Клинский городской суд Московской области, в составе председательствующего:
судьи Кореневой Н.Ф.
при секретаре Асеевой З.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лукичевой Н.И. к Федеральному агентству лесного хозяйства (Рослесхоз), 3-и лица ФГУ "Мособллес", ФГУ "Мособллес", Клинский филиал, филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области, о признании права собственности на земельный участок, о признании отсутствующим права федеральной собственности на земельный участок, в части границ земельного участка, принадлежащего истцу, об установлении границ земельных участков,
УСТАНОВИЛ:
Истица обратилась первоначально в суд с иском о признании права собственности на земельный участок, о признании отсутствующим права федеральной собственности на земельный участок, в части границ земельного участка, принадлежащего истцу, о признании недействительным кадастрового учета из земель лесного фонда в части границ земельного участка истицы и об установлении границ земельного участка истицы.
В ходе рассмотрения дела представитель истицы, полномочия которого подтверждены нотариально удостоверенной доверенностью, уточнил исковые требования и окончательно просил признать право собственности на земельный участок, признать отсутствующим права федеральной собственности на земельный участок, в части границ земельного участка, принадлежащего истцу и установить границы земельных участков.
Иск был мотивирован следующими доводами.На основании постановления Главы Администрации Клинского района /номер/ от /дата/, Лукичевой Н.И. в собственность был выделен земельный участок площадью /площадь/, расположенный по адресу: /адрес/. Истица является членом СНТ " Щ." с /дата/ года пользуется земельным участком. Имеет свидетельство о праве собственности на землю. С указанного времени осваивает данный участок. В результате проведенных работ по межеванию принадлежащего истице участка, фактическая площадь участка составила /площадь/. На основании решения от /дата/, ФБУ "Кадастровая палата" по Московской области приостановила осуществление кадастрового учета данного участка в связи с тем, что границы спорного участка истицы пересекают границы участка лесного фонда площадью /площадь/ кв.м с кадастровым номером /номер/. Было выяснено, что права на данный участок не зарегистрированы. Участок, на который идет наложение, находится в федеральной собственности и входит в зону ответственности Клинского лесничества. Границы земельного участка из земель лесного фонда, находящегося в федеральной собственности, не были согласованы с истицей, как с правообладателем смежного земельного участка. По сведениям, содержащимся в государственном кадастре объектов недвижимости, земельный участок истицы должен находиться на территории, которая охватывается границами земельного участка лесного фонда. Истица полагает, что данное несоответствие явилось следствием ненадлежащего определения границ земельного участка лесного фонда, а потому кадастровый учет этого земельного участка является недействительным в части границ земельного участка истца, а право федеральной собственности на нее отсутствующим, поскольку истица является собственником своего земельного участка и правовых оснований для лишении ее права собственности на этот участок не было.
В судебном заседании стороны не присутствовали. О времени и месте рассмотрения дела были уведомлены.
От представителя истицы поступило ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие, исковые требования поддерживают в полном объеме.
От представителя Рослесхоза также поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Рослесхоза в порядке ч.5 ст.167 ГПК РФ.
Ответчик Рослесхоз и ФГУ "Мособллес" Клинский филиал, представили суду письменные возражения по иску.
Проверив материалы дела, с учетом мнения сторон, с учетом представленных сторонами доказательств, суд пришел к следующему выводу.
На основании постановления Главы Администрации Клинского района /номер/ от /дата/, истице в собственность был выделен земельный участок площадью /площадь/., расположенный по адресу: /адрес/. Истица является членом СНТ " Щ." с /дата/ года, пользуется земельным участком, имеет свидетельство о праве собственности на землю.
Лукичева Н.И. провела работы по межеванию своего земельного участка, фактическая площадь участка составила /площадь/., были определены координаты характерных точек принадлежащего ей земельного участка, по утверждению истицы, фактические границы ее участка не менялись с /дата/.
Исходя из заявления Лукичевой Н.И., кадастровое дело, составленное инженером ООО " Ю.", было передано в Клинский отдел ФБУ "Кадастровая палата" по Московской области для постановки на кадастровый учет спорного земельного участка. Однако на основании решения от /дата/, ФБУ "Кадастровая палата" по Московской области приостановила осуществление кадастрового учета данного участка в связи с тем, что границы участка истицы пересекают границы участка лесного фонда площадью /площадь/ с кадастровым номером /номер/.
