Решение Зарайского городского суда Московской области от 19 апреля 2012 г. по делу N 2-11/12
(Извлечение)
Зарайский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Бондаренко Н.П., с участием помощника прокурора Зарайской городской прокуратуры Карасевой Е.С., при секретаре судебного заседания Дубовенко О.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N2-11/12 по иску Администрации Зарайского муниципального района Московской области к Борисовой Л. Н., Жидкову В.А., действующему от своего имени и как законный представитель несовершеннолетних Ж.Е.В., Ж.В.В., ОУФМС России по Московской области по Зарайскому муниципальному району о прекращении права собственности Борисовой Л.Н. на жилое помещение, признании за ней права собственности на предоставляемое муниципальным образованием Зарайский муниципальный район Московской области жилое помещение, о выселении собственника и членов его семьи, снятии их с регистрационного учета, обязании заключить договор мены жилых помещений, обязании Зарайского отдела УФМС России по Московской области снять ответчиков с регистрационного учета,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Зарайского муниципального района Московской области (с учётом принятых судом уточнений) обратилась в суд с иском к Борисовой Л.Н., Жидкову В.А., действующему от своего имени и как законный представитель несовершеннолетних детей Ж.Е.В., Ж.В.В., ОУФМС России по Московской области по Зарайскому муниципальному району о прекращении права собственности Борисовой Л.Н. на жилое помещение, общей площадью --- кв.м, по адресу: (адрес 1); признании за ней права собственности на предоставляемое муниципальным образованием Зарайский муниципальный район Московской области жилое помещение, общей площадью --- кв.м, по адресу: (адрес 2); о выселении Борисовой Л.Н., Жидкова В.А., Ж.Е.В., Ж.В.В. из жилого помещения по адресу: (адрес 1) со снятием с регистрационного учета по месту жительства и вселением собственника с членами семьи в предоставляемое жилое помещение, общей площадью --- кв.м. по адресу: (адрес 2); обязании Борисовой Л.Н. заключить договор мены жилых помещений; обязании ОУФМС России по Московской области по Зарайскому муниципальному району снять ответчиков с регистрационного учета, обязании Зарайского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области зарегистрировать переход к Зарайскому муниципальному району права собственности на кв.---, расположенную по адресу: (адрес 1), и переход к Борисовой Л.Н. права собственности на квартиру N---, расположенную по адресу: (адрес 1).
Иск мотивирован тем, что жилой дом, в котором ответчице Борисовой Л.Н. на праве собственности принадлежит --- часть (доля) по адресу: (адрес 1), на основании заключения межведомственной комиссии от 26.12.2008 г. N---, распоряжением главы Зарайского муниципального района от 30.12.2008 г. N--- признан аварийным и подлежащим сносу, а граждане, проживающие в квартире N--- (именно эту квартиру занимает собственник и члены его семьи: сын Жидков В.А. и несовершеннолетние внучки Ж.Е.В., Ж.В.В.) указанного дома, подлежат отселению.
Заключение межведомственной комиссии принято на основании технического обследования состояния строительных конструкций жилого дома (адрес 1), выполненного проектной мастерской ООО "---", в соответствии со ст.ст. 15, 32 ЖК РФ, постановления Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 г. N47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".
В связи с этим проживающие в указанном доме граждане, в том числе ответчики, во исполнение Адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Московской области на 2008 г." включены в адресный перечень распределения жилых помещений во вновь построенном многоквартирном жилом доме. При этом изъятие жилого помещения в аварийном многоквартирном жилом доме осуществлялось в порядке, предусмотренном ч.ч.1-3, 5-9 ст.32 ЖК РФ, с предоставлением взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения по договору мены с соблюдением требований п.5 ст.13, п.1 ст.84, ст. ст.86, 89 ЖК РФ, являющегося благоустроенным, отвечающим всем санитарным и техническим требованиям.
Взамен изымаемой квартиры N--- в аварийном и подлежащем сносу жилом доме по адресу: (адрес 1), Борисовой Л.Н. в собственность, а членам её семьи для проживания предоставляется в собственность квартира N--- в новом жилом доме по адресу: (адрес 2). При предоставлении ответчикам другого жилья соблюдены все требования законодательства, жилищные и имущественные права ответчицы не ущемлены.
Администрация Зарайского муниципального района при принятии соответствующих решений в отношении Борисовой Л.Н. действовала во исполнение Адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Московской области на 2008 - 2009 годы", а затем Адресной программы Московской области "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Московской области на 2009-2011годы с учетом необходимости стимулирования развития рынка жилья", а также принятых в соответствии с ними региональных и муниципальных актов.
У ответчиков отсутствуют основания для отказа от переселения. Их права не нарушаются. При этом ответчики от переселения отказываются, мотивируя единственным обстоятельством - желанием приобрести освобождающуюся часть дома под снос для постройки нового дома. При таких обстоятельствах истец обратился в суд с иском.
