Судебная коллегия по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:
Председательствующего: Уварова В.В.
Судей: Белоусовой В.Б., Архиповой М.В.
При секретаре: Рябчиковой Н.А.
рассмотрела в судебном заседании 14 февраля 2011 года гражданское дело по иску Никитина В.В. и Гераськина С.М. к Территориальному управлению Федерального агентства по Управлению государственным имуществом в Тамбовской области о выделении земельных участков из земельного участка сельскохозяйственного назначения и возложении обязанности о заключении договора купли-продажи, выделенных участков.
По кассационной жалобе Территориального управления Федерального агентства по Управлению государственным имуществом в Тамбовской области на решение Кирсановского районного суда Тамбовской области от 23 ноября 2010 года.
Заслушав доклад судьи Белоусовой В.Б., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Никитин В.В. и Гераськин СМ. обратились в суд с иском к территориальному управлению Федерального агентства по Управлению государственным имуществом в Тамбовской области о выделении земельных участков из земельного участка сельскохозяйственного назначения и возложения обязанности о заключении договора купли-продажи, выделенных участков, указав, что Постановлениями Главы Соколовского сельского Совета Кирсановского района Тамбовской области N*** от 17.01.2001 г. и N*** от 05.07.2001 года им под строительство жилых домов по адресу:***, сроком на три года были выделены земельные участки площадью 2000 кв.м и 1500 кв.м. Постановлением администрации Кирсановского района N*** от 18.02.2002 года "О предоставлении земельного участка сроком на три года" право аренды земельного участка для строительства жилого дома Никитину В.В. было подтверждено, при этом между ним и администрацией Кирсановского района был заключен договор аренды земельного участка N*** от 18.02.2002 года. 12.09.2001 года Гераськиным С.М. строительство дома было окончено, и согласно Акту приема в эксплуатацию частного жилого дома с хозяйственными постройками от 12.09.2001 года дом принят в эксплуатацию. 4.02.2004 года Никитиным В.В. было закончено строительство жилого дома, и актом приема в эксплуатацию индивидуального жилого дома со вспомогательными постройками N*** от 04.02.2004 года принят в эксплуатацию. Строительство жилых домов и надворных построек на земельном участке осуществлялось в соответствии с разрешением на строительство N 51 от 01.12.2000 года и N132 от 28.02.2002 года. С целью оформления права на земельные участки, для последующей регистрации жилых домов, истцы провел межевание спорных земельных участков и обратились в кадастровую палату по Кирсановскому району с заявлениями о постановке на кадастровый учет земельных участков, но в этом им было отказано и разъяснено, что данные земельные участки расположены на земельном участке сельскохозяйственного назначения, площадью 3.0648 га, который 17.03.2006 года был зарегистрирован в собственность РФ, и что для постановки выделенных для строительства жилых домов земельных участков на кадастровый учет необходимо согласие собственника, т.е. Территориального управления Росимущества по Тамбовской области. Территориальным управлением Росимущества по Тамбовской области в выделении земельных участок из общего массива, разрешения о постановке на кадастровый учет и заключении договоров купли-продажи на вышеуказанные земельные участки истцам было отказано. Полагают, что государственная регистрация земельного участка сельскохозяйственного назначения площадью 3,0648 га была проведена с ошибкой, т.к. при постановке на кадастровый учет и последующей государственной регистрации не были учтены в указанном кадастровом массиве, выделенные в 2001 году под строительство жилых домов Соколовским сельсоветом земельные участки.
Решением Кирсановского районного суда Тамбовской области от 23 ноября 2010 года Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области обязано выделить из земельного участка сельскохозяйственного назначения площадью 30648 га (кадастровый*** находящегося по адресу*** земельные участки площадью 0,20 га, находящиеся под жилым домом N******,*** Гераськину С.М. и площадью 0,15 га, находящиеся под жилым домом N******,***, принадлежащие Никитину В.В.