Истица просит признать за ней право собственности на земельный участок площадью /площадь/ кв.м., при этом ссылается на Решение Совета депутатов Клинского муниципального района от 21.02.2007 года N 4\38 " О минимальном размере превышения площади земельного участка, находящегося в собственности гражданина.
Согласно Решению СОВЕТ ДЕПУТАТОВ КЛИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ от 21 февраля 2007 г. N 4/38 "О МИНИМАЛЬНОМ РАЗМЕРЕ ПРЕВЫШЕНИЯ ПЛОЩАДИ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА, НАХОДЯЩЕГОСЯ В СОБСТВЕННОСТИ ГРАЖДАНИНА (в ред. решения Совета депутатов Клинского муниципального района МО от 25.10.2007 N 6/45), " учитывая, что граждане имеют в собственности земельные участки, документальная площадь которых не совпадает с фактической и из превышающей площади нельзя сформировать самостоятельный участок, на основании ст. 33 Земельного кодекса РФ и ст.3 и 5 ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества" N 93-ФЗ от 30.06.2006, Совет депутатов Клинского муниципального района решил:
Установить минимальные размеры земельных участков, свободных от прав третьих лиц, составляющие разницу между площадью участка, находящегося в собственности по документу, и площадью фактического пользования, в целях получения сведений об уточненной площади для государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности гражданина на земельный участок для:
Личного подсобного хозяйства приусадебного использования и индивидуального жилищного строительства в сельской местности - 500 кв.м".
Однако суд пришел к выводу, с учетом норм действующего лесного законодательства и возражений по иску ответчика, у истицы нет правовых оснований для признания за ней право собственности на земельный участок, фактическая площадь которого составляет /площадь/ кв.м., поскольку данное право истицы ничем документальным не подтверждено, и это право оспаривает ответчик, по иску поступили возражения. Данных о том, что истице, в свое время, был выделен участок площадью /площадь/ кв.м, суду не представлено. Доводы истца и ее представителя о том, что государством признается права гражданина на земельный участок, фактическая площадь которого превышает документальную, в допускаемых пределах, несостоятельны. При установлении площади участка истицы по фактическому пользованию, не могут быть нарушены интересы третьих лиц, а ответчик заявляет о том, что его права будут нарушены и истец не правомерно ставит вопрос о признании отсутствующим права федеральной собственности на земельный участок, в части границ земельного участка, принадлежащего истице. Суду не представлено доказательств того, что истица правомерно занимает земельный участок площадью /площадь/ кв.м., что данная площадь участка была увеличена за счет земель муниципалитета или земель садового товарищества. Доказательств обратного истица и ее представитель не представили суду. Ссылка истицы на решение Совета депутатов Клинского муниципального района несостоятельна.
Согласно ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности,
В соответствии со ст.3 Лесного Кодекса РФ лесное законодательство регулирует лесные отношения. Для имущественных отношений в силу требований ст.3 ЗК РФ ст. 3 Лесного Кодекса РФ сохраняется приоритет за специальными федеральными законами по использованию конкретных природных ресурсов. Участок лесного фонда представляет собой земельный участок с особым правовым режимом, входящий в состав земель лесного фонда. Отношения по предоставлению или передаче иным образом лесных участков, как ограниченных в обороте объектов, производятся только на основании Лесного Кодекса РФ.
В соответствии с ч.ч.1,4 ст. 71 Лесного Кодекса РФ гражданам могут предоставляться лесные участки только в аренду и безвозмездное срочное пользование в порядке, предусмотренном Земельным кодексом, если иное не предусмотрено настоящим кодексом.
Согласно ч.3 ст. 4.1 Федерального закона от 04 декабря 2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного Кодекса Российской Федерации" государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия органов государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст.ст. 81-83 Лесного Кодекса РФ, по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими ч. 1 ст. 69 Лесного Кодекса РФ. Указанные сведения в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра.
Сведения о лесных участках, внесенные в государственный лесной реестр, основаны на материалах лесоустройства.