В судебном заседании представитель Администрации Зарайского муниципального района по доверенности Косиков М.Ф. поддержал заявленные требования по доводам, изложенным в иске, просил его удовлетворить.
При этом он обратил внимание суда на то, что программы переселения граждан из аварийного жилья носят специальный характер, принимающий во внимание исключительно состояние жилищного фонда. Поэтому в силу исключительного состояния жилищного фонда, в котором проживают переселяемые граждане, квартиры в аварийных домах могут не иметь потребительской ценности и какой - либо рыночной стоимости, тем более сопоставимой со стоимостью предоставляемого им взамен жилья. Сложилась судебная практика, которая указывает, что при заключении договоров между муниципальными органами и гражданами при переселении последних из ветхого и аварийного жилья преследуется особая социальная цель, в связи с чем к ним не применяются общие правила гражданского законодательства о договорах мены, предполагающие равноценность обмениваемого имущества по его рыночной стоимости. При этом равноценность обмениваемых квартир определяется в данном случае сопоставлением их физических и экономических характеристик (местоположение дома, этаж, площадь, количество комнат и т.п.) с тем, чтобы предоставляемое жилое помещение не ухудшало жилищных условий переселяемых граждан с учетом их разумных потребностей. Исходя из существа и специальных правил регулирования данных отношений, оценка рыночной стоимости аварийного жилья граждан не требуется.
В случае с ответчиками, из двух возможных альтернатив переселения, возможных для собственников жилых помещений в домах, подлежащих сносу, органом местного самоуправления принято решение о способе переселения из аварийного дома (адрес 1) - путем предоставления взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения по договору мены, с использованием жилых помещений, построенных и приобретенных в рамках адресной программы, а не выкуп жилого помещения в аварийном доме.
Представитель Администрации Зарайского муниципального района по доверенности Косиков М.Ф. настаивал на том, что при принятии решения о переселении Борисовой Л.Н. и членов её семьи из аварийного жилья, подлежащего сносу, в новое жилое помещение в многоквартирном доме по адресу: (адрес 2), истцом выполнены все условия, предусмотренные ст. 32 ЖК РФ и ст.16 Федерального закона от 21.07.2007 г. N185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно - коммунального хозяйства", целевой Адресной программы ""Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Московской области на 2008 г.".
Представитель истца указал, что заключение межведомственной комиссии о признании многоквартирного жилого дома, в котором проживают ответчики, аварийным и подлежащим сносу, и распоряжение Главы Зарайского муниципального района "О признании жилого дома по адресу: (адрес 1) аварийным и подлежащим сносу" приняты в соответствии с законом, и ему не противоречат. При совершении действий по принятию соответствующих решений компетентные органы и должностные лица не вышли за пределы своих полномочий, установленных законодательством. И эти решения не повлекли нарушения или ущемления прав и свобод ответчиков.
Реализация адресной программы на 2008 - 2009 годы на территории Зарайского муниципального района начата в 2008 г., и в связи с внесенными изменениями, продолжена в 2009 - 2011 годах в рамках Адресной программы Московской области "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Московской области на 2009-2011годы с учетом стимулирования развития рынка жилья".
Поскольку ответчики длительное время отказываются от переселения, а реализация Адресной программы Московской области "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Московской области на 2009-2011 годы с учетом стимулирования развития рынка жилья" была рассчитана только до 2011г., то в 2012 г. выселение семьи Борисовой Л.Н. и её сына, будет производиться за счет средств бюджета муниципального образования Зарайский муниципальный район Московской области, без участия средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. При этом дом из Адресной программы исключен не был.
Таким образом ни имущественные, ни жилищные права собственника Борисовой Л.Н. и членов её семьи не нарушены и у них отсутствуют основания для отказа от переселения из аварийного дома в предоставляемое жилое помещение.
Ответчик Борисова Л.Н. в судебное заседание не явилась, извещена о времени, дате и месте судебного заседания надлежащим образом. 19.04.2012 г. представила письменное заявление в котором сообщает, что по семейным обстоятельствам в судебное заседание прибыть она не может. Ходатайств об отложении слушания дела ей не представлено (л.д.192, 207).
