Решение Королевского городского суда Московской области от 11 апреля 2012 г.
(Извлечение)
Королевский городской суд Московской области в составе судьи Чиченевой Н.А., при секретаре Курбановой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Токаренко Татьяны Владимировны к ОАО "Жилкомплекс" об обязании произвести перерасчет оплаты за квартиру с учетом неработающей вентиляции за период со дня передачи дома управляющей организации ОАО "Жилкомплекс" по настоящее время с учетом ставки рефинансирования; выплатить ей денежную сумму, незаконно полученную за не предоставленную услугу по вентиляции, с учетом ставки рефинансирования; выплатить неустойку за нарушение сроков выполнения работ по восстановлению вентиляции; возместить стоимость электрической энергии, израсходованной в связи с работой вентилятора; возвратить на расчетный счет дома денежные средства, потраченные на восстановление вентиляции на крыше дома; восстановить систему вентиляции; компенсировать моральный вред в размере 1000 рублей,
УСТАНОВИЛ:
Токаренко Т.В. обратилась в суд с иском к ОАО "Жилкомплекс" об обязании произвести перерасчет оплаты за квартиру с учетом неработающей вентиляции за период со дня передачи дома управляющей организации ОАО "Жилкомплекс" по настоящее время с учетом ставки рефинансирования; выплатить ей денежную сумму, незаконно полученную за не предоставленную услугу по вентиляции, с учетом ставки рефинансирования; выплатить неустойку за нарушение сроков выполнения работ по восстановлению вентиляции; возместить стоимость электрической энергии, израсходованной в связи с работой вентилятора; возвратить на расчетный счет дома денежные средства, потраченные на восстановление вентиляции на крыше дома; восстановить систему вентиляции; компенсировать моральный вред в размере 1000 рублей.
В обоснование требований истица ссылается на то, что она является собственником квартиры "адрес" г. Королева МО. Согласно ч. 2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за услуги по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома. В состав обязательных услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома включена услуга по обеспечению надлежащей работы системы вентиляции. Актом проверки от 17.02.2010 ГУ МО "Государственная жилищная инспекция Московской области" признала факт полного отсутствия вентиляции в квартире истицы. С той поры вентиляция в квартире истицы отсутствует, хотя оплата за содержание и ремонт производится ею своевременно и в полном объеме.
Считая свои права как потребителя нарушенными, истица просит суд обязать ОАО "Жилкомплекс":
1) пересчитать оплату за квартиру с учетом неработающей вентиляции с момента передачи дома управляющей организации ОАО "Жилкомплекс" по настоящее время, с учетом ставки рефинансирования; акт перерасчета предоставить истице для контроля; пересчет согласовать с разработчиками ценовой политики в коммунальной сфере;
2) выплатить истице незаконно полученную ОАО "Жилкомплекс" денежную сумму за не предоставленную услугу по вентиляции с учетом ставки рефинансирования;
3) выплатить истице неустойку за нарушение сроков выполнения работ в размере полной суммы за весь срок отсутствия вентиляции;
4) платить истице неустойку до дня восстановления вентиляции;
5) выплатить истице стоимость электрической энергии, потраченной в связи с постоянной работой вентиляторов в коридоре и ванной комнате, в сумме 2497 рублей 35 копеек (л.д. 54);
6) вернуть на расчетный счет дома деньги, бесполезно потраченные на восстановление вентиляции на крыше дома;
7) для обследования и восстановления системы вентиляции заключить договор с организацией, имеющей допуск на проведение указанных работ; оригинал договора и допуск для исполнения указанных работ предоставить истице; восстановление вентиляции проводить на базе схем вентиляционного хозяйства дома, а также протоколов и актов обследований; предоставить истице всю документацию по системе вентиляции дома;
8) с письменного согласия истицы провести обследование вентиляционного хозяйства дома организацией, имеющей допуск на проведение указанных работ; составить акт обследования, экземпляр которого предоставить истице;
9) заключить договор с истицей и организацией, имеющей допуск на проведение восстановительных вентиляционных работ;
10) с письменного согласия истицы провести восстановление вентиляционного хозяйства в ее квартире и всего дома;
11) компенсировать истице моральный вред в размере 1000 рублей (л.д. 10, 117-119).
