Клинский городской суд Московской области в составе:
Председательствующего судьи КОРЕНЕВОЙ Н.Ф.,
при секретаре Асеевой З.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Литвин А. В., заинтересованное лицо ФБУ "Кадастровая палата" по Московской области, об обжаловании отказа в учете изменений объекта недвижимости,
УСТАНОВИЛ:
Заявитель обратился в суд с вышеуказанным заявлением, мотивируя его тем, что /дата/ его представителем были поданы документы в ФБУ "Кадастровая палата", по Московской области, Клинский отдел, для учета изменений объекта недвижимости, а именно земельного участка, расположенного по адресу: /адрес/.
/дата/ было принято решение /номер/ об отказе в учете изменений объекта недвижимости. Основанием отказа послужило нарушение требований ст.38 ФЗ N221 от 24.07.2007 года "О государственном кадастре недвижимости" и требований к подготовке межевого плана, а именно: межевой план составлен с нарушением требований к его оформлению (п.68 и п.69 Требований (неуказанны сведения о правообладателях смежных земельных участков, вид права и т.п.), в нарушение ч.1ст.39 ФЗN221-ФЗ, местоположение границ земельных участков не согласовано со всеми заинтересованными лицами. Заявитель не согласен с принятым решением, указав, что согласование местоположения границ земельного участка по /адрес/ проводилось посредством собрания заинтересованных лиц, так как отсутствовали сведения о почтовых адресах правообладателей соседних участков. Правообладатели смежных земельных участков, а также их доверенные лица на собрание заинтересованных по согласованию границ земельного участка заявителя не явились, документов не представили. Обязанность по предоставлению таких документов лежит на правообладателе смежных земельных участков, данная информация является конфиденциальной и в случае ее не предоставления собственником земельного участка, получить ее невозможно в силу закона. Заявитель считая, что решение ФБУ "Кадастровая палата по Московской области отдел кадастрового учета /номер/, от /дата/ /номер/, об отказе в учете изменений объекта недвижимости является незаконным, подлежащим отмене, ссылаясь на нормы действующего законодательства, обращается в суд с заявлением об обжаловании отказа в учете изменений объекта недвижимости, просит свое заявление удовлетворить, полагает, что принадлежащий ему земельный участок должен быть поставлен на кадастровый учет.
В судебном заседании представитель Литвин А.А., Решетова О.А., поддержала заявление по основаниям, указанным в заявлении. Просила признать незаконным решение ФБУ "Кадастровая палата" по Московской области, отдел кадастрового учета /номер/, от /дата/ /номер/, поскольку этот отказ нарушает права и законные интересы заявителя. Заявление и представленные для кадастрового учета документы по форме и содержанию соответствуют требованиям ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", заявителем были выполнены все требования закона.
Представитель ФБУ "Кадастровая палата" по Московской области, в судебном заседании не присутствовал, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен, об уважительности причин неявки в суд не сообщил, о рассмотрении дела в его отсутствие не просил.
Выслушав представителя заявителя, проверив материалы дела, с учетом представленных сторонами доказательств, суд полагает, что заявление Литвин А.В. подлежит удовлетворению.
Согласно решению ФБУ "Кадастровая палата" по Московской области (отдел кадастрового учета /номер/), от /дата/ /номер/ об отказе в учете изменений объекта недвижимости, Литвин А.В. отказано в государственном кадастровом учете изменений земельного участка с кадастровым номером /номер/ части сведений о местоположении границы и площади на основании пункта 2 части 2 ст.27 Закона ( /данные изъяты/). Из данного решения следует, что "на основании рассмотрения представленных документов выявлено, что в нарушение требований ст.38 Закона от 24.07.2007 года N221-ФЗ, Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 года N412. представленный с заявлением о государственном кадастровом учете межевой план составлен с нарушением требований к его оформлению:
Реквизит "6" раздела "Сведения об уточняемых земельных участках и их частях" составлен в нарушение п.68 и п.69 Требований( не указаны сведения о правообладателях смежных земельных участках по границам н1-н2,3-4,4-н5, н5-н1, вид права, адрес для связи с правообладателями смежных земельных участков, не приведены реквизиты документов о правах на смежные земельные участки, в том числе выписки о зарегистрированных правах (ограничениях, обременениях), выданных органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество и сделок с ним; в нарушении ч.1 ст.39 Закона, местоположение границ земельных участков не согласовано со всеми заинтересованными лицами, указанными в ч.3 ст.39 Закона (границы н1-н2,3-4,4-н5, н5-н)..
