Судебная коллегия по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:
Председательствующего: Ваганюк Н.Н.,
Судей: Босси Н.А., Бучневой О.А.,
При секретаре: Коломытцевой В.В.,
рассмотрела в судебном заседании 16 мая 2011 года гражданское дело по иску Третьякова А.М. к Военному комиссариату Тамбовской области о перерасчете пенсии с учетом статуса ветерана боевых действий, по кассационной жалобе Военного комиссариата Тамбовской области на решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 30 марта 2011 года,
Заслушав доклад судьи Босси Н.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Третьяков А.М. является пенсионером Министерства обороны РФ.
Третьяков A.M. обратился с иском к Военному комиссариату Тамбовской области о перерасчете пенсии с учетом недоплаченных сумм как участнику боевых действий, в обоснование иска указав, что служил в Вооруженных Силах РФ в боевых частях стратегической авиации на различных воинских должностях до 07.02.2005 г.
Последнее место службы истца - летный отряд войсковой части***, расположенный в***. Военкоматом Новгородской области истцу назначена пенсия и выдано удостоверение ветерана боевых действий. Данное удостоверение выдано истцу на основании документов, предоставленных войсковой частью. Он участвовал в боевых вылетах на территорию Чеченской республики и Таджикистана, в связи с чем, ему был присвоен статус ветерана боевых действий. За это он получал надбавку к пенсии, получает ЕДВ и другие льготы. После переезда в Тамбовскую область истец был поставлен на воинский учет в Военном комиссариате Тамбовской области, который выплачивает ему пенсию. В декабре 2010 года он узнал, что Военкомат не доплачивает ему надбавку за участие в боевых действиях с 01.01.2006г.
Третьяков A.M. просил обязать ответчика осуществить перерасчет его пенсии с учетом надбавки с 01.01.2006г.
Решением Ленинского районного суда г. Тамбова от 30 марта 2011 года исковые требования Третьякова А.М. удовлетворены. Военный комиссариат Тамбовской области обязан осуществить перерасчет пенсии Третьякову А.М. с учетом его статуса ветерана боевых действий с 1 января 2006 года.
В кассационной жалобе Военный комиссариат Тамбовской области просит решение отменить и принять новое решение, не передавая дело на новое рассмотрение.
Ссылается на ст. 3 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ " О ветеранах". Указывает, что к числу ветеранов боевых действий из категории военнослужащих летного состава отнесены только летные экипажи, совершавшие с территории СССР вылеты на боевые задания в Афганистан в период ведения там боевых действий и не отнесены летные экипажи, совершавшие боевые вылеты на территорию Республики Чечня, в период ведения там боевых действий. Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2001 года N 896 "О зонах вооруженных конфликтов" вся территория Чеченской Республики в период с декабря 1994 года по декабрь 1996 года отнесена к зоне вооруженного конфликта. До принятия указанного постановления Министерству обороны РФ представлялось право (в период с 11 декабря 1995 года пo 26 декабря 2001 года) с учетом предложений других федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, относить совместными решениями к зоне вооруженного конфликта отдельные местности, прилегающие к территории Чеченской Республики, при возникновении в этих местностях вооруженных конфликтов (постановление Правительства РФ от 11 декабря 1995 года N 1210). Однако, нормативных документов об отнесении каких-либо иных территорий к местности, прилегающей к зоне вооруженного конфликта в Чеченской Республике, Министерством обороны Российской Федерации не принимались.
Соответственно, военнослужащие, выполнявшие задачи в условиях вооруженного конфликта на прилегающих территориях к территории Чеченской Республики, не приобретали статуса ветерана боевых действий.
В свою очередь, территория г. Сольцы Новгородской области, где дислоцировался 840 тяжелый бомбардировочный авиационный полк, в котором проходил военную службу Третьяков A.M., не относилась ни к зоне вооруженного конфликта, ни к местности, прилегающей к зоне вооруженного конфликта в Чеченской Республике. Указывает, что в материалах пенсионного дела Третьякова A.M. отсутствуют сведения о выплатах денежного довольствия в период выполнения боевых задач в повышенном размере. Третьяков A.M., как видно из приказа командира части, выполнял боевые задачи в составе 140 тяжелого бомбардировочного авиационного полка, дислоцирующегося в г. Сольцы Новгородской области, которая не относилась к территории вооруженного конфликта.