В судебном заседании истица Токаренко Т.В. и ее представитель Андриянов А.А. поддержали заявленные требования в полном объеме и настаивали на их удовлетворении.
Представители ответчика ОАО "Жилкомплекс" Малькова С.Г., Чурсина В.В. просили в удовлетворении иска отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях (л.д. 11-12, 143-145).
Суд, выслушав пояснения сторон, показания свидетелей, изучив письменные материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 3 и ч. 4 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно ч. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Согласно п. 9 "Правил предоставления коммунальных услуг", утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 307, при предоставлении коммунальных услуг должны быть обеспечены:
бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю;
бесперебойное отведение из жилого помещения бытовых стоков;
бесперебойное отопление жилого помещения в течение отопительного периода в зависимости от температуры наружного воздуха.
Пунктом 13 Правил установлено, что обязанность обеспечить готовность к предоставлению коммунальных услуг внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, находящихся в жилом помещении многоквартирного дома или в жилом доме (далее - внутриквартирное оборудование) и предназначенных для предоставления коммунальных услуг, возлагается на собственников помещений в многоквартирном доме, собственников жилых домов, а также на привлекаемых ими исполнителей и иных лиц в соответствии с договором.
В соответствии с п. 49 Правил Исполнитель обязан:
а) предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах;
б) предоставлять потребителю коммунальные услуги надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором;
г) самостоятельно или с привлечением других лиц обслуживать внутридомовые инженерные системы, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю;
д) устранять аварии, а также выполнять заявки потребителей в сроки, установленные законодательством Российской Федерации и договором;
н) по требованию потребителя направлять своего представителя для выяснения причин непредоставления или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества (с составлением соответствующего акта), а также акта, фиксирующего вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя в связи с авариями, стихийными бедствиями, отсутствием или некачественным предоставлением коммунальных услуг;
о) не позднее 3 дней до проведения плановых работ внутри жилого помещения согласовать с потребителем время доступа в это помещение или направить ему письменное уведомление о проведении работ внутри жилого помещения, в котором указываются:
предполагаемые дата и время проведения работ;
номер телефона, по которому потребитель вправе согласовать иную дату и время проведения работ, но не позднее 5 рабочих дней с момента получения уведомления;
вид работ, который будет проводиться;
сроки проведения работ;
должность, фамилия, имя и отчество лица, ответственного за проведение работ;
Согласно п. 50 Правил Исполнитель имеет право:
а) требовать внесения платы за потребленные коммунальные услуги, а также в случаях, установленных федеральными законами и договором, - уплаты неустоек (штрафов, пеней);
б) требовать допуска в заранее согласованное с потребителем время в занимаемое им жилое помещение работников или представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб) для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования и выполнения необходимых ремонтных работ, а для ликвидации аварий - в любое время;
В соответствии с п. 52 Правил Потребитель обязан:
а) при обнаружении неисправностей (аварий) внутриквартирного оборудования, коллективных (общедомовых), общих (квартирных) или индивидуальных приборов учета немедленно сообщать о них исполнителю и в аварийно-спасательную службу, а при наличии возможности - принимать все возможные меры по их устранению;
б) при пожарах, авариях на внутридомовых инженерных системах, а также при иных нарушениях, возникающих при использовании коммунальных ресурсов, немедленно сообщать о них исполнителю и в аварийно-спасательную службу;
д) допускать в заранее согласованное с исполнителем время в занимаемое жилое помещение работников и представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб), представителей органов государственного контроля и надзора для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования и выполнения необходимых ремонтных работ, а представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб) для ликвидации аварий - в любое время.
Согласно п. 10 ст. 156 ЖК РФ изменение размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что Токаренко Т.В. является собственником жилого помещения - квартиры "адрес", расположенной по адресу: Московская область, г. Королев, "адрес".
Управление указанным многоквартирным домом осуществляет ОАО "Жилкомплекс".
17.02.2010 ГУ МО "Государственная жилищная инспекция Московской области" на основании обращения Токаренко Т.В. от 01.02.2010 была проведена проверка в отношении ОАО "Жилкомплекс" по адресу: Московская область, г. Королев, "адрес" в ходе которой установлено, что в квартире "адрес" полностью отсутствует естественная вентиляция.
