Решение Зарайского городского суда Московской области от 11 мая 2012 г. по делу N 2-202/12
(Извлечение)
Зарайский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Гориной Р.М., при секретаре судебного заседания Суторшиной В.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-202/12 по иску Остапенко А.М. к Администрации Зарайского муниципального района о признании права на включение в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных Федеральным законодательством", как гражданина, подвергнувшегося радиационному воздействию вследствие Чернобыльской катастрофы,
УСТАНОВИЛ:
Остапенко А.М. обратился в суд с иском к Администрации Зарайского муниципального района о признании права на включение в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных Федеральным законодательством", как гражданина, подвергнувшегося радиационному воздействию вследствие Чернобыльской катастрофы, указав в исковом заявлении на следующие обстоятельства:
Остапенко А.М. является гражданином ---, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, проживавшего в ---.
В мае 2004 года Остапенко А.М. был в порядке перевода приглашен на работу в ---, он переехал вместе со своей семьей из трех человек (жена - Остапенко Т.М. и сын - О.К.А.) и стал работать в этой организации, где трудится до сих пор.
С 10 июня 2004 года Остапенко А.М. зарегистрирован и проживает до сих пор с семьей в двухкомнатной квартире жилой площадью --- квадратных метров по адресу: (адрес 1). Данная квартира получена родителями его (Остапенко А.М.) жены - С.М.Я. и С.С.И.. В квартире проживает пять человек. По договору поднайма жилого помещения от 16 октября 2011 года со С.С.И. истец со своей семьей является поднанимателем 1 комнаты площадью --- кв.метров в указанной выше квартире.
В соответствии с Законом РФ N 1244-1 от 15 мая 1991 года "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (статья 13 часть 1 пункты 6-11) к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие данного Закона, отнесены те, кто постоянно, как Остапенко А.М., проживал (работал) на территории зоны проживания с правом на отселение, эвакуированные в 1986 году или выехавшие добровольно в последующие годы на новое место жительства и согласно статей 14 и 17 таким гражданам гарантируется обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством РФ.
6 декабря 2004 года Остапенко А.М. обратился с письменным заявлением к Главе Зарайского района с просьбой поставить его на очередь для улучшения жилищных условий его семьи, как гражданина прибывшего из Чернобыльской зоны. Собрал все необходимые документы и сдал их 9 декабря 2004 года, написав еще раз заявление по установленной форме на бланке в администрацию Зарайского района. Администрация Зарайского района вынесла постановление N --- от 10 февраля 2005 года "Рассмотрение предложений общественной комиссии по жилищным вопросам", которым решила поставить Остапенко А.М., с семьей из трех человек, на очередь для получения жилой площади, как имеющей недостаток этой жилой площади и имеющего право на льготы, установленные Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Остапенко А.М. 17 октября 2011 года обратился в Администрацию Зарайского муниципального района с письменным заявлением о включении его в состав участников Подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством", утвержденной постановлением Правительства РФ N 153 от 21 марта 2006 года "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы подпрограмма продолжена. Однако письмом от 19 января 2012 года ответчик отказал Остапенко А.М. в удовлетворении его заявления со ссылкой на то, что он (Остапенко А.М.) не имеет права на это, так как не встал на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года и рекомендовал обратиться в суд.
Остапенко А.М. считает отказ ответчика незаконным, так как он неверно толкует Закон и нарушает его (Остапенко А.М.) права, изложенные выше, на улучшение жилищных условий.
Во-первых, согласно п.7 статьи 2 Закона Московской области N 260/2005-03 от 12.12.2005 года "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях" действовавшего на тот период - датой принятия на учет считается дата подачи заявления. Остапенко А.М. подал его 6 декабря (написанного от руки) и 9 декабря (на бланке) 2004 года.
Во-вторых, это постановление Администрации Зарайского района N --- вышло 10 февраля 2005 года, но и в нем нет даты постановки на учет.
Поэтому Остапенко А.М. считает, что имеет полное право на основании вышеизложенного требовать признания незаконным отказ ответчика в письме от 19.01.2012 года в праве на признание его (Остапенко А.М.) участником Подпрограммы улучшения жилищных условий как "чернобыльцу" и признании по суду за ним этого права.