Земля относится к недвижимому имуществу, и право собственности на него возникает по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами и подлежит государственной регистрации в порядке, установленном действующим законодательством.
В ходе рассмотрения дела было установлено, что у истца в собственности находится земельный участок площадью /площадь/, расположенный по адресу: /адрес/, имеется постановление Главы администрации территории г /адрес/ /номер/ от /дата/( /данные изъяты/).
Данное постановление никто не отменял, не признавал недействительным.Документами, устанавливающими права на земельные участки, являются решения, постановления, распоряжения, принимаемые органом, в компетенции которого находится право принятия данного правового акта.
В соответствии с п.9 статьи 3 Федерального закона N 137 ФЗ от 25.10.2001 г. "О введении в действие Земельного кодекса РФ" государственные акты, свидетельства и другие документы, выданные гражданам или юридическим / лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Таким образом, право собственности Литвин А.В. на указанный земельный участок подтверждено правоустанавливающими документами. Это право никто не оспаривал, не признавал недействительным,
Земельный участок площадью /площадь/ кв.м. был поставлен на кадастровый учет ( /данные изъяты/).
Из материалов дела усматривается, что заявителем были проведены работы по межеванию принадлежащего ему земельного участка, кадастровым инженером был составлен межевой план в целях уточнения местоположения границ участка Литвин А.В. и постановки его на кадастровый учет, последующей регистрации права собственности на этот участок.
Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон) в частях 3 - 5 статьи 1 закрепляет, что государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе. Кадастровой деятельностью является выполнение управомоченным лицом (кадастровый инженер) в отношении недвижимого имущества в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом, работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления кадастрового учета сведения о таком недвижимом имуществе. В соответствии с Федеральным законом осуществляется кадастровый учет земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.
Согласно ст.27 ФЗ "О государственном кадастре" "При кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета также в случае, если:
2) при уточнении указанных границ нарушен установленный настоящим Федеральным законом порядок согласования местоположения границ земельных участков или местоположение указанных границ в соответствии с настоящим Федеральным законом не считается согласованным, за исключением случаев признания указанных границ уточненными в порядке разрешения земельного спора.
Суд пришел к выводу, что при проведении межевания вышеуказанного земельного участка с кадастровым номером /номер/ кадастровым инженером ООО " К." не были нарушены требования Федерального закона " О государственном кадастре недвижимости" N 221-ФЗ от 24.07.2007 г., касающиеся порядка согласования местоположения границ земельных участков.
В соответствии со статьей 39 ФЗ "Огосударственном кадастре недвижимости" местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с лицами, обладающими смежными земельными участками (заинтересованные лица), в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений одного из указанных земельных участков, в связи с уточнением местоположения его границ, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования".
Статья 38. указанного закона предусматривает, что "межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
3. Если в соответствии со статьей 39 настоящего Федерального закона местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования.
Статья 39 вышеназванного закона гласит, что "местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
Предметом указанного в части 1 настоящей статьи согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка".
Согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве: собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, аренды.
Законом предусмотрено, что " результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.
2. Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей, за исключением предусмотренного частью 3 настоящей статьи случая.
3. Если надлежащим образом извещенное заинтересованное лицо или его представитель в установленный срок не выразили свое согласие посредством заверения личной подписью акта согласования местоположения границ либо не представили свои возражения о местоположении границ в письменной форме с их обоснованием, местоположение соответствующих границ земельных участков считается согласованным таким лицом, о чем в акт согласования местоположения границ вносится соответствующая запись. К межевому плану прилагаются документы, подтверждающие соблюдение установленного настоящим Федеральным законом порядка извещения указанного лица. Данные документы являются неотъемлемой частью межевого плана.
4. Если местоположение соответствующих границ земельных участков не согласовано заинтересованным лицом или его представителем и такое лицо или его представитель представили в письменной форме возражения относительно данного согласования с обоснованием отказа в нем, в акт согласования местоположения границ вносятся записи о содержании указанных возражений. Представленные в письменной форме возражения прилагаются к межевому плану и являются его неотъемлемой частью".