17.03.2010 между ОАО "Жилкомплекс" (Заказчик) и ООО "Монтажремстрой" (Исполнитель) был заключен Договор N, в соответствии с которым Исполнитель принял на себя обязательство выполнить ремонт системы вытяжной вентиляции по адресу: "адрес".
В соответствии с указанным Договором ООО "Монтажремстрой" были выполнены ремонтные работы системы вытяжной вентиляции с естественным побуждением на сумму 39885 рублей 52 копейки, что подтверждается Актом N о приемке выполненных работ от ДД.ММ.ГГГГ, Актом контрольной проверки дымоходов и вентканалов от ДД.ММ.ГГГГ, а также ответами ГУ МО "Государственная жилищная инспекция Московской области от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ на обращения Киселевой А.И. и Токаренко Т.В.
Вместе с тем, проверить работу вентиляции в принадлежащей истице "адрес" после окончания ремонтных работ не представилось возможным в связи с отказом истицы допустить комиссию ОАО "Жилкомплекс" и ООО "Монтажремстрой" в свою квартиру (Акт от ДД.ММ.ГГГГ).
02.12.2010 на основании обращений истицы Токаренко Т.В. ГУ МО "Государственная жилищная инспекция Московской области" вновь была проведена проверка работы вентиляционной системы, в ходе которой установлено отсутствие тяги в вентиляционном отверстии в ванной комнате "адрес" жилого "адрес" МО. ОАО "Жилкомплекс" выдано предписание N от 02.12.2010 об устранении нарушений в срок до 15.01.2011.
15.12.2010 комиссией в составе сотрудников ОАО "Жилкомплекс", МУП "Горжилсервис" (с которым ОАО "Жилкомплекс" заключило Договор N от 01.05.2010 на выполнение подрядных работ по обслуживанию, ремонту, санитарному ремонту общего имущества в многоквартирных домах жилищного фонда, находящихся в управлении ОАО "Жилкомплекс") и ООО "Монтажремстрой" было проведено обследование вентиляционной системы в квартире истицы.
Согласно Акту от 15.12.2010, составленному ОАО "Жилкомплекс" и ОАО "Монтажремстрой", при обследовании горизонтальной части канала с использованием видеокамеры было установлено, что в точке соединения горизонтального канала с вертикальным существует засор из бетонной смеси, закрывающий на 90% горизонтальный канал. Засор находится на расстоянии 1,40м от вентпроема. Причиной возникновения засора мог быть брак при строительстве либо засор явился результатом перестроек в "адрес". Ликвидация засора возможна после демонтажа навесных шкафов (изготовленных жильцами квартиры самостоятельно) и кафельного покрытия.
Комиссия в составе Начальника ТО-4 Козыренковой Н.В., инспектора ТО-4 Редькиной Е.В. неоднократно выходила на место для производства работ по восстановлению работы системы вентиляции, однако истица Токаренко Т.В. доступ в квартиру не предоставила, о чем комиссией были составлены соответствующие акты (от 11.01.2011, от 13.01.2011 и от 18.01.2011).
27.01.2011 в адрес истицы заказным письмом с уведомлением было направлено извещение о необходимости предоставления доступа в квартиру, в котором содержалась просьба связаться со специалистами ОАО "Жилкомплекс" и сообщить дату и время для производства комплексных мер по устранению засора вентиляционного канала. 29.01.2011 данное письмо было получено лично Токаренко Т.В., однако доступ в квартиру ею представлен не был, что не оспаривалось истицей в судебном заседании.
Постановлением от 13.04.2011 мировой судья 86 судебного участка Королевского судебного района МО Кулькова Н.В. прекратила производство по административному делу в отношении юридического лица - ОАО "Жилкомплекс", о привлечении к административной ответственности по ст. 19.5 ч. 1 КоАП РФ в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения. В ходе судебного разбирательства было установлено, что ОАО "Жилкомплекс" принимало все надлежащие меры для выполнения требований, изложенных в Предписании ГУ МО "ГЖИ МО" от 02.12.2010, по восстановлению тяги в вентиляционном окне в ванной комнате в "адрес". 12/2 по "адрес" МО. Умысла для наступления каких-либо вредных последствий для жильцов данной квартиры у ОАО "Жилкомплекс" не имелось, поскольку именно в результате не обеспечения доступа в "адрес" ее собственником работы по восстановлению тяги в квартире выполнены не были. Между тем, для ликвидации засора собственнику было необходимо обеспечить доступ к месту засора, так как через вентиляционное отверстие в санузле ликвидировать засор не представляется возможным.