Считает, что из материалов пенсионного дела нельзя сделать вывод о том, что Третьяков A.M. направлялся в командировку на территорию вооруженного конфликта, так как в соответствии с пунктом 7 названного приказа Минобороны РФ военнослужащим, командированным для выполнения соответствующих задач в условиях чрезвычайного положения или при вооруженных конфликтах (вне пунктов постоянной дислокации воинской части, где они проходят службу), оформлялись командировочные удостоверения, в которых указывалась цель командировки и имелись отметки о сроках выполнения военнослужащими задач, заверенные командирами воинских частей и скрепленные оттиском гербовой печати воинской части. Согласно пункту 3 названного приказа Минобороны РФ военнослужащим, командированным для выполнения соответствующих задач в условиях чрезвычайного положения или при вооруженных конфликтах (вне пунктов постоянной дислокации воинской части, где они проходят службу), денежное довольствие в повышенном размере подлежало выплате по месту постоянной службы на основании командировочных удостоверений.
Указанные командировочные и сведения о выплате денежного довольствия в повышенном размере в материалах пенсионного дела Третьякова A.M. отсутствуют.
Кроме того, согласно Приказу Министра обороны РФ от 10 августа 1999 г. N 355 не считаются командировками поездки военнослужащих, имеющих по условиям сообщения возможность ежедневно возвращаться к месту военной службы, а также возвратившимся из командировки в день убытия.
Выполнение боевой задачи Третьяковым А.М ограничивались временными рамками, а именно: вылетами в течении одного дня, 31 декабря 1994 года, 15 января 1996 г, 17 января 1996 года.
Указывает, что на законодательном уровне не закреплена норма права, предусматривающая отнесение вылетов в составе летного экипажа для выполнения боевой задачи на территорию республики Чечня к выполнению задач, решение которых отнесено Правительством РФ к выполнению задач при вооруженных конфликтах. Приказ командира 840 тяжелого бомбардировочного авиационного полка N 027 о зачислении выслуги лет в льготном исчислении военнослужащим, выполнявшим боевые задачи, оформлен с большим опозданием, а именно 27 апреля 1999 года, что является нарушением.
Полагает, что в соответствии с указанными нормами права, льготы и компенсации предоставляются военнослужащим только за время фактического выполнения ими задач в местностях, отнесенных решениями Правительства РФ к зоне вооруженного конфликта.
Указывает, что в материалах пенсионного дела Третьякова A.M. не имеется никаких документов, подтверждающих выполнение задач на территории Чеченской Республики, кроме выписки из приказа командира войсковой части****** от*** "О начислении выслуги лет в льготном исчислении летному составу полка, выполнявшему боевые задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженном конфликте в Чеченской Республике и Республике Таджикистан", который не основан на документах, предусмотренных приказом Министра обороны Российской Федерации от 4 января 1996 года N 9 - выписок из приказов командира части об откомандировании в район боевых действий и о прибытии из командировки и зачете в выслугу лет на пенсию соответствующего периода участия в боевых действиях на льготных условиях один день за три дня, справки, выданной по месту выполнения боевых задач, командировочных удостоверений с отметками о пребывании в командировке в зоне вооруженного конфликта, выплаты оклада по воинской должности и оклада по воинскому званию в двойном размере за фактические дни участия в боевых действиях.
Пребывание Третьякова A.M. на территории Чечни документально не подтверждено. Считает, что достаточных оснований для выдачи Третьякову A.M. удостоверения "Ветеран боевых действий" военным комиссариатом Новгородской области не имелось. Оснований для назначения повышения пенсии в соответствии со статьей 45 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу...", в настоящее время, также не имеется.
