Кассационное определение СК по гражданским делам Тамбовского областного суда по делу N 33-3323
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе
председательствующего судьи Кочергиной Н.А.,
судей: Клепиковой Е.А., Архиповой М.В.,
с участием прокурора Пугач И.В
при секретаре Мудрецовой О.Е.
рассмотрела в судебном заседании от 12 октября 2011 года кассационное представление прокурора Мордовского района Тамбовской области на решение Мордовского районного суда Тамбовской области от 25 августа 2011 года по делу по иску прокурора Мордовского района Тамбовской области в интересах неопределенного круга лиц к Карпельскому сельсовету Мордовского района о признании недействующей ч.1 ст.1 решения Карпельского сельского Совета народных депутатов N181 от 26 октября 2010 года "О внесении изменений в решение Карпельского сельского Совета народных депутатов N60 от 30 октября 2008 года "О введении в действие на территории Карпельского сельского совета земельного налога".
Заслушав доклад судьи Кочергиной Н.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Мордовского района Тамбовской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Карпельскому сельсовету Мордовского района о признании недействующей ч.1 ст.1 решения Карпельского сельского Совета народных депутатов N181 от 26 октября 2010 года "О внесении изменений в решение Карпельского сельского Совета народных депутатов N60 от 30 октября 2008 года "О введении в действие на территории Карпельского сельского совета земельного налога".
В обоснование иска указал, что 30 октября 2008 года Карпельским сельским Советом народных депутатов было принято решение N60 "О введении в действие на территории Карпельского сельского совета земельного налога". 26 октября 2010 года им же было принято решение N181 "О внесении изменений в Решение сельского Совета народных депутатов от 30 октября 2008 года N 60 "О введении в действие на территории Карпельского сельсовета земельного налога".
Полагает, что данное решение не соответствует нормам федерального законодательства и подлежит отмене.
Земельный налог является местным налогом и в соответствии со ст.387 Налогового Кодекса РФ устанавливается, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки и порядок уплаты налога.
В зависимости от категории земель и (или) разрешенного использования земельного участка допускается установление дифференцированных налоговых ставок.
В соответствии с п.1 ст.3 Налогового Кодекса РФ, каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.
Частью 1 статьи 1 решения Карпельского сельского Совета народных депутатов Мордовского района Тамбовской области от 26 октября 2010 года N 181 "О внесении изменений в решение сельского Совета народных депутатов от 30 октября 2008 года N 60 "О введении в действие на территории Карпельского сельсовета земельного налога" внесены изменения и дополнения в виде изложения пункта 2 части 5 решения "О введении в действие на территории Карпельского сельсовета земельного налога" в новой редакции.
Согласно п.2 ч.5 указанного решения от 26 октября 2010 года, ставки земельного налога установлены в зависимости от населенного пункта, а именно по селам и деревням, относящимся к ведению Карпельского сельсовета Мордовского района Тамбовской области, установлены различные ставки земельного налога, что противоречит ст.3 Налогового кодекса РФ, п.2 ст.394 Налогового кодекса РФ.
Так, для жителей *** ставка земельного налога установлена в размере 0.15%, для ***, *** - 0.3 % для земельных участков занятых: жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса или предоставленных для жилищного строительства.
Земельные участки в указанный селах и деревнях отнесены к категории земель сельских поселений, а соответственно налоговая ставка для данной категории земель должна быть установлена единая для всех населенных пунктов, входящих в состав Карпельского сельсовета.
Кроме того, в связи с тем, что в указанном решении ставка земельного налога для граждан Карпельского сельсовета установлена в зависимости от населенного пункта, а именно по селам и деревням, данное решение содержит коррупциогенный фактор.
Решение Карпельского сельского Совета народных депутатов от 26.10.2010 г. N181 "О внесении изменений в Решение сельского Совета народных депутатов от 30.10.2008г. N 60 "О введении в действие на территории Карпельского сельсовета земельного налога" является нормативно-правовым актом, которое следует признать недействующим с момента его принятия.
Решением Мордовского районного суда от 25 августа 2011 года прокурору Мордовского района Тамбовской области в удовлетворении его заявления в интересах неопределенного круга лиц к Карпельскому сельсовету Мордовского района о признании недействующей ч.1 ст.1 решения Карпельского сельского Совета народных депутатов N181 от 26 октября 2010 года "О внесении изменений в решение Карпельского сельского Совета народных депутатов N60 от 30 октября 2008 года "О введении в действие на территории Карпельского сельского совета земельного налога" отказано.
В кассационном представлении прокурор просит решение суда отменить и направить дело на новое рассмотрение. Указывает, что данное решение принято с нарушением норм материального и процессуального права. Полагает, что согласно ст.363 ГПК РФ нарушение или неправильное применение норм материального права является основанием для отмены решения суда.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления прокурора, выслушав прокурора Пугач И.В., главу Карпельского сельского совета Буслаева А.П., судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с п.2 ст.387 Налогового кодекса РФ, устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки уплаты налога.
Оспариваемый нормативный правовой акт принят представительным органом Карпельским сельсоветом в соответствии со статьями 14-16, 35 Федерального закона от 6 октября 2003 N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ".
Установленный размер налоговой ставки - 0.15% -не превышает предельно допустимый размер для данной категории земель, установленный п.1 ст.394 НК РФ.
Доводы прокурора о неправомерном применении ответчиком дифференцированного подхода в зависимости от населенного пункта при установлении ставки земельного налога для с.Карпели суд признал необоснованными на основании п.2 ст.394 НК РФ, предусматривающей право соответствующего органа на дифференцирование налоговых ставок.
Согласно подп.2 п.1 той же статьи Кодекса налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать 0.3% в данном случае.
Оспариваемый нормативный правовой акт, устанавливающий в отношении с. Карпели более низкую ставку земельною налога в размере 0,15% от кадастровой стоимости земельных участков, приведенные положения НК РФ не нарушает.
Таким образом, земельный налог и ставка земельного налога установлены полномочным органом власти в пределах норм, определенных Федеральным законом.
Доводы прокурора о несоответствии оспариваемого нормативного правового акта ст.3 НК РФ не соответствует действительности, поскольку он не имеет дискриминационного характера и не применяется исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.
Ответчик исходил при принятии оспариваемого нормативного правового акта из единства территории и единства экономического положения налогоплательщиков.
Установленный оспариваемым нормативно правовым актом муниципального образования земельный налог не является произвольным и экономически необоснованным.
О необоснованности ставки земельного налога в размере 0.3% от кадастровой стоимости земельных участков в с.Карпели до принятия оспариваемого акта свидетельствуют данные об отказе от приусадебных земельных участков в с.Карпели предоставленные суду первой инстанции администрацией Мордовского района.
Суд первой инстанции не усмотрел в оспариваемом нормативном правовом акте необоснованного установления исключения из общего порядка, поскольку ставка земельного налога с. Карпели экономически обоснованна ответчиком.
Выводы суда основаны на нормах материального права, приведенных в решении, полно мотивированы, подтверждены материалами дела и не опровергаются доводами кассационной жалобы, которые были предметом исследования суда первой инстанции и получили правильную правовую оценку в решении.
Руководствуясь ст.ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение
Мордовского районного суда Тамбовской области от 25 августа 2011 года оставить без изменения, кассационное представление прокурора Мордовского района Тамбовской области- без удовлетворения.
Председательствующий:подпись
Судьи: подписи
Копия верна: судья Кочергина Н.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.