На основании вышеизложенного и, руководствуясь ст.ст.8-12 ГК РФ, Остапенко просит суд:
1. Признать за ним (Остапенко А.М.) право на включение в состав участников Подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы - и членов его семьи - как гражданина пострадавшего от катастрофы на Чернобыльской АЭС.
2. Признать незаконным отказ Администрации Зарайского муниципального района письмом от 19 января 2012 года в признании его (Остапенко А.М.) и его семьи права на включение в состав участников данной Подпрограммы.
Истец Остапенко А.М. в судебном заседании поддержал исковые требования в полном объеме по основаниям, указанным в исковом заявлении, и просил их удовлетворить.
Представитель истца адвокат Шабалкин В.А. в судебном заседании поддержал исковые требования в полном объеме по основаниям, указанным в исковом заявлении, и просил их удовлетворить. Он пояснил, что Остапенко А.М. является гражданином России, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, проживавший в ---. В мае 2004 года он был в порядке перевода приглашен на работу в ---. Остапенко А.М. переехал со всей своей семьей, состоящей из трех человек, жена, Остапенко Т.М. и несовершеннолетний сын О.К.А., и стал работать в этой организации, где и работает до сих пор. С 10.06.2004 года он был зарегистрирован и проживает до сих пор с семьей по адресу: (адрес 2), в квартире двухкомнатной, жилой площадью --- кв.м. Эта квартира получена родителями жены Остапенко А.М., С.М.Я. и С.С.И., таким образом, в указанной квартире проживают пять человек. В соответствии с Законом РФ N 1244-1 от 15.05.1991 года "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, ст. 13 ч. 1 пункты 6-11-к, гражданам подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие данного Закона, отнесены те, кто постоянно, как и Остапенко А.М., проживал, работал на территории зоны проживания с правом на отселение, эвакуированные в 1986 году или выехавшие добровольно в последующие годы на новое место жительства и согласно ст.ст. 14, 17. Таким гражданам гарантируется обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005 года, жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством РФ. Поэтому Остапенко А.М. обратился 06.12.2004 года с письменным заявлением к Главе Зарайского района с просьбой поставить его на очередь для улучшения жилищных условий его семьи, как гражданина прибывшего из Чернобыльской зоны. Собрал все необходимые документы и сдал их 09.12.2004 года, написав еще раз заявление по установленной форме на бланке в администрацию Зарайского района. Администрация Зарайского района вынесла постановление N --- от 10.02.2005 года "Рассмотрение предложений общественной комиссии по жилищным вопросам", которым решила поставить Остапенко А.М., с его семьей, состоящей из трех человек, на очередь для получения жилой площади, как имеющей недостаток этой жилой площади и имеющего право на льготы, установленные Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Жилье не строилось и Остапенко А.М. его до сих пор не предоставили.
17.10.2011 года Остапенко А.М. обратился в Администрацию Зарайского муниципального района с заявлением о включении его в состав участников Подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством", утвержденной постановлением Правительства РФ N 153 от 21 марта 2006 года "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы. Однако письмом от 19.01.2012 года ему было отказано в удовлетворении его требований.
Он считает, что Остапенко А.М. имеет право требовать признания незаконным отказ Администрации Зарайского муниципального района от 19.01.2012 года в праве на включение в список участников подпрограммы как лица, пострадавшего от Чернобыльской катастрофы.
Представитель ответчика Администрации Зарайского муниципального района в судебное заседание не явился, письменно просил рассмотреть дело в отсутствии представителя.
Из представленных ранее письменных возражений Администрации Зарайского муниципального района на исковое заявление Остапенко А.М. следует, что согласно п. 11 ст. 13 Закона РФ от 15.05.1991 г. "О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы отнесены граждане, выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы.
Согласно ст. 22 Закона РФ от 15.05.1991 г. "О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, указанным в п. 11 ст. 13 указанного Закона, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные ст. 17 этого же Закона.
В соответствии с п. 7 ст. 17 Закона РФ от 15.05.1991 г. "О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 года, производится обеспечение жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации. Нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилой площадью в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации
Порядок обеспечения жилой площадью указанной категории граждан установлен Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 г. N153 (ред. от 03.11.2011 г.) "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы" вместе с "Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы" (далее - Правила).
