Приговор Тамбовского областного суда от 16 июня 2011 г.
(Извлечение)
Тамбовский областной суд в составе:
Председательствующего - судьи Тамбовского областного суда Отта В.В.
Коллегии присяжных заседателей,
С участием:
Государственного обвинителя - прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в рассмотрении дел судами Тамбовской областной прокуратуры Жукова А.М.
Потерпевших: М.В.В. и М.Е.Н.
Представителей потерпевших: М.Л.М. и адвоката Рациновского В.В. представившего удостоверение *** и ордер ***
Подсудимого Околелова С.В.
Защитника Шутилина В.Ю. представившего удостоверение *** и ордер ***
при секретаре Мищенко Я.А.
Рассмотрев в открытом судебном заседании уголовное дело в отношении: Околелова Сергея Викторовича *** г.р. урож. *** *** прож. ***, не судимого,
обвиняемого в совершении преступлений, предусмотренных п.И ч.2 ст.105; ч.3 ст.30 - п.А,И ч.2 ст.105 УК РФ
УСТАНОВИЛ:
Вердиктом коллегии присяжных заседателей от 27 мая 2011 года Околелов Сергей Викторович признан виновным в том, что 8 ноября 2010 года примерно в 23 часа после совместного распития спиртного в комнате *** *** Околелов Сергей Викторович, М.М.В. и М.В.В. вышли на улицу, где М.В.В. обнял Околелова за шею. Эти действия не понравились Околелову и он оттолкнул от себя М.В.В.. После этого Околелов получил удар *** причинивший ***. Околелов закрыл лицо руками и нагнулся. В этот момент Околелову был нанесен удар *** чем причинены ***. При этом на голову Околелова был наброшен капюшон, а так же наносились другие удары, куда именно, Околелов не запомнил. В ответ на эти действия Околелов, желая, что бы ему больше не наносили ударов, достал нож и нанес им несколько ударов в туловище М.М.В., а так же по руке и в туловище М.В.В., после чего убежал.
В результате вышеуказанных действий М.М.В. было нанесено не менее 6 ударов ножом, чем были причинены телесные повреждения:
- проникающая колото - резаная рана груди слева с повреждением подкожно жировой клетчатки, зубчатой мышцы, межрёберных мышц в 5-м межреберье слева, передней стенки околосердечной сорочки, правого желудочка сердца,
- проникающая колото - резаная рана груди слева с повреждением: подкожно жировой клетчатки, межрёберных мышц в 8-м межреберье слева, пристеночной плевры,
- непроникающая колото - резаные раны груди слева,
- непроникающая колото - резаная рана левого плеча,
- 2 раны на щеке,
- кровоподтек на шее,
Две раны на щеке и кровоподтек на шее как вред здоровью не квалифицируются.
Два непроникающих колото-резанных ранения квалифицируются как легкий вред здоровью.
Две проникающие колото-резаные раны груди слева повлекли за собой развитие внутреннего кровотечения - излития крови в полость околосердечной сорочки, что привело к возникновению гемотампонады сердца, квалифицируются как тяжкий вред по признаку опасности для жизни человека и повлекли смерть М.М.В..
А М.В.В. было нанесено не менее 3 ударов ножом *** квалифицированные как легкий вред здоровью.
На основании вердикта присяжных заседателей и доказательств по делу, суд квалифицирует действия Околелова в отношении М.М.В. по ч.1 ст.105 УК РФ - убийство, то есть умышленное причинение смерти другому человеку, а в отношении М.В.В. по ч.1 ст. 111 УК РФ - умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека.
Данную квалификацию суд основывает на следующем:
Государственный обвинитель в прениях просил переквалифицировать действия Околелова с п.И ч.2 ст.105 и ч.3 ст.30 - п.п. А,И ч.2 ст.105 УК РФ на ч.1 ст.105 и ч.1 ст.111 УК РФ.
Фактические обстоятельства дела, установленные вердиктом присяжных заседателей, свидетельствуют о том, что удары ножом М.М.В. и М.В.В. Околелов наносил умышленно, желая причинения смерти М.М.В. и тяжкого вреда здоровью М.В.В. Об этом объективно свидетельствуют количество ударов ( М.М.В. не менее шести, а М.В.В. не менее трёх), локализация причиненных потерпевшим ранений *** а так же использование для этого ножа. Именно в результате умышленных действий Околелова наступила смерть М.М.В., а М.В.В. был причинен тяжкий вред здоровью.
