Решение Ивантеевского городского суда Московской области от 15 февраля 2012 г. по делу N 2-256/12
(Извлечение)
Ивантеевский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Колчиной М. В.,
при секретаре Соловьевой А. В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-256/12 по иску прокурора города Ивантеевки Московской области к муниципальному унитарному предприятию "Городской информационно-расчётный центр" об обязании провести аттестацию рабочих мест,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор города Ивантеевки Московской области обратился в суд с исковыми требованиями в порядке пункта 1 статьи 45 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации в интересах неопределённого круга лиц к муниципальному унитарному предприятию "Городской информационно-расчётный центр" (далее по тексту - Предприятие) об обязании провести аттестацию рабочих мест.
В обоснование своих требований прокурор указал, что по результатам проверки Предприятия были выявлены нарушения требований трудового законодательства в сфере охраны труда, а именно установлено, что Предприятием не проведена аттестация рабочего места по условиям труда по должностям - "данные изъяты". Поскольку круг сотрудников Предприятия, исполняющих указанные должностные обязанности в соответствии со штатным расписанием, персонифицировано изменчив, выявленные нарушения требований трудового законодательства ущемляют права неопределённого круга лиц на обеспечение безопасных условий и охраны труда. В связи с чем, прокурор просит обязать Предприятие провести аттестацию рабочих мест по условиям труда по указанным должностям.
В судебном заседании помощник прокурора Здобнов Е. А. заявленные требования поддержал в полном объёме.
Представитель ответчика по доверенности Руденко Т. В. против заявленных требований возражала и пояснила, что Предприятие является бюджетной организацией и не имеет достаточных средств для проведения аттестации рабочих мест. Кроме того просила учесть, что в настоящее время Предприятие заключило с аккредитованной в области охраны труда организацией договор на выполнение работ по аттестации рабочих мест.
Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд находит заявленные прокурором требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со статьёй 209 Трудового Кодекса Российской Федерации:
Безопасные условия труда - условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов.
Рабочее место - место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя?
Аттестация рабочих мест по условиям труда - оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда?
В силу статьи 212 Трудового Кодекса Российской Федерации:
Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.
Работодатель обязан обеспечить:
безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов;?
соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте;?
проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда;?
Вопросы деятельности работодателей - юридических лиц и физических лиц (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями), по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда, оформлению и использованию результатов аттестации, а также по определению методов проведения аттестации рабочих мест по условиям труда регулируются Порядком проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утверждённым приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 апреля 2011 года N 342н.
В соотвествии с требованиями указанного Порядка аттестация проводится в целях оценки условий труда на рабочих местах и выявления вредных и (или) опасных производственных факторов (пункт 2). Аттестации подлежат все рабочие места работодателя (пункт 4). Обязанности по обеспечению проведения аттестации возлагаются на работодателя. Аттестацию проводят совместно работодатель и аттестующая организация, привлекаемая работодателем для выполнения работ по аттестации, на основании договора гражданско-правового характера (пункт 6). Сроки проведения аттестации устанавливаются работодателем исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет. Указанный срок отсчитывается от даты завершения проведения предыдущей аттестации. За дату начала проведения очередной аттестации принимается дата издания приказа работодателя об утверждении состава аттестационной комиссии и графика аттестации. Аттестация вновь организованных рабочих мест должна быть начата не позднее чем через 60 рабочих дней после ввода их в эксплуатацию (пункт 8). После проведения аттестации работодатель в течение 10 календарных дней с даты издания приказа о завершении аттестации и утверждении отчета об аттестации на бумажном и электронном носителях направляет сводную ведомость результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, а также сведения об аттестующей организации в государственную инспекцию труда в субъекте Российской Федерации (пункт 45).
Материалами дела установлено:
Как следует из устава, утверждённого ДД.ММ.ГГГГ, в соотвествии с постановлением Главы "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N создано муниципальное унитарное предприятие "Городской информационно-расчётный центр", которое является юридическим лицом, коммерческой организацией, от своего имени приобретает имущественные и личные неимущественные права и несёт обязанности. В частности, Предприятие обязано обеспечивать своим работникам безопасные условия труда (пункт 4.2. устава).
По результатам проверки исполнения требований трудового законодательства в сфере охраны труда установлено, что в соотвествии со штатным расписанием, введённым с 01 февраля 2011 года, на Предприятии утверждены "данные изъяты" должностей и установлено "данные изъяты" рабочих мест. По "данные изъяты" рабочим местам ДД.ММ.ГГГГ проведена аттестация рабочих мест по условиям труда. По "данные изъяты" рабочим местам по должностям - "данные изъяты", аттестация рабочих мест не проводилась.
Оценив представленные и исследованные в судебном заседании доказательства, суд соглашается с доводами прокурора и приходит к выводу о том, что со стороны Предприятия имеет место нарушение требований трудового законодательства в сфере охраны труда, а именно не проведена аттестация "данные изъяты" рабочих мест, что не оспаривается стороной ответчика. Тогда как суд учитывает, что аттестация вновь организованных рабочих мест должна быть начата не позднее чем через 60 рабочих дней после ввода их в эксплуатацию, что исполнено не было. Поскольку указанные нарушения ущемляют права неопределённого круга лиц, претендующих на занятие указанных должностей, на обеспечение безопасных условий и охраны труда, с целью пресечения действий, нарушающих указанные конституционные права граждан, на Предприятие должна быть возложена обязанность провести аттестацию рабочих мест по условиям труда. Учитывая порядок проведения аттестации и время, необходимое для её проведения, суд считает, что аттестация должна быть проведена ответчиком в срок не позднее 01 августа 2012 года.
Доводы ответчика о том, что Предприятие является бюджетной организацией, не могут быть приняты судом во внимание в качестве освобождения от обязанности проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, поскольку такая обязанность возлагается на всех без исключения работодателей - юридических лиц, независимо от их формы, именно с целью обеспечения безопасности рабочих мест с пресечением возможности причинения вреда жизни или здоровью работников.
То обстоятельство, что на момент рассмотрения настоящего спора между Предприятием и аккредитованной в области охраны труда организацией заключён договор, предметом которого является выполнение работ по аттестации рабочих мест Предприятия, также не является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку само по себе заключение договора на выполнение работ по аттестации не свидетельствует о надлежащем проведении аттестации, порядок проведения которой включает в себя также оформление организационно-штатной документации и, непосредственно, оценку условий труда.
Руководствуясь статьями 195-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора города Ивантеевки Московской области к муниципальному унитарному предприятию "Городской информационно-расчётный центр" об обязании провести аттестацию рабочих мест удовлетворить.
Обязать муниципальное унитарное предприятие "Городской информационно-расчётный центр" провести аттестацию рабочих мест по условиям труда по должностям - "данные изъяты", в срок не позднее 01 августа 2012 года.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд путём подачи апелляционной жалобы в Ивантеевский городской суд в течение одного месяца со дня его составления в мотивированной форме.
Председательствующий Колчина М. В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.