В соответствии с чем, выплата Третьякову A.M. повышения пенсии, согласно статье 45 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, назначенная ошибочно с 1 июня 2005 года, была прекращена с 1 января 2006 года.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав Третьякова А.М., возражавшего на жалобу, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В статье 3 Федерального закона от 12.01.1995 N5-ФЗ "О ветеранах" определены категории ветеранов, которым предоставляются меры социальной поддержки. В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 данной статьи к ветеранам боевых действий, в том числе относятся лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приводится в Приложении к указанному Федеральному закону, в который включено выполнение задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта с декабря 1994года по декабрь 1996года.
Судом первой инстанции было установлено, что Третьяков А.М., неся службу в летном составе 840 тяжелого бомбардировочного авиационного полка (войсковая часть 45167) с 09.12.1994 года по 20.01.1996 года участвовал в выполнении боевых задач в условиях вооруженного конфликта на территории Чеченской республики РФ, совершал боевые вылеты в Чеченскую республику. Военная часть 45167 Ленинградского военного округа, в которой служил истец, принимала участие в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, в том числе в Чеченской республике в 1994 -1996 годах и республике Таджикистан в 1992-1995 годы.
Указанное обстоятельство подтверждается приказом командира авиационного полка N027 от 27.04.1999 года и приложением к нему.
Не могут быть приняты во внимание доводы кассационной жалобы о том, что вышеуказанный приказ издан значительно позже событий о которых в нем идет речь, поскольку данный приказ не отменен и не оспорен в установленном порядке.
Согласно п.1 постановления Правительства РФ N280 от 31 марта 1994г. "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и при предоставлении им дополнительных гарантий и компенсаций", местности (в том числе за пределами Российской Федерации), отнесенные к зонам вооруженного конфликта определяются решениями Правительства Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральной пограничной службы - Главного командования Пограничных войск Российской Федерации, других министерств и ведомств, в которых законом предусмотрена военная служба.
В соответствии с постановлением Правительства от 9 декабря 1994. N1360 "Об обеспечении государственной безопасности и территориальной целостности Российской Федерации, законности, прав и свобод, разоружения незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики и прилегающих к ней регионов Северного Кавказа" к зоне вооруженного конфликта также относится территория Чеченской Республики.
Постановлением Правительства РФ от 11 декабря 1995г. N1210 "Об определении зоны вооруженного конфликта в Чеченской Республике" к зоне вооруженного конфликта отнесена вся территория Чеченской Республики. Кроме того, Министерству обороны РФ, Министерству внутренних дел РФ, Федеральной службе безопасности РФ и Федеральной пограничной службе РФ с учетом предложений других федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, предоставлено право относить совместными решениями к зонам вооруженного конфликта отдельные местности, прилегающие к территории Чеченской Республики, при возникновении в этих местах вооруженных конфликтов.
По мнению судебной коллегии являются не могут быть приняты во внимание доводы жалобы о том, что истец выполнял боевые задачи на территории, которая не относятся к территориям вооруженного конфликта, поскольку полк дислоцировался не на указанной территории. Данные доводы являются несостоятельными, поскольку расположение авиационного полка за пределами Чеченской республике не исключает осуществление боевых вылетов летчиков полка для выполнения боевых задач на ее территорию, что и имело место как установлено судом.
При этом приложение к приказу от 27 апреля 1999 года, в котором указан поименный список офицеров, принимавших участие в боевых вылетах, исключает необходимость предоставление каких-либо дополнительных документов о направлении истца в служебную командировку в Чеченскую республику.
Каких-либо доказательств, опровергающих участие истца в боевых действиях на территории Чеченской республики в спорный период, представителем ответчика в ходе рассмотрения дела не предоставлено. Не содержит таких доводов и поданная кассационная жалоба.
Статус истца как ветерана боевых действий подтвержден соответствующим удостоверением и установление данного статуса истцу не признано неправомерным.
Остальные доводы кассационной жалобы не влияют на существо решения и не могут повлечь его отмену по основаниям, изложенным в жалобе.
Руководствуясь ст.ст.360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 30 марта 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Военного комиссариата Тамбовской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.