В п. а) ч.22 Раздела II Правил установлено, что основанием для отказа в признании гражданина участником подпрограммы является несоответствие гражданина требованиям, указанным в соответствующем подпункте п. 5 Правил.
В п. е) ч. 5 Раздела II Правил установлено, что право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, вставшие па учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со ст. 22 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Как указано ранее, в рамках ст. 22 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" право на улучшение жилищных условий имеют граждане, вставшие на учет до 1 января 2005 г.
Истец и члены его семьи признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий постановлением Главы Зарайского района N --- от 10.02.2005 г. "Рассмотрение предложений общественной комиссии по жилищным вопросам". Заявление было подано истцом 09.12.2004 г.
В иске в качестве обоснования заявленных требований указывается п. 7 ст. 2 Закона Московской области от 12.12.2005 г. N260/2005-03 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях", согласно которому датой принятия на учет считается дата подачи заявления. В качестве нарушения права истцов органом местного самоуправления указано, что в акте органа местного самоуправления нет даты постановки на учет и Закон Московской области от 12.12.2005 г. N260/2005-03 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях" указан как действующий в период рассмотрения заявления истцов.
Указанное обоснование ничтожно. Заявление истцами было подано 09.12.2004 г., решение принято 10.02.2005 г., Закон Московской области N260/2005-03 был принят только 12.12.2005 г., то есть спустя год.
В период рассмотрения заявления истца действовало постановление Правительства МО от 05.02.2004 N 51/46 "Об утверждении Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Московской области", в соответствии с п. 16-22 которого принятие на учет граждан осуществлялось на основании решения и после проверки заявления на общественных жилищных комиссиях. Таким образом, органом местного самоуправления права истца не нарушались.
Вместе с тем, Администрация Зарайского муниципального района считает необходимым обратить внимание суда на следующее обстоятельство.
В материалах дела имеется выписка из домовой книги по месту жительства истцов, в которой указано на количество проживающих в жилом помещении - 5 человек. Истцы были приняты на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в 2004 г. в связи с недостатком жилой площади, когда в квартире было зарегистрировано 6 человек.
В настоящее время количество проживающих в квартире 5 человек. При этом сын истца владеет на праве собственности долей в праве на данную квартиру.
Ответчик в настоящее время как орган местного самоуправления муниципального района не наделен полномочиями по постановке граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, снятии с учета. В соответствии с действующим законодательством данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления поселений. Принимать какое-либо решение в данной части ответчик по семье истца не вправе.
Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 г. N153 (ред. от 03.11.2011 г.) "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств но обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы" вместе с "Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы" установлено, что обеспечение жильем в рамках реализации указанного правового акта осуществляется исключительно за счет средств федерального бюджета органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Учитывая изложенное, Администрация Зарайского муниципального района просит суд решение по заявленным требованиям принять на усмотрение суда.
Третье лицо Остапенко Т.М. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, письменно просила рассмотреть дело без ее участия, исковые требования полностью поддерживает.
Третье лицо несовершеннолетний О.К.А., ----- года рождения, в судебное заседание не явился.
Законный представитель О.К.А. - Остапенко Т.М.в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, письменно просила рассмотреть дело без ее участия, исковые требования поддерживает полностью.
Третье лицо Старовойтов М.Я.в судебном заседании исковые требования Остапенко А..М. поддержал.
Третье лицо Старовойтова С.И. в судебном заседании исковые требования Остапенко А.М. поддержала.
В судебном заседании, состоявшемся 25.04.2012 года, к участию в деле в качестве третьего лица было привлечено Министерство строительного комплекса Московской области.
Представитель третьего лица Министерства строительного комплекса Московской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте слушания дела, о чем имеется расписка, письменно просил рассмотреть дело в его отсутствии.
Из представленных ранее письменных возражений Минмособлстроя на исковое заявление Остапенко А.М. следует, что Министерство строительного комплекса Московской области считает необоснованными и не подлежащими удовлетворению требования, указанные в исковом заявлении Остапенко А.М. с учетом следующих обстоятельств.
Остапенко А.М. постановлением Администрации Зарайского района Московской области от 10.02.2005 года N --- был поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий на основании заявления, поданного истцом 09.12.2004 года.