Ответчик Жидков В.А., действующий в своих интересах и как законный представитель несовершеннолетних Ж.Е.В. и Ж.В.В., в судебном заседании иск не признал, возражал против его удовлетворения. Свои возражения он мотивировал тем, что Борисовой Л.Н., как собственнику жилого помещения (она приходится ему матерью) не было предъявлено требование о реконструкции или сносе аварийного жилого помещения. Он обращался в Министерство строительного комплекса Московской области, где ему устно пояснили, что по их сведениям его маме, как собственнику жилого помещения, должно было быть предъявлено требование о реконструкции или сносе аварийного помещения, однако фактически таких требований его маме не предъявлялось. В связи с чем, процедура выселения их семьи из спорной квартиры в новый жилой дом, не соблюдена. В Адресную программу на 2008 г. - дом (адрес 1) не включался. Он включен в Адресную программу на 2009 - 2011годы. У ответчиков "нет желания выезжать из своего дома. Сносить старый и строить на этом месте новый дом - такое желание есть". Кроме того, он считает, что по варианту выбора квартиры, в которую их хотят переселить по иску Администрации района, права его семьи ущемляются, поскольку квартира (адрес 2) находится на --- этаже, поднимать и спускать его маленьких детей неудобно. Неудобство связано и с тем, как ответчик будет добираться до машины, которая находится у него в гараже, построенном у дома (адрес 1). Выбор квартиры для переселения его не устраивает также и по тому, какая у неё планировка. Она предполагает, что он со своей семьёй, и его мама будут встречаться, а это для них неудобно, т.к. могут возникнуть конфликты. В их нынешней квартире все устроено так, чтобы разногласий не было. Также у него маленький больной ребенок, которому необходим постоянный покой, этого в новом доме обеспечено не будет.
Представитель Борисовой Л.Н. и Жидкова В.А. адвокат Зенин С.Н. возражал против удовлетворения иска. Позицию по делу он обосновал следующим:
Жилой дом по адресу: (адрес 1) включен не в Адресную программу "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Московской области" на 2008 г., а в Адресную программу Московской области "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Московской области на 2009-2011годы с учетом необходимости стимулирования развития рынка жилья". Механизм реализации указанных программ различный.
Истец положил в основу своих требований нормы Адресной программы на 2008 г., при этом по факту спорный дом в неё не вошел.
Основанием для включения дома (адрес 1) в Адресную программу 2009-2011годов является истечение установленного срока для сноса многоквартирного жилого дома собственниками помещений. В разделе 5 Приложения N2 программы - указано, что дом должен был быть снесен до 30.03.2009 г. Вместе с тем, такое требование Борисовой Л.Н. ни письменно, ни устно не предъявлялось. Каких-либо документов у Борисовой Л.Н., подтверждающих это обстоятельство, нет. Таким образом жилое помещение Борисовой Л.Н. включено в Адресную программу незаконно. Нарушена процедура принятия решения о выселении Борисовой Л.Н. с членами её семьи из квартиры, которая установлена в ч.10 ст.32 ЖК РФ.
Кроме того, в нарушение требований закона не зарегистрировано в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области решение органа местного самоуправления об изъятии жилого помещения у Борисовой Л.Н.
Истец при подаче иска не учитывает, что Борисова Л.Н. является не только собственником --- части жилого дома (адрес 1), но также и --- части земельного участка площадью --- га при нем. Требование об изъятии земли под аварийным домом к ней не предъявлялось.
Представитель ответчика ОУФМС России по Московской области по Зарайскому муниципальному району в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом, письменно просили рассмотреть дело в отсутствие представителя (л.д. 190, 204- 205). Ранее представлен письменный отзыв, в котором сообщают, что одним из оснований
снятия с регистрационного учета по месту жительства без непосредственного участия гражданина в соответствии со ст.7 Закона РФ " О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", п.13 Приказа ФМС России от 20.09.2007 г. N208 является выселение из занимаемого жилого помещения или признания утратившим (не приобретшим) право пользования жилым помещением на основании вступившего в законную силу решения суда.
При наличии данного основания ОУФМС России по Московской области по Зарайскому муниципальному району будет произведено снятие с регистрационного учета граждан Борисовой Л.Н., Жидкова В.А., Ж.Е.В., Ж.В.В. по месту жительства по адресу: (адрес 1). Решение по делу оставляют на усмотрение суда (л.д.57-58).
Жидкова К.П., привлеченная к участию в деле как законный представитель несовершеннолетних Ж.Е.В. и Ж.В.В., в судебное заседание не явилась, извещена о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим образом, причины её неявки суду неизвестны, ходатайств об отложении слушания дела не заявила (л.д.193, 200).
Представитель Отдела опеки и попечительства Министерства образования Московской области по Зарайскому муниципальному району в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом (л.д.191). В дело представлено письменное заявление с просьбой рассмотреть дело без участия представителя. Исковые требования Администрации Зарайского муниципального района поддерживают (л.д.206).
