Судебная коллегия по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:
Председательствующего Кочергиной Н.А.
Судей: Ковешниковой Е.А., Баранова В.В.
При секретаре Истоминой О.П.
Рассмотрела в судебном заседании 18 мая 2011 года дело по иску ГУ -Управления Пенсионного фонда РФ в г.Тамбове Тамбовской области к МягковойО.В. о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и сумм начисленных пеней,
по кассационной жалобе ГУ -Управления Пенсионного фонда РФ в г.Тамбове Тамбовской области
на
решение Советского районного суда г.Тамбова от 24 марта 2011 года,
Заслушав доклад судьи Ковешниковой Е.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
В суд с иском обратился ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Тамбове Тамбовской области к Мягковой О.В. указав, что согласно ст.6 Федерального Закона от 15.12.2001г N167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" ответчик является страхователем по обязательному пенсионному страхованию. В соответствии с п.2 ст. 14 этого же Закона страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда РФ и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет.
ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Тамбове Тамбовской области просит взыскать с Мягковой О.В. в пользу истца задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование и пени в размере***., указав, что ФЗ "О страховых взносах в ПФ РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" от 24.07.2009г N212-ФЗ не содержит норм об освобождении индивидуальных предпринимателей от уплаты страховых взносов за период, в течение которого предпринимательская деятельность им не осуществлялась в связи с уходом за ребенком до достижения возраста полутора лет.
Решением Советского районного суда г.Тамбова от 24 марта 2011 года исковые требования оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе поставлен вопрос об отмене решения как незаконного.
Проверив материалы дела, выслушав Четверикову И.В. - представителя ГУ УПФ РФ, поддержавшую доводы кассационной жалобы, Мягкову О.В., считающую решение суда правильным, проанализировав доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с п.2 ст. 14 Федерального Закона от 15.12.2001 г N167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда РФ.
Подп.2 п.2 ст.6 Закона установлено, что страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой.
Как следует из п.1 ст.28 Закона в редакции, действующей с 01.01.2010года, страхователи, указанные в подп.2 п.1 ст.6 настоящего Федерального закона, уплачивают страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, в порядке, установленном Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".
Определением Конституционного Суда РФ от 12.05.2005г N182-0 выявлен конституционно-правовой смысл ст.28 ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" (в редакции от 29 мая 2002 года) в соответствии с которым нормативные положения п. 1-3 ст.28 Закона во взаимосвязи с положениями его ст. 17, а также ст.ст. 2, 3, 10 и 11 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" не предполагают взимание с индивидуального предпринимателя сумм страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда РФ в виде фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии за период, в течение которого предпринимательская деятельность им не осуществлялась в связи с уходом за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
Ст.28 ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" в редакции, действовавшей до 01.01.2010г. и в редакции, действующей с 01.01.2010 года, определяет размер страховых взносов, уплачиваемых страхователями, не производящими выплаты физическим лицам.
П.2 ст. 17 ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" в редакции, действующей с 01.01.2010 года, предусмотривает межбюджетные трансферты из федерального бюджета, предоставляемые бюджету ПФ РФ на финансовое обеспечение валоризации величины расчетного пенсионного капитала, осуществляемой в соответствии со статьей 30.1 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", на возмещение расходов ПФ РФ по выплате трудовых пенсий в связи с зачетом в страховой стаж периодов, указанных в подпункте 3 (период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности), п.1 ст. 11 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ".
При таком положении суд правомерно пришел к выводу, что выявленный Определением Конституционного Суда РФ от 12.05.2005г N182-0 конституционно-правовой смысл ст.28 ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" (в редакции от 29 мая 2002 года) подлежит применению при истолковании ст.28 ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" в редакции, действующей с 01.01.2010года.
Судом первой инстанции установлено, что Мягкова О.В. зарегистрирована 14.05.2005г в качестве индивидуального предпринимателя, 13.09.2010гда утратила этот статус в связи с прекращением деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.
20.04.2009г родилась Гришина Е.А., отцом которой является Гришин А.А., матерью - Мягкова О.В.