В иске в качестве обоснования заявленных требований указывается п.7 ст.2 Закона Московской области от 12.12.2005 года N 260/2005-ОЗ "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях", согласно которому датой принятия на учет считается дата подачи заявления. В качестве нарушения права истца органом местного самоуправления указано, что в акте органа местного самоуправления нет даты постановки на учет и Закон Московской области от 12.12.2005-ОЗ "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях" указан как действующий в период рассмотрения заявления истца.
Однако Закон Московской области N 260/2005-ОЗ был принят только 12.12.2005 года. В соответствии с ч.1 ст.6 ЖК РФ акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения их в действие.
В период рассмотрения заявления истца действовало постановление правительства Московской области от 05.02.2004 года N 51/46 "Об утверждении правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений в Московской области", в соответствии с п.16-22 которого принятие на учет граждан осуществлялось на основании решения и после проверки заявления на общественных жилищных комиссиях. В указанном постановлении отсутствуют нормы устанавливающие, что датой постановки на учет является дата подачи заявления.
Таким образом, заявитель не отвечает нормативным признакам лица, имеющего право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, так как был принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий органом местного самоуправления после 01.01.2005 года.
В связи с чем Минмособлстрой просит суд в удовлетворении исковых требований Остапенко А.М. отказать.
Суд считает возможным на основании ст.167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц без ущерба для судебного разбирательства.
Суд, выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, проанализировав и оценив собранные по делу доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, учитывая относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, обозрев личное дело N --- на Остапенко А.М., приходит к следующему выводу.
Законом РФ от 15.05.1991 года N1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" предусмотрено, что право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета имеют следующие категории граждан: граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь, другие заболевания, и инвалиды вследствие Чернобыльской катастрофы (статья 14 Закона); участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (статья 15 Закона); граждане, занятые на работах в зоне отчуждения (статья 16 Закона); граждане, эвакуированные из зоны отчуждения и переселенные (переселяемые) из зоны отселения (статья 17 Закона); граждане, выехавшие в добровольном порядке на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение (статья 22 Закона).
Согласно пункту 7 части первой статьи 17 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01 января 2005 года, жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации. Нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилой площадью в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
По делу установлено, что Остапенко А.М. проживал с 26.04.1986 года по 05.12.1988 года и с 26.12.1990 года по 27.05.2004 года в ---, который согласно Постановлению Правительства РФ от 18.12.1997 года N1582 "Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", отнесен к зоне проживания с правом на отселение. Данный факт подтверждается справкой от 27.05.2004 года N --- выданной администрацией г.К. (л.д.8).
Остапенко А.М. пользуется льготами как лицо, постоянно проживавшее в зоне с правом на отселение и добровольно выехавшее из указанной зоны. Данный факт подтверждается удостоверением серия АД N --- от 02.06.1993 года (л.д.8).
Остапенко А.М. с 10.06.2004 года зарегистрирован и проживает по адресу: (адрес 2). Данный факт подтверждается выпиской из домовой книги (л.д.9) и выпиской из финансового лицевого счета (л.д.10).
Данное жилое помещение принадлежит родителя жены Остапенко А.М. - Старовойтову М.Я. и Старовойтовой С.И., что не оспаривается сторонами.
На основании договора поднайма жилого помещения от 16.10.2011 года Остапенко А.М. и членам его семьи (жене Остапенко Т.М. и сыну О.К.А.) было предоставлено во временное безвозмездное пользование для проживания часть изолированного жилого помещения, состоящего из одной комнаты в отдельной (коммунальной) квартире общей площадью --- кв.м., в том числе жилой --- кв.м. по адресу: (адрес 2). Срок поднайма жилого помещения установлен на --- года с 06.10.2011 года. (л.д.12-14).
09.12.2004 года Остапенко А.М. обратился в жилищную комиссию с заявлением о принятии его и членов его семьи на учет для получения жилья (л.д.16).
10.02.2005 года Администрация Зарайского района Московской области вынесла постановление N --- "Рассмотрение предложений общественной комиссии по жилищным вопросам" согласно которому Остапенко А.М., семья 3 человека, был поставлен на очередь для получения жилой площади, как имеющий недостаток жилой площади и имеющий право на льготы, установленные Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". (л.д.17).
17.10.2011 года Остапенко А.М. обратился с заявлением в Администрацию Зарайского муниципального района о включении его в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством". (л.д.19-20).
