Судебная коллегия по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе: председательствующего судьи: Ваганюк Н.Н.,
судей: Бучневой О.А., Ковешниковой Е.А.,
при секретаре: Рудаковой О.О.
Рассмотрела в судебном заседании 28 декабря 2011 года дело по кассационной жалобе ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Тамбове на решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 22 ноября 2011 года по гражданскому делу по иску Иванова А.Н. к ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Тамбове о включении периодов работы в трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии в связи с педагогической деятельностью, и о назначении досрочной пенсии.
Заслушав доклад судьи Бучневой О.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Иванов А.Н. обратился в суд и иском к ГУ УПФ РФ в г. Тамбове о включении периодов работы в трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии в связи с педагогической деятельностью, и о назначении досрочной пенсии, указав, что решением комиссии пенсионного фонда от *** г. N *** ему отказано в назначении пенсии и во включении в его трудовой стаж следующих периодов работ:
1. с 06.01.1986 г. по 31.07.1987 г. в должности *** ***, так как данное учреждение не предусмотрено Списком, утверждённым постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N781, кроме того, запись об увольнении не заверена в установленном порядке;
2. с 01.08.1987 г. по 31.05.2001 г. в должности *** ***, с *** г.- ***;
3. с 01.06.2001 г. по 21.08.2002 г. в должности *** ***;
4. с 22.08.2002 г. по 31.03.2005 г. в должности *** ***;
5. с 01.04.2005 г. по 11.07.2010 г. в должности *** ***, с *** г.- ***, так как данные учреждения не предусмотрены Списком, утверждённых постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N781;
6. с 12.07.2010 г. по 19.05.2011 г. в должности *** ***, так как не выполнены условия, предусмотренные п. 12 Правил.
За периоды работы с 01.01.1998 г. по 19.05.2011 г. стаж на соответствующих видах работ не подтвержден сведениями индивидуального (персонифицированного) учёта, кроме того, страховой стаж за период с 01.01.2005 г. по 01.04.2005 г. не подтвержден индивидуальными сведениями.
Не согласившись с отказом, Иванов А.Н. обратился в суд, просил помимо указанных периодов засчитать в специальный стаж работы период срочной службы в армии с 02.07.1984 г. по 10.11.1985 г., а также установить факт работы в качестве *** *** в период с 01.03.1984 г. по 30.06.1984 г. и засчитать его в специальный стаж, поскольку недостатки в оформлении трудовой книжки допущены не им. Просил назначить досрочную трудовую пенсию с 19.05.2011 года.
Решением Ленинского районного суда г. Тамбова от 22 ноября 2011 года исковые требования Иванова А.Н. удовлетворены.
В кассационной жалобе ГУ УПФ РФ в г. Тамбове просит указанное решение суда отменить. Указывает, что не согласно с ним, так как Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959г. N1397, не применялось на дату вступления в силу ФЗ от 17.12.2001г. N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", поэтому нормы Положения не применимы при исчислении стажа, дающего право на досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с действующим законодательством, и, следовательно, нет оснований для включения в специальный стаж периода прохождения военной службы.
Ссылается на то, что исчисление продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ, имевших место до принятия постановления Правительства РФ N 781 от 29.01.2002 г. может производиться по нормам действовавшего на 31.12.2001 г. пенсионного законодательства -Закона РФ от 20.11.1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации". Закон СССР от 14.07.1956 г. "О государственных пенсиях" не применим в данном случае.
Считает, что включение спорных периодов в специальный стаж истца неправомерно, так как не было представлено доказательств осуществления деятельности истца в учреждениях для детей и занятости непосредственно с детьми.
Кроме того, период с 12.07.2010 г. по 19.05.2011 г. в должности *** ***, не может быть зачислен в специальный стаж, так как на 01.01.2001 г. не выработан стаж продолжительностью 16 лет 8 мес., а также отсутствует факт работы в период с 01.11.1999 г. по 31.12.2000 г. в учреждениях, указанных в п. 2 раздела "Наименование учреждений" Списка.
Проверив материалы дела, выслушав представителя ответчика Четверикову Е.В., поддержавшую доводы жалобы, истца Иванова А.Н. и его представителя Матросову И.В., возражавших против удовлетворения жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со ст. 347 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в кассационных жалобе и представлении.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно исходил из норм пенсионного законодательства, регулирующего назначение пенсии на льготных условиях.