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области в судебное заседание не явился, уведомлены надлежащим образом, причины неявки суду неизвестны (л.д.188). Ранее в дело был представлен письменный отзыв, из которого следует, что возражений по иску не имеется. При этом обращают внимание суда, что в случае заключения договора мены между истцом и ответчиком, решение о возможности проведения государственной регистрации указанного договора будет приниматься по результатам проведения правовой экспертизы в соответствии со ст.13 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", т.е. необходимость в вынесении судом решения об обязании Управления провести государственную регистрацию перехода права отсутствуют. Кроме того, в случае признания права собственности Борисовой Л.Н. на предоставляемую квартиру, без заключения договора мены, для государственной регистрации права собственности Зарайского муниципального района на квартиру по адресу: (адрес 1) также необходимо решение суда, поскольку иные основания для проведения государственной регистрации отсутствуют (л.д.59).
Суд считает возможным рассмотреть настоящее дело в порядке ст.167 ГПК РФ в отсутствие не явившихся лиц, без ущерба для судебного разбирательства.
Суд, выслушав участников процесса, заключение прокурора Карасевой Е.С., полагавшей иск подлежащим удовлетворению, тщательно исследовав и юридически оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, приходит к следующему.
В силу ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (ч. 1 ст.67 ГПК РФ).
Участники процесса были согласны на рассмотрение дела по имеющимся в нем доказательствам, дополнительных суду не представили, что засвидетельствовали своими подписями (л.д.335).
Судом установлено, что 11.06.1993 г. Борисова Л.Н. приобрела в собственность по договору купли - продажи --- часть (долю) жилого дома, состоящего из двухэтажного бревенчато-кирпичного строения, находящегося по адресу: (адрес 1). Собственником других --- доли указанного жилого дома является муниципальное образование Зарайский муниципальный район Московской области в лице Администрации Зарайского муниципального района. Доля дома ответчицы в натуре не выделена. Фактически ответчики занимают однокомнатную квартиру N--- в названном доме. Указанные обстоятельства подтверждены материалами дела (л.д.38, 118, 147-152) и не оспариваются сторонами.
Распоряжением главы Зарайского муниципального района Московской области N702 от 30.12.2008 г. жилой дом по адресу: (адрес 1) признан аварийным и подлежащим сносу (л.д.41).
Указанное решение органом местного самоуправления было принято на основании Заключения о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания межведомственной комиссии при Администрации Зарайского муниципального района N9 от 26.12.2008 г. Согласно выводов, содержащихся в указанном документе, межведомственная комиссия, изучив план жилого дома, техпаспорт БТИ и заключение о техническом обследовании состояния строительных конструкций жилого дома, выполненного проектной мастерской ООО "---", приняла заключение о признании многоквартирного дома по адресу: (адрес 1), аварийным и подлежащим сносу (л.д.42).
Суд отмечает, что техническое обследование состояния строительных конструкций спорного жилого дома, проводилось проектной мастерской ООО "---" в соответствии с муниципальным контрактом N00/164 от 10.12.2008 г., заключенным между истцом и организацией - подрядчиком по результатам рассмотрения котировочной заявки о ООО "---" и признания её полностью соответствующей требованиям заказчика, что установлено решением Зарайского городского суда от 14.12.2011 г. по гражданскому делу N2-517/11 по заявлению Борисовой Л.Н. об оспаривании ненормативных правовых актов, принятых органом местного самоуправления, оставленным без изменения определением Судебной коллегией по гражданским делам Московского областного суда от 16.02.2012 г. (л.д.147 - 152, 153-155), и не оспаривается участниками процесса.
Из заключения специалистов по техническому обследованию жилого дома, с учетом требований к оценке технического состояния конструкций, содержащихся в ЗСП 13-102-2003 "Правила обследования несущих строительных конструкций", специалистами сделан вывод, что состояние цоколя, крылец входа и лестничной клетки, наружных и внутренних стен, междуэтажного перекрытия, чердачного перекрытия, дощатых полов, оконных блоков, наружных и внутренних дверей - аварийное; отмостка и гидроизоляция отсутствуют. Только состояние кровли специалисты назвали удовлетворительным. Поскольку основные несущие конструкции здания жилого дома находятся в аварийном состоянии, то общее состояние здания специалисты отнесли в IV группе, как аварийное, посчитав, что восстановление технических и эксплуатационных характеристик здания нецелесообразно. В связи с чем, рекомендовано обследуемое здание разобрать (л.д.100 - 109).
Суд отмечает, что ответчица Борисова Л.Н. не согласилась с заключением межведомственной комиссии N--- от 26.12.2008 г. и распоряжением главы администрации Зарайского муниципального района N--- от 30.12.2008 г., обжаловала ненормативные акты в суд, полагая их незаконными и необоснованными, однако в удовлетворении её требований судом отказано. Решение Зарайского городского суда от 14.12.2011 г. вступило в силу 16.02.2012 г. (л.д.147-155).
