индивидуальные приборы учета и отсутствует общедомовой(коллективный) прибор учета не применим.
Доводы прокурора о том, что Методика, разработанная в соответствии с постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 года N530, в отношении граждан не может быть применена, были предметом обсуждения суда первой инстанции и получили правовую оценку в решении.
Так, в соответствии с п.136 указанного Постановления Правительства РФ N530 от 31.08.2006 года положения раздела Х11 "Основные положения организации коммерческого учета электрической энергии на розничных рынках" применяются в отношении граждан потребителей, если иное не установлено законодательством.
Доводы кассационного представления не опровергают выводы суда первой инстанции, а потому не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.360, ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда г.Тамбова от 14 июля 2011 года оставить без изменения, а кассационное представление прокурора Октябрьского района г.Тамбова - без удовлетворения.
Председательствующий-
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.