Вердиктом присяжных заседателей установлено, что Околелов наносил удары ножом в туловище М.М.В. и М.В.В. "желая, что бы ему не наносили ударов". Данное обстоятельство смягчает ответственность Околелова, но не свидетельствует о необходимой обороне или превышении её пределов. Совершение указанных действий Околеловым не вызывалось необходимостью. Околелов первым применил к М.В.В. насилие, толкнув его. Потерпевшие не применяли к Околелову насилие, опасное для его жизни и здоровья и не высказывали угрозы применения такого насилия. Кто из потерпевших и куда его бил, Околелов определил предположительно, локализацию большинства ударов не запомнил. Околелову были причинены только *** не влекущие вред здоровью, а большинство ударов вообще не причинили телесных повреждений. Данные обстоятельства объективно свидетельствует об отсутствии угрозы для жизни и здоровья Околелова. Объективных оснований предполагать такую угрозу у Околелова не имелось.
Таким образом, убийство М.М.В. и причинение тяжкого вреда здоровью М.В.В. явилось результатом неприязни, ссоры и противоборства, возникших между Околеловым и потерпевшими после совместного употребления спиртных напитков. При этом Околелов первым применил физическую силу против потерпевшего. Оснований для признания в действиях Околелова необходимой обороны или превышения её пределов не имеется, поскольку со стороны потерпевших действий, подпадающих под признаки ст.37 УК РФ либо угрозы таких действий не было.
Согласно заключения судебно-психиатрической экспертизы Околелов ***
Решая вопрос о виде и размере наказания Околелову, суд учитывает тяжесть и обстоятельства совершенных преступлений, а так же то, что вердиктом коллегии присяжных заседателей Околелов не признан заслуживающим снисхождения. В качестве обстоятельств, смягчающих ответственность Околелова суд учитывает явку с повинной, наличие на иждивении несовершеннолетней дочери *** года рождения, положительные характеристики по месту жительства, работы и из мест лишения свободы, противоправное поведение потерпевших.
На основании изложенного суд считает необходимым назначить Околелову наказание в виде лишения свободы при реальном его отбытии и дополнительное наказание в виде ограничения свободы поскольку, по убеждению суда, именно такое наказание будет способствовать исправлению Околелова.
Потерпевшая М.Е.Н. заявила гражданский иск о взыскании с Околелова, в связи с убийством *** М.М.В., в качестве возмещения материального ущерба 30.000 рублей и в качестве компенсации морального вреда 100.000 рублей. В доказательство размера материального вреда М.Е.Н. представила кассовые чеки на 9192 рубля 34 коп. Потерпевший М.В.В. заявил гражданский иск о взыскании с Околелова в связи с причинением ему тяжкого вреда здоровью компенсации морального вреда в сумме 170.000 рублей. В судебном заседании М.В.В. иск поддержал, пояснив, что размер компенсации морального вреда им определен с учетом степени его физических и нравственных страданий.
Государственный обвинитель иск М.Е.Н. в части компенсации морального вреда поддержал в полном объеме, а в части возмещения материального вреда поддержал в сумме 9192 руб. 34 коп., а иск М.В.В. поддержал полностью.
Околелов С.В. иск М.Е.Н. в части возмещения материального вреда в сумме 9192 руб. 34 коп. признал, в остальной части иск М.Е.Н. и иск М.В.В. не признал.
Суд считает исковые требования М.Е.Н. и М.В.В. к Околелову С.В. о компенсации морального вреда подлежащими полному удовлетворению, поскольку иск соответствует требованиям ст.151, 1099-1101 ГК РФ так как умышленными действиями Околелова С.В. действительно был причинен моральный вред М.Е.Н. и М.В.В. в виде физических и нравственных страданий. Размер данной компенсации, заявленный истцами, соответствует требованиям разумности и справедливости, степени нравственных страданий М.Е.Н. и физических страданий М.В.В.