Признанный на основании указанных заключения межведомственной комиссии и распоряжения главы администрации Зарайского муниципального района аварийным и подлежащим сносу дом (адрес 1) был включен первоначально в Адресную программу Московской области "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Московской области на 2008 - 2009 годы" (л.д.9-40), утвержденную постановлением Правительства Московской области от 30.09.2008 г. N880/37 (в первой редакции), а в последующем в Адресную программу Московской области "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Московской области на 2009-2011годы с учетом стимулирования развития рынка жилья", утвержденную постановлением Правительства Московской области от 18.03.2009 года N 216/8 (л.д.212-329), как подлежащий расселению.
Изменения в правоотношениях, связанных с участием муниципального образования Зарайский муниципальный район в реализации Адресной программа на 2008-2009 годы, возникли в силу издания постановления Правительства Московской области от 26.12.2007 г. N1026/47 "О мерах по созданию в Московской области условий для предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (с изменениями, внесенными постановлением Правительства Московской области от 10.06.2008 г. N450/20, от 31.07.2009 г. N628/29), в соответствии с п.1.2. которого "средства Фонда и консолидированного бюджета Московской области, рассчитанные для муниципальных образований Московской области, которые до 01.01.2011 г. не обратились с заявками на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда или по заявкам которых до 01.01.2011 г. не было принято решение о предоставлении финансовой поддержки, распределять на пропорциональное увеличение лимитов предоставления финансовой поддержки, рассчитанных для других муниципальных образований Московской области".
При изложенных обстоятельствах муниципальное образование Зарайский муниципальный район Московской области, в отношении которого по поданной до 01.01.2011 г. заявке не было принято решение о предоставлении финансовой поддержки, в силу п.1.2 названного постановления Правительства Московской области было исключено из Адресной программы Московской области на 2008 - 2009 г.г., с последующим внесением в участники реализации Адресной программы Московской области "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Московской области на 2009-2011годы с учетом стимулирования развития рынка жилья".
Постановлением главы Зарайского муниципального района Московской области N1100/9 от 13.09.2011 г. "О заключении договора мены" принято решение изъять у Борисовой Л.Н. --- долю жилого дома, состоящего из двухэтажного бревенчато - кирпичного строения общей полезной площадью --- кв.м., в том числе, жилой площади --- кв.м. с холодными служебными постройками по адресу: (адрес 1), принадлежащую ей на праве собственности. И предоставить гражданке Борисовой Л.Н. в собственность взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение, двухкомнатную квартиру, общей площадью --- кв.м., расположенную по адресу: (адрес 2), с зачетом его стоимости в выкупную цену. Комитету по управлению имуществом Администрации Зарайского муниципального района заключить договор мены недвижимого имущества, указанного в п.1 и п.2 постановления. Осуществить мену жилыми помещениями без доплаты.
Из объяснений представителя Администрации Зарайского муниципального образования по доверенности Косикова М.Ф. следует, что в связи с отказом Борисовой Л.Н. от выселения из аварийного дома с вселением в кв.--- по адресу: (адрес 2), она была предоставлена другим участникам программы. В связи с чем, в настоящее время ответчикам предлагается для заселения и обмена --- доли в аварийном доме - кв. --- по адресу: (адрес 2). При этом изменения в Постановление главы Зарайского муниципального района Московской области N1100/9 от 13.09.2011 г. "О заключении договора мены" не вносились.
Борисовой Л.Н. данное постановление было доведено в судебном заседании 30.09.2012 г. Она не согласилась с ним, но до настоящего времени не обжаловала.
Суд полагает изданные в отношении Борисовой Л.Н. и членов её семьи органами местного самоуправления, межведомственной комиссией при органе местного самоуправления акты законными и обоснованными, поскольку они приняты в пределах компетенции и не нарушают требований федерального, регионального законодательства и муниципальных нормативных актов.
Согласно п.6-8 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. N47, многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме.
Признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Федеральный орган исполнительной власти создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации. В состав комиссии включаются представители этого федерального органа исполнительной власти. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного федерального органа исполнительной власти.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации. В состав комиссии включаются представители этого органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.
В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций.
К работе в комиссии привлекается с правом совещательного голоса собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), а в необходимых случаях - квалифицированные эксперты проектно-изыскательских организаций с правом решающего голоса.
Орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.
В силу п. 33 Положения основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие: ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований; изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.
Согласно п. 34 Положения жилые помещения, расположенные в ? кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
В соответствии с п. 42, 43, 44 Положения комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
При оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в Положении требованиям проверяется его фактическое состояние.
В силу п. 47 Положения по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции.
Решение принимается большинством голосов членов комиссии и оформляется в виде заключения. Если число голосов "за" и "против" при принятии решения равно, решающим является голос председателя комиссии. В случае несогласия с принятым решением члены комиссии вправе выразить свое особое мнение в письменной форме и приложить его к заключению.
