Судебная коллегия по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:
председательствующего: Уварова В.В.
судей: Клепиковой Е.А., Белоусовой В.Б.
при секретаре Симоновой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 15 августа 2011 года гражданское дело по иску Свиридова С.В. к ГУ - УПФ РФ в Первомайском районе Тамбовской области о включении периода в стаж работы, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по
старости, и назначении досрочной трудовой пенсии по старости,
по кассационной жалобе ГУ -УПФ РФ в Первомайском районе Тамбовской области на решение Первомайского районного суда Тамбовской области от 12.07.2011 г.
Заслушав доклад судьи Клепиковой Е.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛ:
Свиридов С.В., полагая, что имеет достаточный стаж работы для назначения досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, 30.03.2011 г. обратился в Управление Пенсионного фонда в Российской Федерации в Первомайском районе с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии.
Решением Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда в Российской Федерации в Первомайском районе 8.04.2011 г. Свиридову С.В. в досрочном назначении трудовой пенсии отказано из-за отсутствия необходимого педагогического стажа работы. В специальный стаж не был включен период службы истца в армии с 04.05.1975 г. по 19.05.1977 г.
Считая отказ неправомерным, Свиридов С.В. обратился в Первомайский районный суд с иском о назначении досрочной трудовой пенсии и о включении периода в стаж работы, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.
В обоснование своих требований указал, что он имеет необходимый педагогический стаж (25 лет). Согласно п. "г" п.п. 1,4 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работника просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета министров СССР от 17 декабря 1959 г. N1397, действующего до 1993 г., в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР при условии, если 2/3 требуемого для назначения пенсии в соответствии с указанным постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию. Согласно Постановления Конституционного Суда РФ N2-п от 29.01.2004 г. если в период времени работы действовала законодательство, дающее право на льготу и преимущества, а на день возникновения такого права, такое законодательство отсутствует, то возможно применение законодательства, действующего на момент выполнения работы. Спорный период подтверждается военного билета, а также справкой отдела военного комиссариата Тамбовской области по Первомайскому и Староюрьевскому районам от 29.03.2011 г. Просит включить в педагогический стаж период службы в армии с 4 мая 1975 г. по 19 мая 1977 г. и назначить трудовую пенсию с момента обращения в пенсионный фонд с 30 марта 2011 г.
Решением Первомайского районного суда Тамбовской области от 12 июля 2011 года исковые требования Свиридова С.В. удовлетворены.
В кассационной жалобе ГУ- УПФ РФ в Первомайском районе Тамбовской области ставит вопрос об отмене решения суда. Считает его незаконным, вынесенным с нарушением норма материального права. Анализируя положения Инструкции "О порядке исчисления заработной платы работников просвещения", утвержденной приказом Министерства просвещения СССР от 16 мая 1985 г. N94 согласно которого, учителям, преподавателям и другим педагогическим работникам в стаж педагогической работы засчитывается период службы в армии при условии, если этим периодам, взятым как в отдельности, так и в совокупности, непосредственно предшествовала и за ними непосредственно следовала педагогическая деятельность по основному месту работы, указывает, что судом не исследован вопрос о том, что истец был призван в ряды Советской армии и продолжил работу после армии в должности, не относящейся к льготной профессии, приступил к работе по педагогической деятельности в 1985 году, высшее образование с присвоением квалификации учителя было получено истцом только в 1988 г. В силу п. 4 Положения "О порядке исчисления заработной платы работников просвещения" служба в армии засчитывалась в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, приходилось в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию. Считает, что суд, включая в льготный стаж работы спорный период, применил утратившие силу нормативные акты.
В возражениях на кассационную жалобу Свиридов С.В. указал, что не согласен с доводами жалобы по основаниям, изложенным им в исковом заявлении. Кроме того, указал, что не согласен с доводом ответчика со ссылкой на Инструкцию "О порядке исчисления заработной платы работников просвещения", утвержденной приказом Министерства просвещения СССР от 16 мая 1985 г. N94, поскольку на дату прохождения им службы она не существовала и не является нормативным актом. Относительно довода выработки им 2/3 требуемого педагогического стажа считает, что такое условие не предусмотрено законодательством.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены постановленного судом решения.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены полно и правильно, выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст.67 ГПК РФ, нормы материального права применены верно, нарушений норм процессуального права судом не допущено.
Из материалов дела усматривается, что истец с 4 мая 1975 г. по 19 мая 1977 г. проходил службу в рядах Советской Армии. Решением комиссии по назначению пенсии ГУ-УПФ РФ в Первомайской районе истцу отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости со ссылкой на то, что им не выработано требуемого законом специального стажа. При этом комиссией не засчитан в стаж указанный период службы в армии, поскольку действующее законодательство такого зачёта не предусматривает.
Как правильно определил суд первой инстанции, Конституционный Суд РФ в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года N 320-) указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретённые права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
В период, когда истец служил в армии с 4 мая 1975 г. по 19 мая 1977 г., действовало утверждённое Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения, п.1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых даёт право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооружённых Сил СССР.
Довод ответчика о том, что суд первой инстанции не принял во внимание п.3 Инструкции о порядке исчисления заработной платы работникам просвещения, утвержденной приказом Министра просвещения СССР 16 мая 1985 года не состоятелен.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, обоснованно исходил из того, что на момент осуществления Свиридовым С.В. службы в Советской Армии действовавшее в тот период правовое регулирование предусматривало возможность зачёта такой деятельности в специальный стаж, поэтому дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления его прав в области пенсионного законодательства.
Нормативно правовыми актами, напрямую регулирующими право граждан на пенсионное обеспечение, действовавшими на время прохождения Свиридовым службы в Советской Армии, являлись Закон СССР от 14 июля 1956 г. "О государственных пенсиях" и Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утверждённое Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. N 1397.
Судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным, оставляет его без изменения, а жалобу- без удовлетворения.
Руководствуясь ст.360,361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Первомайского районного суда Тамбовской области от 12 июля 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу ГУ - УПФ РФ в Первомайском районе Тамбовской области- без удовлетворения.
Председательствующий :
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.