Решение Зарайского городского суда Московской области от 27 марта 2012 г. по делу N 2-133/12
(Извлечение)
Зарайский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Гуськова В.А.,
при секретаре судебного заседания Осиповой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-133/12 по иску Власовой Л.И. к Администрации Зарайского муниципального района Московской области, Территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельный участок и обязании исключить из ЕГРП запись о регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
Власова Л.И. обратилась в суд с иском к Администрации Зарайского муниципального района Московской области, Территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельный участок и обязании исключить из ЕГРП запись о регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок.
В судебном заседании в обоснование иска истица пояснила, что, в соответствии с договором аренды N --- от 30.05.2001 г., заключенного между нею и Комитетом по управлению имуществом администрации Зарайского муниципального района, она является арендатором земельного участка, предназначенного для ведения производственной деятельности, площадью --- м.кв. под кадастровым номером ---, расположенного по адресу: (адрес 1). Срок аренды согласно договору --- лет.
В 2006 г.на данном земельном участке ею был построен и сдан в эксплуатацию гараж с ремонтно-механическим цехом, что не противоречило условиям договора аренды, на что имеется свидетельство о гос. регистрации права от 27.03.2006 г.
По истечении срока действия договора аренды по ее заявлению, в соответствие с постановлением главы Администрации Зарайского муниципального района N --- от 13.07.2011 г. ей было разрешено оформление арендованного участка в собственность за плату. Был расторгнут договор аренды и 21.12.2011 г. заключен между нею и Комитетом по управлению имуществом администрации Зарайского муниципального района договор купли-продажи земельного участка. 2.02.2012 г. Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области приостановило государственную регистрацию перехода права собственности на указанный земельный участок, в связи с тем, что его правообладателем является Российская Федерация.
В этой связи истица просила суд признать отсутствующим право собственности Российской Федерации на земельный участок площадью --- м.кв. под кадастровым номером ---, расположенный по адресу: (адрес 1), и обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области исключить из ЕГРП запись о регистрации права собственности Российской Федерации на указанный земельный участок.
Свои требования Власова Л.И. мотивирует тем, что регистрация права собственности РФ на земельный участок является необоснованной, поскольку противоречит нормам действующего законодательства.
01.07.2006 г. вступил в силу ФЗ "О внесении изменений в Земельный Кодекс РФ", ФЗ "О введении в действие ЗК РФ", ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ" от 17.04.2006 г. N53-Фз.
С момента вступления в силу Федерального Закона N53-Фз, утрачивает силу Федеральный закон от 17.07.2001 г. N101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю".
Статьей 3.1 ФЗ "О введении в действе Земельного Кодекса РФ" устанавливаются правовые основы для разграничения государственной собственности на землю на собственность РФ (федеральная собственность), собственность субъекта РФ и собственность муниципальных образований (муниципальная собственность):
- земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации;
- земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
- иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
Основания отнесения земельного участка к федеральной собственности отсутствуют.
В соответствии с п.10 ст.3 ФЗ от 25.10.2010 г. N137-Фз "О введении в действие Земельного Кодекса РФ" - право распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района.
Представитель ответчика Администрации Зарайского муниципального района Московской области по доверенности Каширкина Ю.С. в судебное заседание не явилась, письменно просила суд рассмотреть в дело в отсутствие их представителя, возражений по заявленным требованиям не имеет.
Представитель ответчика Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представитель 3-го лица - Зарайский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области в судебное заседание не явился, письменно просил рассмотреть дело в отсутствие их представителя.
Ранее 3-м лицом был представлен письменный отзыв, из которого следует, что 02.02.2012 г. была приостановлена государственная регистрация перехода права, права собственности на земельный участок под кадастровым номером --- на основании договора купли- продажи земельного участка N --- от 21.12.2011 г., заключенного с Комитетом по управлению имуществом администрации Зарайского муниципального района, в связи с тем, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним имеется запись о государственной регистрации права собственности на земельный участок, площадью --- м. кв., расположенный по адресу: (адрес 1), за Российской Федерацией. Других сведений а ЕГРП не имеется.
Запись о регистрации права была произведена в соответствии с п.2 ст. 13 ФЗ от 21.07.1997 г. N 122 -ФЗ " О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.", в которой прописано, что государственная регистрация сделки с объектом недвижимого имущества возможна при условии наличия государственной регистрации ранее возникших прав на данный объект в ЕГРП. На момент осуществления государственной регистрации права РФ законодательства о разграничении государственной собственности на землю не существовало, следовательно, возможно было руководствоваться только Конституцией РФ, из которых следовало, что земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц, либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области возражений по заявленным требованиям не имеет.
В соответствии с положениями ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие не явившихся лиц, без ущерба для судебного разбирательства.
Суд, выслушав объяснения истицы Власовой Л.И., исследовав и юридически оценив представленные по делу доказательства, считает иск обоснованным, но подлежащим удовлетворению частично.
