Судебная коллегия по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе
председательствующего судьи Кочергиной Н.А.,
судей: Баранова В.В., Ковешниковой Е.А.,
с участием прокурора Лесняк Е.Н.
при секретаре Мудрецовой О.Е.
рассмотрела в судебном заседании от 16 мая 2011 года кассационную жалобу представителя Казаковой О.А. - Телелюхина А.А. на решение Ленинского районного суда г.Тамбова от 8 апреля 2011 года по делу по иску Казаковой О.А. к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Тамбовской области о восстановлении на работе до окончания срока беременности и взыскании заработной платы за время вынужденного прогула.
Заслушав доклад судьи Кочергиной Н.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Казакова О.А. приказом УФССП по Тамбовской области от 30 июня 2010 года была принята на должность судебного пристава-исполнителя в Рассказовском районном отделе судебных приставов с 1 июля 2010 года на период отсутствия гражданского служащего Ионовой О.Ю. 30 июня 2010 с Казаковой О.А. был заключен служебный контракт на период отсутствия гражданского служащего Ионовой О.Ю.
Приказом от 10 февраля 2011 года Казакова О.А. была освобождена от замещаемой должности 11 февраля 2011 года и уволена с государственной гражданской службы в связи с истечением срока действия служебного контракта.
Казакова О.А. обратилась в суд с иском к УФССП по Тамбовской области о восстановлении на работе и взыскании заработной платы за время вынужденного прогула. В обоснование иска указав, что не знала об истечении срока контракта, и работодатель не уведомлял её об этом, т.е. не выполнил требования трудового законодательства. В соответствии со ст. 261 ТК РФ при отсутствии вакансии работодатель обязан по письменному заявлению и при предоставлении справки, подтверждающей состояние беременности, продлить срок действия трудового договора до окончания беременности. Согласно официального сайта УФССП по Тамбовской области в настоящее время имеется несколько вакансий, в т.ч. судебного пристава-исполнителя. Просила восстановить её в той же должности до окончания срока беременности в случае, если судом будет установлено, что на момент увольнения вакансии отсутствовали, и просила взыскать средний заработок за время вынужденного прогула.
Решением Ленинского районного суда г.Тамбова от 8 апреля 2011 года в удовлетворении исковых требований Казаковой О.А. к УФССП по Тамбовской области о восстановлении на работе в должности судебного пристава-исполнителя в Рассказовском районном отделе судебных приставов УФССП России по Тамбовской области до окончания срока беременности и взыскании заработной платы за время вынужденного прогула отказано.
В кассационной жалобе Телелюхин А.А. просит решение суда отменить и направить дело на новое рассмотрение. Утверждает, что, поскольку Ионова О.Ю. вышла на работу 14 февраля 2011 года, трудовой договор с Казаковой О.А. не мог быть расторгнут ранее этого дня, а истица была уволена 11 февраля 2011 года. Следовательно, приказ об увольнении был издан с нарушением требований закона. Кроме того, руководителю было известно о беременности Казаковой О.А., однако он не выполнил требований ст.261 ТК РФ.
В возражениях УФССП по Тамбовской области просит решение суда оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений, выслушав представителя Казаковой О.А.-Телелюхина А.А., представителя ответчика Постникова А.Г., заключение прокурора, полагавшего решение оставить без изменения, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно ст.35 ч.3 ФЗ "О государственной гражданской службе РФ" срочный служебный контракт, заключенный на период замещения отсутствующего гражданского служащего, за которым в соответствии с настоящим Федеральным законом сохраняется должность гражданской службы, расторгается с выходом этого гражданского служащего на службу, гражданский служащий, замещавший указанную должность, освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы.
Судом установлено, что в соответствии с приказом Управления ФССП России по Тамбовской области от 30 июня 2010 года Казакова О.А. была принята на должность федеральной государственной гражданской службы судебного пристава-исполнителя в Рассказовском районном отделе судебных приставов с 1 июля 2010 года на период отсутствия гражданского служащего Ионовой О.Ю. 30 июня 2010 года с Казаковой О.А. был заключен служебный контракт, экземпляр которого ей вручен под роспись.
Предоставленный Ионовой О.Ю. отпуск по уходу за ребенком закончился 12 февраля 2011 года, 14 февраля 2011 года она приступила к исполнению служебных обязанностей.
11 февраля 2011 года служебный контракт с Казаковой О.А. расторгнут и она уволена с государственной гражданской службы в связи с истечением срока действия служебного контракта. Поскольку Казакова О.А. отсутствовала на рабочем месте, в её адрес 11 февраля 2011 года было направлено письменное уведомление о необходимости явиться за трудовой книжкой либо дать согласие на отправление её по почте.
Согласно ч.1 ст.79 ТК РФ в случае расторжения трудового договора, заключенного на время исполнения обязанностей отсутствующего работника, работодатель не обязан заранее предупреждать работника об истечении срока трудового договора. В связи с этим довод истицы о том, что работодатель не уведомлял её об истечении срока контракта, не основан на законе.
Особенности увольнения беременных женщин в связи с истечением срока трудового договора, если трудовой договор был заключен на время исполнения обязанностей отсутствующего работника, установлены специальной нормой, сформулированной в ч.3 ст.261 ТК РФ, в соответствии с которой допускается увольнение женщины в связи с истечением срока трудового договора в период её беременности, если трудовой договор был заключен на время исполнения обязанностей отсутствующего работника, и если невозможно с письменного согласия женщины перевести её на другую имеющуюся у работодателя работу. При этом работодатель обязан предлагать ей вакансии, имеющееся у него в данной местности. Поскольку на день увольнения Казаковой О.А. не имелось вакантных должностей федеральной государственной гражданской службы, а также иных вакантных рабочих мест, предложить ей другую работу в данной местности не представлялось возможным, что не оспаривалось истицей.
Довод истицы о том, что работодатель обязан по письменному заявлению и при предоставлении медицинской справки, подтверждающей состояние беременности, продлить срок трудового договора до окончания беременности на законе не основано.
Кроме того, Казакова О.А., несмотря на длительный срок беременности, не уведомляла руководителя УФССП России по Тамбовской области о том, что находится в состоянии беременности, не обращалась с заявлением о продлении срока действия служебного контракта или о переводе на другую работу.
Казакова О.А., зная о временном характере заключенного с ней служебного контракта, а также зная, что находится в состоянии беременности, не приняла никаких мер, чтобы заблаговременно урегулировать с представителем нанимателя вопрос о возможности продолжения работы.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отказал Казаковой О.А. в удовлетворении заявленного иска.
Выводы суда основаны на нормах материального права, приведенных в решении, полно мотивированы, подтверждены материалами дела и не опровергаются доводами кассационной жалобы, которые были предметом исследования суда первой инстанции и получили правильную правовую оценку в решении.
Руководствуясь ст.ст. 360, 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение
Ленинского районного суда г.Тамбова от 8 апреля 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Казаковой О.А. - Телелюхина А.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:подпись
Судьи: подписи
Копия верна: судья Кочергина Н.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.