Судом было установлено, что в акте установления и согласования местоположения границ земельного участка Литвин А.В. имеются записи (кадастровые номера) о смежных участках, Поскольку заявителю не удалось установить правообладателей этих участков, то о проведении кадастровых работ по уточнению местоположения границ земельного участка, расположенного по адресу: /адрес/, всем заинтересованным лицам было сообщено через газету " /данные изъяты/" /дата/, за месяц до проведения кадастровых работ ( /данные изъяты/). Данные действия кадастрового инженера соответствуют нормам действующего законодательства. Возражений относительно данного согласования с обоснованием отказа в нем ни от кого из заинтересованных лиц не поступило.
При уточнении границ земельного участка, их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании ( /данные изъяты/)"..
В соответствии с Приказом Минэкономразвития РФ от 24.11.2008 N 412 "Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков" (вместе с "Требованиями к подготовке межевого плана") "69. При отсутствии в сведениях ГКН, на основе которых подготовлен межевой план, информации о правообладателях смежных земельных участков, указанные в пункте 68 Требований сведения вносятся в межевой план на основании представленных правообладателями смежных земельных участков документов о правах на земельные участки, в том числе выписок о зарегистрированных правах (ограничениях (обременениях) прав), выданных органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. При этом в графе "3" реквизита "6" раздела "Сведения об уточняемых земельных участках и их частях" дополнительно приводятся реквизиты таких документов".
В письме Минэкономразвития РФ от 25.03.2011 года NД23-1257 указано, "что, по мнению, Департамента недвижимости, в реквизите "6", раздела "Сведения об уточняемых земельных участках и их частях" межевого плана приводятся сведения о всех заинтересованных лицах, принимавших участие в согласовании местоположения границ земельных участков. При этом в случае невозможности получения сведений, указанных в п.68 Требований, в том числе способом, предусмотренным п.69 Требований, по мнению Департамента недвижимости, при подготовке межевого плана в реквизите 6 раздела "Сведения об уточняемых земельных участках и их частях" межевого плана в соответствии с п.21 Требований, проставляется знак "-", что и было сделано кадастровым инженером при изготовлении межевого плана.
Обязанность по предоставлению правоустанавливающих документов лежит на правообладателях смежных земельных участков. Данная информация является конфиденциальной и в случае ее непредставления правообладателями земельных участков, ее невозможно было получить заявителем, им были предприняты все меры по установлению смежных землепользователей.
Таким образом, суд полагает, что решение об отказе в учете изменений объекта недвижимости /номер/ от /дата/, принятое ФБУ "Кадастровая палата" по Московской области отдел кадастрового учета /номер/, должно быть отменено, поскольку нарушает права заявителя, является незаконным, противоречащим нормам действующего законодательства, что нарушает права Литвин А.В., т.к. местоположение границ земельных участков было в обязательном порядке согласовано с лицом, обладающим смежным земельным участком (заинтересованным лицом) в установленном законом порядке, его границы были согласованы в соответствии с требованиями закона, оснований отказать в постановке на кадастровый учет не имелось.
Решение /номер/ об отказе в учете изменений объекта недвижимости, принадлежащего заявителю Литвин А.В., вынесенное ФБУ "Кадастровая палата" по Московской области, отдел кадастрового учета /номер/, /дата/, принято с нарушением требований закона. Суд считает, что имеются правовые основания для его отмены, поскольку орган кадастрового учета неправомерно отказал заявителю в учете изменений объекта недвижимости на основании представленных для кадастрового учета документов и межевого плана. Имеются все основания для удовлетворения заявления Литвин А.В. и возложения на ФБУ "Кадастровая палата" по Московской области, отдел кадастрового учета /номер/, обязанности поставить на учет изменения в объекте недвижимости и выдать кадастровые планы (паспорта) на земельный участок.
Руководствуясь ст.ст.194, 197-199, 254 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать решение ФБУ "Кадастровая палата" отдел кадастрового учета /номер/, /номер/ от /дата/ об отказе в учете изменений объекта недвижимости, незаконным.
Обязать ФБУ "Кадастровая палата" по Московской области поставить на учет изменения в объекте недвижимости и выдать кадастровые планы (паспорта) на земельный участок.
Решение может быт обжаловано в Московский областной суд через Клинский городской суд в течении одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.Ф. Коренева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.