Судебная коллегия по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе: председательствующего судьи: Ваганюк Н.Н.,
судей: Бучневой О.А., Босси Н.А.,
при секретаре Елоховой М.В.,
рассмотрев в судебном заседании 17 января 2011 года дело по иску Остроухова И.В. к ГУ-Управлению Пенсионного фонда РФ в Сосновском районе об исчислении льготного трудового стажа и назначении досрочной трудовой пенсии по старости лет
по кассационной жалобе начальника ГУ-Управления Пенсионного фонда РФ в Сосновском районе Тамбовской области
на решение Сосновского районного суда Тамбовской области от 15 ноября 2010г.,
заслушав доклад судьи Ваганюк Н.Н. судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Остроухов И.В., имея стаж педагогической работы 25 лет, обратился с заявлением в ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в Сосновском районе ( далее УПФ) за назначением досрочной трудовой пенсии по старости лет.
Получив отказ из-за исключения из льготного стажа периода службы в составе Вооруженных Сил СССР с 14.10.1984 года по 22 ноября 1986 г., он обратился в суд с иском к УПФ о включении в стаж работы, дающей право на назначение досрочной пенсии в связи с педагогической деятельности спорного периода, указав, что 15 августа 1984 года был назначен учителем физовоспитания в Чернышевскую среднюю школу Первомайского района, откуда был призван в Вооруженные Силы СССР. После окончания службы продолжил работу в должности учителя физкультуры в Новогрязновской восьмилетней школе. На момент осуществления им службы в Вооруженных Силах СССР, действовало постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 года N1397 " О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", которое предусматривало возможность зачета службы в Советской Армии в специальный стаж. Дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления его прав в области пенсионного обеспечения.
Просит суд включить в его льготный стаж период прохождения службы в составе Вооруженных Сил СССР с 14 октября 1984 года по 22 ноября 1986 и обязать пенсионный фонд назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости лет как педагогическому работнику с 20 сентября 2010 года.
Решением Сосновского районного суда Тамбовской области от 15 ноября 2010г. иск Остроухова И.В. был удовлетворен.
С данным решением не согласен начальник УПФ, который в кассационной жалобе ставит вопрос о его отмене.
Полагает, что Конституционный Суд РФ в определении от 06.03.2003 N 107-О четко изложил конституционно-правовой смысл положений п. 1 и п.2 ст. 31 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" определив, что работы, которые в период их выполнения гражданином относились, согласно действовавшим нормативным правовым актам, к работам, дающим право на досрочное назначение трудовой пенсии и до 1 января 2002 года засчитывались в стаж, дающий право на пенсию, назначаемую при пониженном пенсионном возрасте могут засчитываться в специальный стаж и после 1 января 2002 года лишь, только если гражданин уже имел необходимый специальный стаж работы в период до 1 января 1992 года и именно тогда выработал требуемый специальный стаж.
В разъяснениях Министерства труда и социального развития РФ от 17.10.2003 N 4 "О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" - также указывается, что основным условием применения ранее действующего порядка исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ является - полная выработка гражданином (независимо от его возраста) до дня отмены соответствующего закона или иного нормативного правового акта необходимого общего трудового стажа и (или) специального трудового стажа, дававших право на пенсию по старости или за выслугу лет. В тех случаях, когда на день отмены закона или соответствующего нормативного правого акта гражданин не выработал необходимой продолжительности общего трудового стажа и (или) специального трудового стажа, дававших право на пенсию по старости или за выслугу лет, исчисление страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ производится в соответствии с законодательством, действующим на день установления трудовой пенсии по старости, в том числе досрочно назначаемой.
Считает, что согласно пп. "г" п. 1 и п. 4 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397 (далее - Положение N 1397) данное право приобреталось гражданами лишь при условии, что не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
Судом оставлено без внимания то обстоятельство, что Положение N 1397 в соответствии с ч. 3 Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 N 953 не применяется на территории Российской Федерации с 1 октября 1993 года. Соответственно те граждане, которые на момент отмены Положения N 1397 не выработали 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с Положением N 1397 - не приобрели права на включение в педагогический стаж периода службы в Вооруженных силах СССР.
Проверив материалы дела, исследовав доводы кассационной жалобы, выслушав Остроухова И.В., судебная коллегия не находит оснований к удовлетворению кассационной жалобы по следующим основаниям,
Как следует из анализа кассационной жалобы, ответчик не согласен с включением в стаж работы истца по специальности периода прохождения службы в Вооруженных силах, ссылаясь на то, что основанием включения указанного периода в специальный стаж является наличие не менее 2/3 стажа работы на тех должностях, которые дают право на назначение такой пенсии не на момент обращения гражданина за назначением пенсии, а на момент утраты силы названного Постановления N 1397 от 17.12.1995 г.
Однако, по мнению судебной коллегии, суд первой инстанции правильно не согласился с указанными доводами и удовлетворил требования истца, поскольку положения ч.2 ст.6, ч.4 ст.15, ч.1 ст.17, ст.18,19 и ч.1 ст.55 Конституции РФ предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Конституционный Суд РФ в Постановлении от 29 января 2004 г. N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 г. N 8 и Определение от 5 ноября 2002 г. N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права.
В указанный спорный период времени действовало постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, подпунктом " г" пункта 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых, дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.
Период службы истца в Советской Армии относится к периодам деятельности до 1 января 2002 г., то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам.
Кроме того, в соответствии с абзацем 1 пункта 3 статьи 10 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) - один день военной службы за два дня работы.
При таком положении судебная коллегия находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным как в обжалуемой части, так и в остальной, а доводы жалобы считает основанными на неправильном толковании закона и не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сосновского районного суда г.Тамбова от 15 ноября 2010 года по данному делу оставить без изменения, а кассационную жалобу начальника ГУ-Управления Пенсионного фонда РФ в Сосновском районе Тамбовской области- без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.