Данное постановление вступило в законную силу.
В судебном заседании истица Токаренко Т.В. не оспаривала то обстоятельство, что отказалась и отказывается допустить сотрудников ОАО "Жилкомплекс" и ООО "Монтажремстрой" в свою квартиру. При этом Токаренко Т.В. пояснила, что ООО "Монтажремстрой" не имеет права осуществлять обследование и ремонт вентиляционной системы дома, поскольку действует на основании подложных свидетельств; Акт от 15.12.2010 составлен незаконно и неграмотно, в связи с чем, не может являться достоверным доказательством. Кроме того, ОАО "Жилкомплекс" в установленном законом порядке не получило ее согласия на проведение указанных мероприятий и не согласовало с ней время.
Однако данные доводы Токаренко Т.В. являются надуманными, опровергаются материалами настоящего гражданского дела и дела об административном правонарушении N.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
В ходе судебного разбирательства истице судом неоднократно предлагалось провести по делу строительно-техническую экспертизу для установления причин отсутствия вентиляции в ее квартире и определения перечня работ по восстановлению вентиляции.
От проведения данной экспертизы Токаренко Т.В. категорически отказалась (л.д. 118, 120, протокол судебного заседания от 11.04.2012), никаких иных доказательств в подтверждение своих доводов суду не представила.
Также истицей не представлено доказательств постоянного использования вентилятора в ее квартире и связанных с этим расходов на оплату электроэнергии в размере 2497 рублей 35 копеек.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что ОАО "Жилкомплекс" надлежащим образом выполняло свои обязательства по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного "адрес" МО и предпринимало все возможные меры для восстановления системы вентиляции в квартире истицы.
В соответствии со ст. 10 ГК РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах (п. 1).
В случае несоблюдения требований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, суд, арбитражный суд или третейский суд может отказать лицу в защите принадлежащего ему права (п. 2).
Исходя из положений указанной нормы и установленных по делу обстоятельств, суд находит требования Токаренко Т.В. об обязании ОАО "Жилкомплекс" произвести перерасчет оплаты за квартиру с учетом неработающей вентиляции за период со дня передачи дома управляющей организации ОАО "Жилкомплекс" по настоящее время с учетом ставки рефинансирования; выплатить ей денежную сумму, незаконно полученную за не предоставленную услугу по вентиляции, с учетом ставки рефинансирования; выплатить неустойку за нарушение сроков выполнения работ по восстановлению вентиляции; возместить стоимость электрической энергии, израсходованной в связи с работой вентилятора; возвратить на расчетный счет дома денежные средства, потраченные на восстановление вентиляции на крыше дома; восстановить систему вентиляции необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может наложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В силу ст. 15 Закона РФ "О защите прав потребителей" моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Поскольку доказательств причинения истице по вине ответчика морального вреда (физических или нравственных страданий) не представлено, оснований для удовлетворения требований Токаренко Т.В. о компенсации морального вреда в размере 1000 рублей не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Токаренко Татьяне Владимировне в иске к ОАО "Жилкомплекс" об обязании произвести перерасчет оплаты за квартиру с учетом неработающей вентиляции за период со дня передачи дома управляющей организации ОАО "Жилкомплекс" по настоящее время с учетом ставки рефинансирования; выплатить ей денежную сумму, незаконно полученную за не предоставленную услугу по вентиляции, с учетом ставки рефинансирования; выплатить неустойку за нарушение сроков выполнения работ по восстановлению вентиляции; возместить стоимость электрической энергии, израсходованной в связи с работой вентилятора; возвратить на расчетный счет дома денежные средства, потраченные на восстановление вентиляции на крыше дома; восстановить систему вентиляции; компенсировать моральный вред в размере 1000 рублей отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Королевский городской суд Московской области в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья:
Мотивированное решение составлено 19.04.2012.
Судья:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.