Решение Клинского городского суда Московской области от 15 марта 2012 г. по делу N 2-623/2012
(Извлечение)
Клинский городской суд Московской области в составе
председательствующего судьи Борща А.П.,
при секретаре Давыдовой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-623/2012 по иску ГАЙДАМАВИЧЕНЕ О. В. к ГУ-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 23 по г. Москве и Московской области о досрочном назначении трудовой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ
/дата/ Гайдамавичене О.В., /дата/ года рождения, имеющая, в соответствии со свидетельствами о рождении, двух детей: П, /дата/ года рождения, и Гайдамавичене Е. В., /дата/ года рождения ( ), обратилась в ГУ-УПФ РФ N 23 по г. Москве и Московской области с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости ( ).
Решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при ГУ-УПФ РФ N 23 по г. Москве и Московской области от /дата/ N приняты к зачёту в специальный трудовой стаж Гайдамавичене О.В. периоды её работы в районе Крайнего Севера, всего, /данные изъяты/, и не принят к зачёту в указанный стаж период прохождения ею военной службы в в/ч /данные изъяты/ /адрес/ с /дата/ по /дата/ ( /данные изъяты/), поскольку, в соответствии со ст. 11 п. 1 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" N 173-ФЗ от /дата/, прохождение военной службы засчитывается только в страховой стаж при назначении пенсии ( ).
/дата/ Гайдамавичене О.В. обратилась в суд с иском к ГУ-УПФ РФ N 23 по г. Москве и Московской области о признании недействительным протокола N от /дата/ Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при ГУ-УПФ РФ N 23 по г. Москве и Московской области, принятии к зачёту в её специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, периода прохождения военной службы с /дата/ по /дата/ ( /данные изъяты/) в в/ч /данные изъяты/ /адрес/ и досрочном назначении трудовой пенсии по старости с /дата/, ссылаясь на то, что с /дата/ по /дата/ она проходила действительную военную службу в указанной войсковой части и уволена с военной службы не по собственному желанию, а по организационно-штатным мероприятиям; отказ Комиссии во включении в её специальный трудовой стаж периода военной службы нарушает её права, так как, в соответствии со ст. 28 п. 1 пп. 2 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", досрочная трудовая пенсия по старости назначается женщинам, родившим двух и более детей, по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 20 лет и проработали не менее 12 календарных лет в районах Крайнего Севера; таким образом, суммарный период ее работы и службы в районах Крайнего Севера превысил 12 лет, страховой стаж составляет более 20 лет, и она имеет двоих детей; по п. 2 пп. 11 постановления Правительства РФ от /дата/ N, работа в районах Крайнего Севера принимается к зачету при досрочном назначении трудовой пенсии; при этом надо учесть, что, согласно пп.1 п. 1 ст. 11 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", засчитывается в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности; ссылка ответчика на пп. 1 ст. 11 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" несостоятельна, т.к. в этой статье указан просто перечень иных периодов, засчитываемых в страховой стаж, а основные периоды перечислены в ст. 10 того же Закона.
В судебном заседании представитель Гайдамавичене О.В. Л поддержала иск, по изложенным в нём основаниям.
Представитель ответчика - ГУ-УПФ РФ N 24 по г. Москве и Московской области - К в судебное заседание не явилась, предоставив письменное заявление от /дата/ о рассмотрении дела в её отсутствие, а также отзыв на исковое заявление, в соответствии с которым, она поддерживает изложенную в оспариваемом решении Комиссии позицию ( ).
Выслушав объяснения представителя истицы и проверив материалы дела, суд отказывает в удовлетворении иска, по следующему основанию.
Согласно ст. 28 п. 1 пп. 2 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 11.07.2002 г. N 173-ФЗ, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим гражданам: женщинам, родившим двух и более детей, по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 20 лет и проработали не менее 12 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 17 календарных лет в приравненных к ним местностях.
В соответствии с п. 2 пп. 11 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (утв. постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. N 516) (с изменениями от 2 мая 2006 г., 18 июня 2007 г., 26 мая 2009 г.), при досрочном назначении гражданам трудовой пенсии по старости в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, суммируются периоды следующих работ: работа в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Согласно пункту 1 ч. 1 статьи 11 указанного выше Закона, в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 10 настоящего Федерального закона, засчитывается период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
В соответствии с пунктом 3 ч. 4 статьи 30 Федерального закона РФ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, учитываемая в календарном порядке, в которую включается служба в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формированиях, Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Вооруженных Силах бывшего СССР, органах внутренних дел Российской Федерации, органах внешней разведки, органах федеральной службы безопасности, федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности Российской Федерации, а также в органах государственной безопасности и органах внутренних дел бывшего СССР (в том числе в периоды, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской войны и Великой Отечественной войны.
Таким образом, период прохождения военной службы включается в страховой стаж и общий календарный стаж для исчисления расчётного пенсионного капитала застрахованного лица и не может быть включен в специальный трудовой стаж работы в районах Крайнего Севера при определении права на пенсию, в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Вместе с тем, и по ранее действовавшему пенсионному законодательству время военной службы также засчитывалось только в общий стаж работы и не включалось в специальный стаж, что следует из смысла ст. ст. 14, 88 и 90 Закона РФ от 20 ноября 1990 года "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
Такая же позиция изложена в Определениях СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 26 августа 2005 г. N 34-В05-1, от 19 января 2007 года N 38-В06-6.
Действительно, военная служба и служба в органах внутренних дел являются особыми видами государственной службы. Право на пенсию военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов реализуется в рамках государственного пенсионного обеспечения, в котором для данной категории граждан предусмотрено в целях компенсации риска воздействия неблагоприятных факторов природно-климатических условий районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на организм человека исчисление при назначении пенсии за выслугу лет периода службы в указанных районах и местностях на льготных условиях.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 11 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (если ему предшествовали или за ним следовали периоды работы), засчитывается в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 10 данного Федерального закона. Порядок определения стажа урегулирован Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовой пенсии, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 года N 555 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 8 августа 2003 года N 475).
Тем самым для военнослужащих и приравненных к ним по пенсионному обеспечению лиц предусмотрена возможность перехода из системы государственного пенсионного обеспечения в систему обязательного пенсионного страхования, ориентированную на определенный круг субъектов, включающую определенные правила уплаты страховых взносов, условия назначения страхового обеспечения и порядок исчисления его размеров, т.е. получения трудовой пенсии, предоставляемой в рамках обязательного пенсионного страхования.
При этом федеральный законодатель, определяя порядок сохранения пенсионных прав военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов в случае оставления ими службы до приобретения права на пенсию за выслугу лет (пенсии по государственному пенсионному обеспечению) и устанавливая правило о включении периодов прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы в страховой стаж, не предусмотрел зачет периодов службы в специальный (в районах Крайнего Севера и т.п.) стаж.
Ссылки Гайдамавичене О.В. на неправильное толкование закона Комиссией при вынесении оспариваемого решения суд считает несостоятельными.
Руководствуясь ст. ст. 196-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
В иске ГАЙДАМАВИЧЕНЕ О. В. к ГУ-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 23 по г. Москве и Московской области о признании недействительным протокола N от /дата/ Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при ГУ-УПФ РФ N 23 по г. Москве и Московской области, принятии к зачёту в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, периода прохождения военной службы с /дата/ по /дата/ ( /данные изъяты/) в в/ч /данные изъяты/ /адрес/ и досрочном назначении трудовой пенсии по старости с /дата/ - ОТКАЗАТЬ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Клинский городской суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья: подпись А. П. Борщ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.