Обстоятельства, изложенные истицей в исковом заявлении и озвученные ею в судебном заседании, в силу которых Власова Л.И. обратилась в суд с настоящим иском, документально подтверждены ею в полном объеме.
По мнению суда Власова обоснованно считает, что у Российской Федерации отсутствует право собственности на спорный земельный участок.
В соответствии с п.1 ст.2 Федерального закона "О разграничении государственной собственности на землю" право собственности на земельные участки у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки в соответствии с законодательством России.
Как усматривается из выписки ЕГРП, правообладателем арендуемого Власовой Л.И. с 16.10.2001 г. земельного участка для ведения производственной деятельности, площадью --- кв.м. по адресу: (адрес 1) указана Российская Федерация.
В порядке п.2 ст.9 ЗК РФ Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
Следовательно, с момента государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок у истицы отсутствует право пользования им.
Таким образом, истица считает, что запись в ЕГРП о праве собственности за Российской Федерацией нарушает ее законные права на пользование земельным участком, собственность на который не разграничена.
В соответствии с п.2 ст.214 ГК РФ земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
Из ч.2 ст.2 Федерального закона "О разграничении государственной собственности на землю" (действовал до 01.07.2006 г.) следует, что основанием для регистрации права собственности на земельные участки как субъектов Российской Федерации, так и муниципальных образований являются акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных участков, в отношении которых у субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности.
Вместе с тем, указанные акты в настоящее время не приняты.
Как следует из п.10 ст.3 ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности, не разграниченной на собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, в том числе предоставление таких земельных участков в частную собственность или в аренду, в настоящее время согласно федеральному законодательству осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, в зависимости от нахождения соответствующего земельного участка на территории того или иного муниципального района или городского округа, за исключением случаев, прямо установленных федеральным законодательством.
Тем самым законом установлена возможность распоряжения органами местного самоуправления землями, находящимися в государственной собственности.
В соответствии со ст.30.1 Закона о регистрации государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица. В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок.
Перечень документов необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 г. N404.
В силу ст. ст. 9, 13, 17 Закона о регистрации при государственной регистрации прав орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, проводит правовую экспертизу представленных на регистрацию документов, осуществляет проверку действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти, наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав, юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, устанавливает отсутствие противоречий между заявленными правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.
В регистрирующий орган для регистрации права собственности за Российской Федерацией не представлялись как правоустанавливающие документы на спорный земельный участок, так и доказательства факта разграничения права государственной собственности на спорный земельный участок, произведенного в установленном законом порядке.
При этом регистрация прав в Российской Федерации носит заявительный характер.
Доказательств обращения Российской Федерации о регистрации права собственности на спорный участок суду не представлено.
Государственная регистрация, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 05.07.2001 г., призвана лишь удостоверить со стороны государства юридическую силу соответствующих правоустанавливающих документов. Она не затрагивает самого содержания указанного гражданского права, не ограничивает свободу договоров, юридическое равенство сторон, автономию их воли и имущественную самостоятельность.
Государственной регистрации подлежит только существующее право, то есть возникшее на законных основаниях.
Между тем, из представленных в дело доказательств, следует, что регистрация оспариваемого права произведена в отсутствие оснований, установленных ст.17 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", то есть противозаконно, а ответчики не представили доказательств факта разграничения права государственной собственности на спорный земельный участок.
Таким образом, права собственности на спорный земельный участок у Российской Федерации не возникло.
В силу п.10 ст.3 ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" спорный земельный участок с кадастровым номером ---, расположенный по адресу: (адрес 1), является государственной собственностью не разграниченной на собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований.
В ч.4 п.52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 г. N10/22 указано, что в случаях, когда запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
То есть такой способ защиты возможен по спорам о праве на недвижимое имущество и тогда, когда право истца не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения, что имеет место в настоящем споре.
При изложенных обстоятельствах суд находит требование истицы о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на вышеуказанный земельный участок обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Требование Власовой Л.И. об исключении Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области из ЕГРП записи о регистрации права Российской Федерации на указанный земельный участок суд считает оставить без удовлетворения, поскольку стороны заключившие договор купли -продажи земельного участка не лишены правовой возможности в установленном порядке обратиться в регистрирующий орган с соответствующими заявлениями о регистрации
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Власовой Л.И. удовлетворить частично.
Признать отсутствующим право собственности Российской Федерации на земельный участок площадью --- м.кв. под кадастровым номером ---, расположенный по адресу: (адрес 1).
В удовлетворении требований Власовой Л.И. об обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области исключить из ЕГРП запись о регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок под кадастровым номером: ---, отказать.
Решение может быть обжаловано апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам в Московский областной суд через Зарайский городской суд в течение месяца со дня его оглашения.
Судья В.А. Гуськов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.