Так, в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.
При этом в соответствующий стаж засчитываются только периоды работы в должностях и учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. При исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, применяются определенные правила. Указанные Списки и Правила утверждаются постановлением Правительства РФ.
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ".
Согласно п. 3 Правил в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.
При этом работа в должностях, указанных в п.1 раздела "Наименование должностей" Списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1-1.14 раздела "Наименование учреждений" Списка, а работа в должностях, указанных в п. 2 раздела "Наименование должностей" Списка, - в учреждениях, указанных в п. 2 раздела "Наименование учреждений" Списка.
Указанным Списком предусмотрена должность тренера-преподавателя детско-юношеских спортивных школ всех наименований и детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва.
Удовлетворяя исковые требования Иванова А.Н. о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости и включении в льготный трудовой стаж периодов работы с 01.03.1984 г. по 30.06.1984 г., с 06.01.1986 г. по 31.07.1987 г., с 01.08.1987 г. по 31.05.2001 г., с 01.06.2001 г. по 21.08.2002 г., с 22.08.2002 г. по 31.03.2005 г., с 01.04.2005 г. по 11.07.2010 г., с 12.07.2010 г. по 19.05.2011 г., суд первой инстанции, с учетом, установленных по делу обстоятельств и правоотношений сторон, а также материального закона, который подлежит применению по данному делу, пришел к правильному выводу о том, что во все спорные периоды истец работал в должности ***, то есть в должности, указанной в п.2 раздела "Наименование должностей" Списка, а также в *** и ***, то есть в учреждениях, предусмотренных в п. 2 раздела "Наименование учреждений" Списка. Выводы суда мотивированы, подтверждены представленными в суд доказательствами.
Период работы с 12.07.2010 г. по 19.05.2011 г. в должности *** *** также включен в специальный стаж обоснованно с учетом требований п.12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, поскольку на 01.01.2001г. у истца имелся стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью 16 лет 8 месяцев, а также у истца имеется факт работы в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка.
Доводы жалобы в той части, что не представлено доказательств осуществления деятельности истца в учреждениях для детей и занятости непосредственно с детьми, не состоятелен, поскольку само наименование учреждений, в которых работал истец, свидетельствует о том, что данные учреждения являлись именно детскими внешкольными учреждениями. Доказательств, опровергающих указанное обстоятельство, ответчиком не представлено.
Удовлетворяя исковые требования Иванова А.Н. о включении в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода прохождения срочной военной службы с 02.07.1984 г. по 10.11.1985 г., суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что на момент прохождения Ивановым А.Н. службы в армии действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959г. N1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, пунктом1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых даёт право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР. Кроме того, на момент обращения в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, истцом было выработано не менее 2/3 педагогического стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии (пункт 4 Положения).
Доводы жалобы о том, что Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения не может быть применено, так как прекратило свое действие, судебная коллегия признает не состоятельными, поскольку положения части2 статьи6, части4 статьи15, части1 статьи17, статей18, 19 и части1 статьи55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
В целях соблюдения принципа равенства и правовой справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, как правовом и социальном государстве, спорный период надлежит засчитать в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001года N173-Ф3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Судом правильно установлено, что при включении спорных периодов в специальный стаж истца, Иванов А.Н. на момент его обращения в пенсионный фонд за назначением пенсии по старости досрочно 19 мая 2011 года имел право на назначение пенсии, а потому обоснованно в силу ст. 27 Закона РФ "О трудовых пенсиях в РФ" обязал ГУ УПФ РФ в г.Тамбове Тамбовской области назначить Иванову А.Н. досрочную трудовую пенсию по старости с 19.05.2011 года.
Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам, достаточно аргументированы с правильным применением норм материального права, регулирующего спорные отношения.
Доводами жалобы правильность выводов суда первой инстанции не опровергнута.
По существу доводы жалобы сводятся к переоценке исследованных судом первой инстанции доказательств, однако судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных Гражданским процессуальным кодексом РФ к их переоценке.
Руководствуясь ст.ст.360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г.Тамбова от 22 ноября 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в г.Тамбове Тамбовской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.