Судебная коллегия по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе: председательствующего Кочергиной Н.А.
судей: Баранова В.В., Ковешниковой Е.А.,
при секретаре Мудрецовой О.Е.,
рассмотрев в судебном заседании 17 января 2011 года дело по кассационной жалобе КульневаА.Е. на решение Рассказовского районного суда Тамбовской области от 22 ноября 2010 года по его же иску к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Рассказово и Рассказовском районе Тамбовской области о признании действий незаконными и назначении пенсии по старости,
заслушав доклад судьи Баранова В.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Кульнев А.Е. является инвалидом*** вследствие увечья, полученного в период исполнения обязанностей военной службы, связанной с ликвидацией последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, в связи с чем в 2006 году ему была назначена и выплачивается пенсия по инвалидности. По достижении возраста 50 лет Кульнев А.Е. обратился в Управление Пенсионного фонда РФ в г. Рассказово и Рассказовском районе Тамбовской области за назначением ему второй пенсии по возрасту как участнику ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, в чём ему было отказано.
Считая данный отказ незаконным, Кульнев А.Е. обратился в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Рассказово и Рассказовском районе Тамбовской области о признании действий незаконными и назначении пенсии по старости, ссылаясь на то, что в силу закона граждане, ставшие инвалидами вследствие военной травмы, имеют право на одновременное получение двух пенсий - по инвалидности и по старости.
Решением Рассказовского районного суда Тамбовской области от 22 ноября 2010 года в иске Кульневу А.Е. отказано.
В кассационной жалобе Кульнев А.Е. просит решение суда отменить, дело направить на новое рассмотрение, указывая, что судом нарушены нормы материального и процессуального права. Полагает, что в соответствии с преамбулой раздела 4 ст. 29 "Пенсионного обеспечения граждан, пострадавших от Чернобыльской катастрофы" и пп. 2 п. 2 ст. 10 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" он имеет право на получение пенсии по старости по достижении возраста 50 лет. Данная норма должна применяться к нему в силу ст. 2 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС". Полагает, что обжалуемым решением он лишен права выбора на получение пенсии по старости. Считает, что решение суда противоречит Определению Конституционного Суда РФ от 12 июля 2006 года N 350-О и правовым позициям, изложенным в сохраняющих свою силу постановлениях Конституционного Суда РФ от 1 декабря 1997 года N 18-П по делу о проверке конституционности отдельных положений ст. 1 ФЗ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС" и от 19 июня 2002 года N 11-П по делу о проверке конституционности рада положений указанного Федерального закона.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, поддержанные представителем Кульнева А.Е. - Яркиным А.Н., выслушав представителя ГУ - УПФ РФ в г. Рассказово и Рассказовском районе Тамбовской областиП.А. считавшего жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со статьей 29 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Федерального закона от 18 июля 2006 N 112-ФЗ) гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, гарантируется назначение пенсии по инвалидности вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в том числе установленной до вступления настоящего Закона в силу, по их желанию в соответствии с Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" или Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В ранее действующей редакции данной нормы за указанной категорией граждан закреплялось право на получение пенсии по инвалидности в соответствии с Законом РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" как пенсии вследствие трудового увечья или профессионального заболевания.
Согласно пункту 2 названной статьи гарантируется назначение пенсий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению лицам, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, военнообязанным, призванным на специальные и поверочные сборы, направленным и командированным для работы по ликвидации последствий катастрофы Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшим обязанности военной службы (служебные обязанности), ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для граждан, ставших инвалидами вследствие военной травмы.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" право на одновременное получение двух пенсий предоставляется гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы. Им могут устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная подпунктом 1 пункта 2 (с применением пункта 3 и пункта 5) статьи 15 настоящего Федерального закона, и трудовая пенсия по старости.
Согласно статье 28.1 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (введена Федеральным законом от 18.08.2006 N 112-ФЗ) гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона. Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при наличии страхового стажа не менее 5 лет или Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации") при наличии трудового стажа не менее 5 лет.
Возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть меньше для мужчин - 50 лет и для женщин - 45 лет (максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости - 10 лет).
Судебная коллегия не может согласиться с доводом Кульнева А.Е. о его праве на трудовую пенсию по старости со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 10 лет, поскольку он основан на неправильном толковании норм материального права.
Из содержания подпункта 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", определяющего право на одновременное получение двух пенсий, следует, что гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы могут устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная подпунктом 1 пункта 2 (с применением пункта 3 и пункта 5) статьи 15 настоящего Федерального закона, и трудовая пенсия по старости.
Условия назначения трудовой пенсии по старости регламентированы Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В силу пункта 2 статьи 4 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", допускается одновременное получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению, установленной в соответствии с указанным Федеральным законом, и трудовой пенсии (части трудовой пенсии), установленной в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, инвалидам вследствие военной травмы: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Из анализа приведенных правовых норм, регулирующих пенсионное обеспечение граждан, пострадавших от радиационного воздействия и ставших инвалидами вследствие военной травмы, следует, что в рассматриваемом случае назначение трудовой пенсии по старости на основании Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" может быть осуществлено при условии, если гражданин к моменту такого назначения достиг возраста 55 лет и является получателем государственной пенсии по инвалидности, предусмотренной Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Материалами дела установлено, что к моменту обращения о наличии права на получение второй пенсии - трудовой пенсии по старости Кульнев А.Е. достиг возраста 50 лет, соответственно право на трудовую пенсию по старости в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" у истца отсутствует.
Кроме того пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", согласно которого гражданам, имеющим право на одновременное получение трудовых пенсий различных видов, в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливается одна пенсия по их выбору.
Таким образом, одновременное получение Кульневым А.Е. трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по старости на основании Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" действующим пенсионным законодательством не предусмотрено.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о том, что правовых оснований для назначения Кульневу Е.Е. второй пенсии - как трудовой пенсии по старости, предусмотренной подпунктом 3 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", не имеется.
Доводы кассационной жалобы не могут быть признаны состоятельными, поскольку правового обоснования, при котором решение суда может быть признано незаконным, не содержат.
При изложенных обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Рассказовского районного суда Тамбовской области от 22 ноября 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу КульневаА.Е. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Копия верна:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.