В соответствии со ст.ст. 67-68 Лесного Кодекса РФ, п.п. 2-3 постановления Правительства Российской Федерации от 18 июня 2007 года N 377 "О правилах проведения лесоустройства" лесоустройство проводится на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, на которых расположены леса; землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса; землях особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса, и включает в себя: проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование эксплуатационных лесов, защитных, лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; проектирование лесных участков; закрепление лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; таксацию лесов (выявление, учет, оценка качественных и количественных характеристик лесных ресурсов); проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов. Геодезические и картографические работы проводятся в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 1995 года N 209-ФЗ "О геодезии и картографии".
В случаях закрепления на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков, местоположение границ может быть закреплено на местности с помощью лесоустроительных, лесохозяйственных знаков и (или) указано на картах лесов.
Согласно ст. 69 Лесного Кодекса РФ при проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков. Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и(или лесотаксационным выделам, их границам и площади.
Статьей 4.2 Федерального закона от 04 декабря 2006 года установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 1 января 2015 г., признается юридически действительным. Сведения о ранее учтенных участках лесного фонда и лесных участках в составе земель лесного фонда с учетом установленного законодательством о государственном кадастре недвижимости состава сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости переносятся в соответствующие разделы этого кадастра в сроки и в порядке, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Кроме того, согласно п.1 ч. 6 ст.39 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" согласование местоположения границ проводится без их установления на местности независимо от требований заинтересованных лиц в случае, если земельные участки, местоположение границ которых согласовывается, являются лесными участками, земельными участками в составе земель особо охраняемых природных территорий и объектов или в составе земель сельскохозяйственного назначения, предназначенных для осуществления традиционного природопользования, коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.
Исходя из положений ст.ст. 3, 67-69 Лесного Кодекса РФ, ст.ст. 4,1-4.2, 4.4 Федерального закона от 04 декабри 2006 года N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", п. 1 ч. 6 ст. 39 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" границы земель лесного фонда в данном случае определены. Лесной участок, расположенный в выделе /адрес/, на границы которого накладывается участок истицы, имеет номер государственного учета в лесном реестре /номер/, что подтверждается планом лесного участка.
В дело представлена кадастровая выписка на земельный участок истицы по состоянию на /дата/, из которой усматривается, что границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства. Площадь участка указана /площадь/.
Суд принимает доводы представителя третьего лица о том, что суду не был представлен документ, в котором содержится кадастровая ошибка, тогда как согласно п.1 ст.28 ФЗ от 24.07.2007 года N221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровой ошибкой является воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости. Как следует из материалов дела и подтверждено кадастровой выпиской на земельный участок истицы, границы ее участка установлены исходя из фактического местоположения участка и фактической его площади, при этом не представлено суду доказательств того, за счет чего произошло увеличение площади участка истицы, и что привело к тому, что участок истицы накладывается на земельный участок государственного лесного фонда, поставленного на кадастровый учет в установленном законом порядке.
В соответствии со ст.27 ЗК РФ, земельные участки из состава земель лесного фонда ограничиваются в обороте, данные участки не могут быть предоставлены в частную собственность, на землях лесного фонда запрещено размещение садоводческих и дачных некоммерческих объединений граждан для ведения дачного хозяйства, садоводства.
Суд полагает, что истицей не доказана обоснованность предъявленного иска в части установления границ таким образом, как она просит в заявлении. за счет увеличения площади ее участка и исключения части земельного участка лесного фонда из федеральной собственности..
Согласно ст. 12 Гражданского кодекса РФ зашита гражданских право осуществляется способами, предусмотренными законом. Истец свободен в выборе способа защиты своего нарушенного права, однако избранный им способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения. В тех случаях, когда закон предусматривает для конкретного правоотношения определенный способ защиты, лицо, обращающееся в суд, вправе воспользоваться именно этим способом защиты. При этом, при формулировании требования основания иска, должны соответствовать его предмету. При рассмотрении дела в пределах заявленных требований и при выборе истцом ненадлежащего способа зашиты права, у суда не имеется оснований для удовлетворения иска.
Руководствуясь ст.ст.194, 197-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Лукичевой Н.И. к Федеральному агентству лесного хозяйства (Рослесхоз), 3-и лица ФГУ "Мособллес", ФГУ "Мособллес", Клинский филиал, филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области, о признании права собственности на земельный участок, о признании отсутствующим права федеральной собственности на земельный участок, в части границ земельного участка, принадлежащего истцу, об установлении границ земельных участков, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано сторонами в Московский областной суд через Клинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение суда составлено /дата/.
Судья Н.Ф. Коренева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.