Согласно ч.1 ст. 46 ЖК РФ решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением предусмотренных пунктами 1-3.1 ч.2 ст.44 ЖК РФ решений, которые принимаются большинством не менее 2/3 голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно ч.3 ст.48 ЖК РФ количество голосов, которым обладает каждый собственник помещения в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в данном доме, пропорционально его доле в праве общей собственности на общее имущество в данном доме.
Судом установлено, что заключение межведомственной комиссии N--- от 26.12.2008 г. о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, и распоряжение Главы Зарайского муниципального района "О признании жилого дома по адресу: (адрес 1) аварийным и подлежащим сносу" приняты в соответствии с действующим законодательством, прав, свобод и законных интересов Борисовой Л.Н., как сособственника дома, а также Жидкова В.В. и его несовершеннолетних детей, как членов семьи Борисовой Л.Н. не нарушают, что подтверждается исследованными материалами дела.
Суд обращает внимание на то, что к такому же выводу пришел Зарайский городской суд при рассмотрении гражданского дела N2-517/11 по заявлению Борисовой Л.Н. об оспаривании ненормативных правовых актов, принятых органом местного самоуправления, оставленным без изменения определением Судебной коллегией по гражданским делам Московского областного суда от 16.02.2012 г. (л.д.147 - 152, 153-155).
Суд считает, что постановление главы Зарайского муниципального района Московской области N--- от 13.09.2011 г. "О заключении договора мены", в части регулирования правоотношений об изъятии у Борисовой Л.Н. --- доли жилого дома соответствует требованиям ч.ч.1 и 2 ст.32 ЖК РФ и не нарушает прав собственника, поскольку дом признан в установленном порядке аварийным и подлежит сносу.
К доводам ответчиков о том, что решение по изъятию --- доли дома является незаконным, поскольку оно принято до решения вопроса об изъятии земельного участка под домом и не осуществлена его государственная регистрация, суд относится критически.
Действительно, как следует из материалов дела - постановлением главы Администрации Зарайского муниципального района N--- от 01.03.1993 г. за домовладением (адрес 1) закреплен земельный участок --- кв.м, в том числе за Борисовой Л.Н., которая приобрела в личную собственность --- часть домовладения, закреплен земельный участок площадью --- кв.м., в т.ч. под огородом - --- кв.м., под застройкой - --- кв.м., из территории двора общего пользования - --- кв.м. (л.д.118).
Порядок подготовки и принятия решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд определяется федеральным законодательством, в частности гражданским и земельным законодательством ст.ст.279 - 283 ГК РФ, ст.ст. 9 - 11, 49, 55, 61, 63 ЗК РФ.
В силу ч.1 ст.279 ГК РФ земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа.
Согласно ч.1 ст.283 ГК РФ в случаях, когда земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, находится во владении и пользовании на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, прекращение этих прав осуществляется применительно к правилам, предусмотренным ст.ст.279 - 282 ГК РФ.
Таким образом, суд делает суждение о том, что изъятию подлежит участок, принадлежащий его владельцу на каком - либо законном основании.
В деле отсутствуют правоустанавливающие документы на данный счет в отношении Борисовой Л.Н..
В качестве документа подтверждающего, что земельный участок Борисовой Л.Н. выделен ей на праве собственности ответчиком суду представлено только свидетельство --- от 03.03.1993 г (л.д.119). Вместе с тем, оценивая его суд отмечает, что свидетельство является только лишь правоподтверждающим актом, а не правоустанавливающим документом о праве на землю.
Кроме того, говорить об указанном участке, в том смысле, который придается понятию земельный участок в ст. 11.1 Земельного кодекса РФ, как "часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами" оснований не имеется. Стороны по делу не опровергали того, что участок не сформирован, границы его при доме (адрес 1) не определены. А следовательно, обязанности для принятия органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, суд при изложенных обстоятельствах не усматривает.
Суд полагает подтвердившимися те обстоятельства, что с октября 2009 г. ответчикам было известно о реализации Адресной программы Московской области "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Московской области на 2009-2011годы с учетом стимулирования развития рынка жилья", утв. постановлением Правительства Московской области от 18.03.2009 года N 216/8, а, следовательно, о предстоящем изъятии жилого помещения, в котором они проживают, сносе в срок до 30.03.2009 г. аварийного дома, как это установлено в Приложении N2 к Программе (п.24), как необходимых условиях реализации программы на территории муниципального района. К такому выводу суд приходит после исследования и анализа переписки истца с ответчиком Борисовой Л.Н.(л.д.43 - 44) и пояснений участников процесса в суде.
Судом установлено, что постановление главы Зарайского муниципального района Московской области N--- от 13.09.2011 г. "О заключении договора мены" не было направлено для государственной регистрации, в силу отказа ответчиков от переселения в жилое помещение в (адрес 2).