В остальной части исковые требования Гераськина С.М. и Никитина В.В. к Территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области о заключении договора купли-продажи земельных участков оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области просит решение отменить и дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции, указав, что спорный земельный участок на основании Постановления администрации Кирсановского района Тамбовской области*** от 02.10.2009 г. и*** от 28.11.2002 г. был представлен в постоянное (бессрочное) пользование ФБУ ЛИУ-7 УФСИН по Тамбовской области, т.е. не является казной РФ. Данный земельный участок относится к категории земель сельскохозяйственного назначения- для размещения производственной базы, ссылается на п.п.8 п.4 ст.27, п.4 ст.11.2, п.1 ст.45, п.1 ст.53, п.2 ст.45 Земельного кодекса РФ. Указывает, что ФБУ ЛИУ-7 УФСИН по Тамбовской области никогда не отказывался от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, а для принудительного прекращения данного права нет законных оснований. Кроме того, истцами не были представлены в материалы дела письменные доказательства их обращения ни к ФБУ ЛИУ-7 УФСИН по Тамбовской области, ни в Территориальное управление с вопросом о разделе (образовании) земельных участков и приобретения на них права собственности. В свою очередь ФБУ ЛИУ-7 УФСИН по Тамбовской области не обращалось в территориальное управление с заявлением о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком. Также, территориальное управление, просит обратить внимание на то, что истцы просят заключить договоры купли-продажи на земельные участки под домами, а свидетельств о государственной регистрации права собственности на жилые дома не предоставляют. Считаю, что при вынесении решения судом не учтено, что для выдела земельных участков необходимо осуществить их межевание и постановку на кадастровый учет. Территориальное управление, являющееся органом власти, финансируется исключительно из бюджета и имеет право затрачивать бюджетные денежные средства только на межевание земельных участков являющихся казной РФ, спорный же земельный участок не является казной РФ, соответственно у территориального управления отсутствует возможность исполнения принятого решения суда.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав Тройнову М. С. представителя Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области, судебная коллегия считает решение подлежащим отмене в связи с неправильным применением норм материального права.
Как следует из материалов дела спорные земельные участки относятся к землям сельскохозяйственного назначения, что подтверждается Постановлением администрации Кирсановского района Тамбовской области от 18 ноября 2002г. N 169, Распоряжением правительства Российской Федерации от 18.10.2005г. N 1734-р, Свидетельством о государственном регистрации права от 14 сентября 2010 года за Российской Федерацией права собственности на земельный участок площадью 30648 кв. м.
Порядок предоставления земельных участков гражданам для строительства, перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую регулируются Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 21 декабря 2004г. N172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую"
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования истцов о возложении обязанности на ответчика по выделению из земельного участка сельскохозяйственного назначения площадью 30648 га, находящегося в государственной собственности Российской Федерации и переданного на праве постоянного (бессрочного) пользования ФБУ ЛИУ-7 УФСИН России по Тамбовской области для размещения производственной базы земельных участков, расположенных под жилыми домами, построенными истцами, сослался на ст. 304 Гражданского кодекса Российской Федерации, которая предусматривает право собственника по устранению всяких нарушений его прав.
Между тем, в материалах дела отсутствуют свидетельства о праве собственности на построенные жилые дома, истцы и обратились в суд с иском, как указывают в исковом заявлении " для последующей регистрации жилых домов".
Также в решении суда не указаны предусмотренные законом основания, влекущие обязанность компетентного органа принять решение о выделении земельного участка, при этом принимая решении об обязании Территориального управления Федерального агентства по Управлению государственным имуществом в Тамбовской области по выделению спорных земельных участков, суд не указал на каком праве выделяется земельный участок и предусмотренные законом основании изменения целевого назначения земельных участков, находящихся в составе земельного участка сельскохозяйственного назначения.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает решение подлежащим отмене, с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Руководствуясь ст. 362 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кирсановского районного суда Тамбовской области от 23 ноября 2010 года отменить, дело передать на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.