Судебная коллегия по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе: председательствующего судьи: Ваганюк Н.Н.,
судей: Бучневой О.А., Босси Н.А.,
при секретаре Елоховой М.В.,
рассмотрев в судебном заседании 04 апреля 2011 года дело по иску ГаранинойО.Ю. к Управлению федеральной миграционной службы по Тамбовской области о признании незаконным отказа продлить срок действия статуса вынужденного переселенца, продлении срока действия статуса вынужденного переселенца и восстановлении в списке регистрационного учета вынужденных переселенцев
по кассационной жалобе начальника УФМС по Тамбовской области
на решение Октябрьского районного суда г.Тамбова от 26 января 2011 года,
заслушав доклад судьи Ваганюк Н.Н. судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Гаранина О.Ю. обратилась в суд с иском к Управлению федеральной миграционной службы России по Тамбовской области (далее УФМС России по Тамбовской области) о восстановлении и продлении срока действия статуса вынужденного переселенца, указав, что вопреки выводов УФМС России по Тамбовской области, изложенных в уведомлении N*** от 3.11.2010 года, она не является лицом, обустроенным по месту нового жительства. Жилые комнаты, в которых она проживает вместе со свекром, мужем и несовершеннолетним ребенком, несмотря на их исключение из общежития и перевод в число предназначенных для постоянного проживания, остались неизменными и по своей площади не отвечают норме, учитываемой при предоставлении жилья по договору социального найма.
Решением Октябрьского районного суда г.Тамбова от 26 января 2011г. требования Гараниной О.Ю. были удовлетворены. Суд обязал УФМС восстановить в отношении Гараниной О.Ю. и продлить срок действия статуса вынужденного переселенца..
С данным решением не согласен представитель УФМС, который в кассационной жалобе ставит вопрос о его отмене. Указывает, что в соответствии с Законом РФ от 19 февраля 1993г. N4530-1 "О вынужденных переселенцах" при наличии обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства, срок действия его статуса продлевается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца.
В соответствии с п. 25 Административного регламента ФМС по исполнению государственной функции по предоставлению статуса вынужденного переселенца, продлению срока его действия, утрате и лишению статуса вынужденного переселенца, а также по учету вынужденных переселенцев, утв. Приказом ФМС от 20 декабря 2007г. N465, срок действия статуса вынужденного переселенца не может быть продлен при отсутствии у вынужденного переселенца обстоятельств, препятствующих в обустройстве на новом месте жительства в течение срока действия статуса вынужденного переселенца.
Указывает, что 29.09.2004 Гаранина О.Ю. была зарегистрирована по адресу:***. На момент регистрации дом имел статус общежития, т.е. данное жилье являлось временным.
В настоящее время дом, расположенный по вышеуказанному адресу, Постановлением Администрации г.Тамбова от 31.12.2009г. N*** исключен из числа общежитий специализированного жилищного фонда и включен в число жилых домов, предназначенных для постоянного проживания. Следовательно, Гаранина О.Ю. в настоящий момент проживает в жилом помещении, предназначенном для постоянного проживания и имеет возможность приватизировать данное жилое помещение, то есть обустроиться. Для увеличения площади жилого помещения она может встать на учет в администрацию г.Тамбова в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, для чего статус вынужденного переселенца ей не нужен.
Полагает, что обстоятельства, препятствующие в ее обустройстве на новом месте жительства отсутствуют, оснований для продления статуса вынужденного переселенца- нет.
Проверив материалы дела, исследовав доводы кассационной жалобы, выслушав представителя УФМС Бурову Е.Д., выслушав Гаринину О.Ю., судебная коллегия находит решение суда первой инстанции подлежащим отмене ввиду неправильного применения судом норм материального права по следующим основаниям.
Так, суд первой инстанции, удовлетворяя требования Гараниной О.Ю. о признании незаконным отказа в продлении ей статуса вынужденного переселенца,исходил из того, что истица и трое членов её семьи проживают в жилом помещении общей площадью 22 кв.м., при учетной норме по договору социального найма - 9 кв.м. По этой причине суд первой инстанции пришел к выводу о том, что истица не обеспечена жильем, то есть имеются препятствия к её обустройству на новом месте.
Однако данный вывод суда вызывает сомнения в его правильности.
В соответствии с п.4 ст.5 Закона РФ " О вынужденных переселенцах" статус вынужденного переселенца предоставляется на 5 лет. При наличии обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства, срок действия статуса продлевается территориальным органом миграционной службы на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца.
Жилищное обустройство вынужденных переселенцев осуществляется на основании Закона РФ " О вынужденных переселенцах" и в соответствии с Положением о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ N 845 от 08.11.2000 г.
Согласно п. "б" ст. 40 постановления Правительства РФ от 08.11.2000 г. N 845 " Об утверждении Положения о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в РФ" территориальный орган Министерства по делам федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации на основании сведений органов местного самоуправления о постановке вынужденных переселенцев на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (постоянном жилье), в порядке, определяемом указанным Министерством вносит в орган местного самоуправления предложения о распределении среди состоящих на учете вынужденных переселенцев жилых помещений для постоянного проживания, в финансировании строительства (приобретения) которых участвовал этот территориальный орган, за исключением вынужденных переселенцев:
проживающих в жилых помещениях, предоставленных членам семьи для постоянного проживания по договору найма; постоянно проживающих в жилом помещении, принадлежащем одному из членов семьи на праве собственности или находящемся в общей собственности нескольких членов семьи;
получивших денежную компенсацию за утраченное жилье; получивших долговременную беспроцентную возвратную ссуду или безвозмездную субсидию на строительство (приобретение) жилья; использовавших иные виды государственной помощи на строительство (приобретение) постоянного жилья.
Истица, как установил суд первой инстанции, проживает вместе с членами её семьи в жилом помещении, предоставленном для постоянного проживания по вышеуказанному адресу.
Судом первой инстанции не приведены в решении нормы законодательства о вынужденных переселенцах, которые регулирует нормы предоставления жилой площади при их жилищном обустройстве.
Кроме того, суд, рассматривая данное дело, не определился с кругом лиц, подлежащих привлечению к участию в деле, чьи права могут быть затронуты судебным решением.
При таком положении судебная коллегия считает необходимым решение суда первой инстанции отменить и дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.
При новом рассмотрении дела суду необходимо устранить отмеченные недостатки и, правильно применив закон, разрешить дело.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда г.Тамбова от 26 января 2011 года по данному делу отменить и дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.
Кассационную жалобу начальника УФМС по Тамбовской области - удовлетворить.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.