20.09.2010г истцом направлено Мягковой О.В. требование N07902540011457 об уплате недоимки по страховым взносам за период с 01.01.2010г. по 24.07.2010, пеней и штрафов по состоянию на 20.09.2010года.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Тамбовской области NА64-2230/2010 от 15.06.2010года установлено, и в соответствии с ч.З ст.61 ГПК РФ не доказывается вновь, что с 16.02.2009г по 15.06.2010г Мягкова О.В. не осуществляла хозяйственную деятельность, находясь на больничном в отпуске в связи с беременностью и родами и получала пособие по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, с 20.04.2009 года не осуществляла предпринимательскую деятельность, находясь в отпуске по уходу за ребенком, по настоящее время финансово-хозяйственной деятельностью не занимается.
В деле имеется налоговая декларация за 2010год, подтверждающая отсутствие предпринимательской деятельности Мягковой О.В. в 2010году.
Справка N4 от 6.10.2010, выданная ООО "Евро-Сеть", свидетельствует о том, что Гришин А.А. не осуществляет уход за ребенком Гришиной Е.А., 20.04.2009г. рождения, до достижения им возраста полутора лет.
Абз.2 ст.2 Закона РФ от 28.06.1991г. N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в РФ" предусмотрено, что страхователями при обязательном медицинском страховании являются. ..физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей.
До 01.01.2010года индивидуальные предприниматели производили отчисления в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ФФОМС, ТФОМС) путем уплаты единого социального налога, предусмотренного гл.24 НК РФ.
П.2 ст.236 НК РФ в редакции, действовавшей до 01.01.2010года, объектом налогообложения для налогоплательщиков, указанных в подпункте 2 п.1 ст.235 настоящего Кодекса (индивидуальные предприниматели), признавались доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением.
Таким образом, отчисления в ФФОМС и ТФОМС до 01.01.2010г для индивидуальных предпринимателей были связаны с получением дохода от предпринимательской деятельности.
Часть 1 ст.1 ФЗ "О страховых взносах в ПФ РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" от 24.07.2009г N212-ФЗ установлено, что с 01.01.2010года отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования регулируются настоящим Законом.
Часть 1 ст. 14 Закона определено, что плательщики страховых взносов, указанные в п.1 ч.1 ст.5 настоящего Федерального закона (индивидуальные предприниматели), уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, которая в соответствии с ч. 2 ст. 13 Закона определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в соответствующий государственный внебюджетный фонд, установленного ч.2 ст. 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.
Следовательно, отчисления в ФФОМС и ТФОМС с 01.01.2010г для индивидуальных предпринимателей не связаны с получением дохода от предпринимательской деятельности.
Часть 1 ст.7 Конституции РФ установлено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Конституция РФ гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст.39).
Такие случаи обычно характеризуются невозможностью иметь заработок (трудовой доход) или его утратой либо недостаточностью для жизнеобеспечения человека и нетрудоспособных членов его семьи.
Социальное обеспечение осуществляется посредством денежных выплат (пенсий, социальных пособий и др.), предоставления гражданам натуральных видов содержания, социальных услуг за счет средств обязательного социального страхования, бюджетных ассигнований и иных источников. Социальное обеспечение охватывает различные виды помощи, поддержки, его основное содержание заключается именно в материальном обеспечении, предоставлении человеку средств к существованию, на что указывает и ч.2 ст.39 Конституции РФ Федерации, согласно которой государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
В соответствии с абз.5 ст.13 Федеральный закон от 19.05.1995г N81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком имеют матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, уволенные в период отпуска по уходу за ребенком в связи с ликвидацией организаций, прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей.
В судебном заседании установлено и не оспаривается сторонами по делу, что Мягкова О.В. в спорный период не осуществляла предпринимательскую деятельность, иного дохода, кроме ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, не имеет.
При таком положении суд правомерно пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Выводы суда основаны на нормах материального права, соответствуют материалам дела и не опровергаются доводами кассационной жалобы, которые по своему содержанию аналогичны основаниям иска, рассмотренного судом.
Руководствуясь ст.360, ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г.Тамбова от 24 марта 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу ГУ УПФ РФ в г.Тамбове Тамбовской области - без удовлетворения.
Председательствующий-
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.