Рассматривая возражения ответчиков в указанной части, суд отмечает, что закон (ч.3 ст.32 ЖК) РФ устанавливает обязанность органа местного самоуправления зарегистрировать решение об изъятии жилого помещения.
При этом сроков такого обращения за регистрацией решения об изъятии в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, законодатель не предусмотрел.
Суд делает суждение, что наличие или отсутствие регистрации решения имеет правовое значение только в случае, когда в качестве способа обеспечения прав переселяемого из аварийного жилищного фонда гражданина, выбран выкуп его жилого помещения, поскольку в силу ч.4 ст.32 ЖК РФ выкуп жилого помещения до истечения года со дня получения собственником уведомления о принятом решении об изъятии жилого помещения и дате его регистрации, не допускается без согласия собственника.
Между тем в отношении Борисовой Л.Н. принято решение об изъятии жилого помещения в аварийном доме с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения в доме - новостройке по адресу: (адрес 2) на условиях договора мены.
В связи с чем, до заключения такого договора истец не лишен права предоставить в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области постановление главы Зарайского муниципального района Московской области N--- от 13.09.2011 г. для регистрации.
Суд считает необходимым отметить, что способ участия в реализации адресной программы для Зарайского муниципального района, как и для других муниципальных образований, закреплен в Разделе 6 "Механизм реализации программы". В абз.1 этого раздела установлено, что "переселение граждан будет осуществляться в жилые помещения, приобретаемые в многоквартирных домах, строительство которых не завершено и строительная готовность которых составляет не менее чем семьдесят процентов от предусмотренной проектной документацией готовности таких многоквартирных домов". Такой механизм сформирован с учетом достижения одной из главных задач адресной программы - стимулирование развития рынка жилья (абз.1 Раздел 2).
Суд соглашается с доводами представителя истца о том, что программы переселения граждан из аварийного жилья носят специальный характер. В связи с чем, в первую очередь, оценивается состояние жилищного фонда, в котором проживают переселяемые граждане.
Квартиры в аварийных домах могут не иметь потребительской ценности и какой - либо рыночной стоимости, тем более сопоставимой со стоимостью предоставляемого им взамен жилья. При заключении договоров между муниципальными органами и гражданами при переселении последних из ветхого и аварийного жилья преследуется особая социальная цель, в связи с чем к ним не применяются общие правила гражданского законодательства о договорах мены, предполагающие равноценность обмениваемого имущества по его рыночной стоимости. При этом равноценность обмениваемых квартир определяется в данном случае сопоставлением их физических и экономических характеристик (местоположение дома, этаж, площадь, количество комнат и т.п.) с тем, чтобы предоставляемое жилое помещение не ухудшало жилищных условий переселяемых граждан с учетом их разумных потребностей. Исходя из существа и специальных правил регулирования данных отношений, оценка рыночной стоимости аварийного жилья граждан не требуется.
Постановлением главы Зарайского муниципального района Московской области N--- от 13.09.2011 г. "О заключении договора мены" предусмотрен равноценный обмен жилыми помещениями без доплаты.
Из предложений истца, отраженных в уточненном иске, ответчикам для заселения предлагается двухкомнатная квартира --- по адресу: (адрес 2), общей площадью --- кв.м, расположенная на --- этаже.
При этом ответчиков предлагается выселить из однокомнатной квартиры ---, общей площадью --- кв.м., расположенной на --- этаже по адресу: (адрес 1).
Таким образом жилищные условия собственника Борисовой Л.Н. и членов её семьи не нарушаются.
Документального подтверждения тому, что несовершеннолетним детям ответчика Жидкова В.А. противопоказано с медицинской точки зрения проживание на --- этаже, суду представлено не было.
Доводы Жидкова В.А. и адвоката Зенина С.Н. о том, что планировка в новой квартире для семьи Борисовой Л.Н. и Жидкова В.А. является неудобной, суд полагает надуманными.
Принимая настоящее решение, суд исходит из опасного оставления собственника Борисовой Л.Н. и членов её семьи для проживания в доме, который в 2008 г. признан аварийным и подлежит сносу. Проживание в указанном доме вызывает обеспокоенность в связи с наличием реальной опасности для жизни и здоровья проживающих в нем граждан.
Судом установлено, что из дома (адрес 1) выселены все прежние жильцы, за исключением семьи ответчиков.
В качестве обоснования отказа от выселения в другое благоустроенное помещение - ответчица Борисова Л.Н. ссылается на желание выкупить принадлежащие муниципальному образованию Зарайский муниципальный район - --- доли спорного жилого дома и земельного участка под ним.