Суд считает исковые требования М.Е.Н. о возмещении материального вреда подлежащими удовлетворению в сумме 9192 рубля 34 копейки, поскольку именно в указанном размере иск доказан кассовыми чеками, поддержан государственным обвинителем и признан Околеловым.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.307-309, 351 УПК РФ, суд
ПРИГОВОРИЛ:
Околелова Сергея Викторовича на основании вердикта коллегии присяжных заседателей признать виновным в совершении преступлений, предусмотренных ч.1 ст.105 и ч.1 ст.111 УК РФ по которым назначить наказание:
- по ч.1 ст.105 УК РФ - восемь лет лишения свободы, с ограничением свободы на 1 год с установлением ограничений: не покидать постоянное место жительства в ночное время - то есть с 22.00 до 6.00 часов, не посещать предприятия общественного питания, торгующие спиртными напитками, три раза в месяц являться для регистрации в специализированный государственный орган, осуществляющий надзор за отбыванием наказания в виде ограничения свободы, не менять место жительства и не выезжать за пределы территории муниципального образования без согласия этого органа.
- по ч.1 ст.111 УК РФ - пять лет лишения свободы.
В силу ч.3 ст.69 УК РФ, путем частичного сложения наказаний по совокупности преступлений, Околелову Сергею Викторовичу окончательно назначить наказание в виде десяти лет лишения свободы с отбытием наказания в исправительной колонии строгого режима с ограничением свободы на 1 год с установлением ограничений: не покидать постоянное место жительства в ночное время - то есть с 22.00 до 6.00 часов, не посещать предприятия общественного питания, торгующие спиртными напитками, три раза в месяц являться для регистрации в специализированный государственный орган, осуществляющий надзор за отбыванием наказания в виде ограничения свободы, не менять место жительства и не выезжать за пределы территории муниципального образования без согласия этого органа.
Срок наказания Околелову Сергею Викторовичу исчислять с 9 ноября 2010 года.
Меру пресечения Околелову С.В. до вступления приговора в законную силу оставить прежнюю - содержание под стражей в учреждении ИЗ-68/1 г. Тамбова.
Вещественные доказательства - конверт с детализацией телефонных соединений, дактокарты Околелова С.В., М.М.В. и М.В.В., две дактопленки хранить при деле. Образцы волос, 13 смывов вещества бурого цвета, срезы ногтевых пластин Околелова, и М.М.В., кожный лоскут с трупа М.М.В., стакан, две бутылки, образцы крови Околелова, М.М.В. и М.В.В.,- уничтожить. Связку ключей с ключом от домофона, одежду и обувь Околелова - вернуть Околелову С.В., одежду и обувь М.М.В. передать М.Е.Н., одежду и обувь М.В.В. вернуть М.В.В.
Гражданский иск, заявленный М.Е.Н. удовлетворить частично - взыскать с Околелова Сергея Викторовича в пользу М.Е.Н. в качестве возмещения материального вреда - 9192 рубля 34 копейки, в качестве компенсации морального вреда - 100.000 рублей.
Гражданский иск, заявленный М.В.В. удовлетворить полностью - взыскать с Околелова Сергея Викторовича в пользу М.В.В. в качестве компенсации морального вреда 170.000 рублей.
Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в Судебную коллегию по уголовным делам Верховного Суда РФ в течение 10 суток со дня провозглашения, а осужденным в тот же срок со дня получения копии приговора. В случае подачи кассационной жалобы, осужденный, в своей кассационной жалобе, вправе ходатайствовать об участии в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий В.В. Отт
Приговор Тамбовского областного суда от 16 июня 2011 года был изменен кассационным определением Верховного Суда Российской Федерации от 23 августа 2011 года.
Приговор Тамбовского областного суда с участием присяжных заседателей от 16 июня 2011 года в отношении Околелова Сергея Викторовича изменить. Переквалифицировать его действия с ч.1 ст.105 УК РФ на ч.1 ст.108 УК РФ, по которой назначить 8 месяцев лишения свободы; с ч.1 ст.111 УК РФ на ч.1 ст.114 УК РФ, по которой назначить 4 месяца лишения свободы. На основании ч.2 ст.69 УК РФ по совокупности преступлений назначить Околелову С.В. девять месяцев лишения свободы в колонии-поселении. В связи с отбытием наказания Околелова С.В. из-под стражи освободить. Уменьшить размер компенсации морального вреда, взысканной с Околелова С.В. в пользу М.Е.Н. до 80000 рублей, в пользу М.В.В. - до 50000 рублей. В остальной части приговор оставить без изменения, кассационную жалобу адвоката Шутилина В.Ю. - без удовлетворения.
Приговор Тамбовского областного суда от 16 июня 2011 года в отношении Околелова Сергея Викторовича вступил в законную силу 23 августа 2011 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.