Однако, письмом от 19.01.2012 года N --- Глава администрации Зарайского муниципального района отказал Остапенко А.М. в удовлетворении указанного выше заявления со ссылкой на то, что обеспечение жилыми помещениями граждан, нуждающихся в жилых помещениях, принятых на учет после 01 января 2005 года, осуществляется в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Поскольку семья Остапенко А.М. принята на вышеназванный учет постановлением Главы Зарайского района от 10.02.2005 года N---, оснований для признания его (Остапенко А.М.) участником Подпрограммы не имеется. (л.д.18).
По мнению суда отказ администрации Зарайского муниципального района в признании Остапенко А.М. участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы является законным.
Данный вывод основан на следующем.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050 утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011-2015 годы и входящая в ее состав подпрограмма "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы.
Вышеназванным постановлением Правительства Российской Федерации установлено, что выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы осуществляется в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы".
В подпункте "а" пункта 22 Раздела II Правил установлено, что основанием для отказа в признании гражданина участником подпрограммы является несоответствие гражданина требованиям, указанным в соответствующем подпункте пункта 5 Правил.
В подпункте "е" пункта 5 Раздела II Правил установлено, что право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со ст. 22 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Согласно ст. 22 Закона РФ от 15.05.1991 г. "О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, указанным в п. 11 ст. 13 указанного Закона, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные ст. 17 этого же Закона.
Как указано ранее, в рамках ст. 17 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", право на улучшение жилищных условий имеют граждане, вставшие на учет до 1 января 2005 г.
По делу установлено, что Остапенко А.М. постановлением Администрации Зарайского района Московской области от 10.02.2005 года N --- был поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий на основании заявления, поданного истцом 09.12.2004 года.
В качестве обоснования заявленных требований Остапенко А.М. указывает на п.7 ст.2 Закона Московской области от 12.12.2005 года N 260/2005-ОЗ "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях", согласно которому датой принятия на учет считается дата подачи заявления. В качестве нарушения права истца органом местного самоуправления указано, что в акте органа местного самоуправления нет даты постановки на учет и Закон Московской области от 12.12.2005-ОЗ "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях" указан как действующий в период рассмотрения заявления истца.
Однако Закон Московской области N 260/2005-ОЗ был принят только 12.12.2005 года. В соответствии с ч.1 ст.6 ЖК РФ акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения их в действие.
В период рассмотрения заявления истца действовало постановление Правительства Московской области от 05.02.2004 года N 51/46 "Об утверждении правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений в Московской области", в соответствии с п.16-22 которого принятие на учет граждан осуществлялось на основании решения и после проверки заявления на общественных жилищных комиссиях. В указанном постановлении отсутствуют нормы устанавливающие, что датой постановки на учет является дата подачи заявления. В п. 22 Постановления указано, что заявления рассматриваются в течение одного месяца со дня поступления в органы местного самоуправления муниципальных образований Московской области. В данном случае срок рассмотрения заявления Администрацией Зарайского муниципального района нарушен. Однако данное нарушение не повлияло на право Остапенко А.М. быть включенным в состав участников подпрограммы. Ему отказано было по другому основанию-в связи с постановкой на учет после 01.01.2005 года.
Таким образом, суд делает вывод о том, что Остапенко А.М. не отвечает нормативным признакам лица, имеющего право на включение в число участников Подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством", утвержденной постановлением Правительства РФ N 153 от 21 марта 2006 года "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, так как был принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий органом местного самоуправления после 01.01.2005 года, что подтверждается также справкой Администрации г. Зарайска, списком граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющих право на первоочередное получение жилого помещения, принятых на учет до 01.03.2005 года, по состоянию на 01.01.2012 года, где Остапенко А.М. состоит на учете под N--- с 10.02.2005 года как имеющий право в связи с отселением из зоны ЧАЭС.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Остапенко А.М. к Администрации Зарайского муниципального района о признании права на включение в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством", как гражданина, подвергнувшегося радиационному воздействию вследствие Чернобыльской катастрофы, о признании незаконным отказа Администрации Зарайского муниципального района о признании права на включение в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством", как гражданина, подвергнувшегося радиационному воздействию вследствие Чернобыльской катастрофы, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Московского областного суда через Зарайский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья Горина Р.М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.