Существенные условия по договору мены, предложенные истцом ответчику Борисовой Л.Н., заключаются в осуществлении мены на условиях передачи в собственность от Борисовой Л.Н. к муниципальному образованию Зарайский муниципальный район Московской области --- доли в праве общей долевой собственности на жилой дом по адресу: (адрес 1), в обмен на передачу в собственность от муниципального образования Зарайский муниципальный район Московской области к Борисовой Л.Н. квартиры --- по адресу: (адрес 2), и взаимном принятии сторонами передаваемых жилых помещений, без доплаты.
Предложения истца полностью соответствуют нормам ст. 567 - 571 ГК РФ.
При таких обстоятельствах, суд считает необходимым требования Администрации Зарайского муниципального района в части выселения ответчиков из жилого помещения в аварийном доме, и обязании Борисову Л.Н. заключить договор мены на обозначенных выше условиях, удовлетворить.
Требования истца о прекращении права собственности Борисовой Л.Н. на жилое помещение N--- в аварийном доме, не подлежат удовлетворению, поскольку права на конкретные жилые помещения в аварийном доме Борисова Л.Н. не приобрела. Как установлено судом ей принадлежит --- доля спорного дома по адресу: (адрес 1), которая в натуре ей не выделена. При этом требование о прекращении права общей долевой собственности ответчицы на --- долю в спорном доме истец не заявляет.
Основания прекращения права собственности определены в ст. 235 ГК РФ. В том числе среди оснований указано прекращение права при отчуждении собственником своего имущества другим лицам (ч.1 ст. 235 ГК РФ).
Не подлежат удовлетворению требования истца о признании за Борисовой Л.Н. права собственности на жилое помещение - квартиру N--- по адресу: (адрес 2).
Основания приобретения права собственности установлены в ст.218 ГК РФ. Заключение договора о приобретении вещи относится в числу таковых (ст. 223 ГК РФ).
Поскольку суд своим решением обязал ответчика Борисову Л.Н. заключить договор мены, по которому она принимает в собственность квартиру N--- по адресу: (адрес 2), то указание на признание за ней права собственности на это жилое помещение в решении не требуется.
В соответствии со ст.7 Закона РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", п.13 Приказа ФМС России от 20.09.2007 г. N208 решение суда о выселении из занимаемого жилого помещения является самостоятельным основанием для снятия с регистрационного учета граждан по месту жительства.
Что касается требования истца об обязании Отделения Управления Федеральной миграционной службы России по Московской области по Зарайскому муниципальному району снять с регистрационного учета по месту жительства ответчиков, то следует отметить, что в рассматриваемом случае данное требование фактически направлено на обход существующего порядка осуществления права на снятие ответчиков с регистрации.
В данном случае истец не лишен правовой возможности в установленном порядке обратиться в ОУФМС России по Московской области по Зарайскому муниципальному району с соответствующим заявлением, с приложением судебного акта, для принятия этим органом решения о снятии ответчиков с регистрационного учета.
В связи с чем, основания для удовлетворения требований Администрации Зарайского муниципального района в указанной части также отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Администрации Зарайского муниципального района Московской области удовлетворить частично.
Выселить Борисову Л.Н., Жидкова В.А., несовершеннолетних Ж.Е.В., Ж.В.В. из жилого помещения, общей площадью --- кв.м., расположенного по адресу: (адрес 1), в связи с признанием жилого дома аварийным и подлежащим сносу, с предоставлением Борисовой Л.Н. на праве собственности и членам её семьи Жидкову В.А., несовершеннолетним Ж.Е.В., Ж.В.В. для проживания жилого помещения, общей площадью --- кв.м., расположенного по адресу: (адрес 2).
Обязать Борисову Л.Н. заключить договор мены жилыми помещениями, по условиям которого принадлежащая муниципальному образованию "Зарайский муниципальный район" Московской области на праве собственности квартира N---, общей площадью ---кв.м., расположенная по адресу: (адрес 2), передается от муниципального образования "Зарайский муниципальный район" Московской области в собственность Борисовой Л.Н., и ею принимается, в обмен на --- долю в праве общей долевой собственности (в виде квартиры N---, общей площадью --- кв.м.) на жилой дом, расположенный по адресу: (адрес 1), которая на праве собственности передается Борисовой Л.Н. муниципальному образованию "Зарайский муниципальный район" Московской области, и им в лице уполномоченных органов принимается, без взимания доплат.
В удовлетворении требований Администрации Зарайского муниципального района Московской области о прекращении права собственности Борисовой Л.Н. на жилое помещение, признании за ней права собственности на предоставляемое муниципальным образованием "Зарайский муниципальный район" Московской области жилое помещение, снятии Борисовой Л.Н., Жидкова В.А., несовершеннолетних Ж.Е.В., Ж.В.В. с регистрационного учета по месту жительства, обязании Зарайского отдела УФМС России по Московской области снять ответчиков с регистрационного учета, отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Московского областного суда через Зарайский городской суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение судом принято 26 апреля 2012 года.
Судья Н.П. Бондаренко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.