Лотошинский районный суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Нетесовой Е.В.,
при секретаре Михайловой М.Н.,
с участием представителя заявителя Емельянова А.А.,
должностного лица, бездействий которого оспаривается заявителем, - Попова В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Долговой Е. Н. об оспаривании бездействия главного архитектора Лотошинского муниципального района Московской области и обязании выдать градостроительный план земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Емельянов А.А., действуя по доверенности от имени Долговой Е.Н., обратился в суд с заявлением об оспаривании бездействия главного архитектора Лотошинского муниципального района Московской области и обязании выдать градостроительный план земельного участка, указав в обоснование иска, что __.__.__ он, действуя от имени Долговой Е.Н., обратился к главному архитектору Лотошинского муниципального района Московской области с заявлением о предоставлении в соответствии с п. 17 ст. 46 ГрК РФ градостроительного плана принадлежащего Долговой Е.Н. земельного участка площадью 550 кв.м. с кадастровым N__, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: ............. Градостроительный план земельного участка необходим Долговой Е.Н. для получения в соответствии с ч. 9 ст. 51 ГрК РФ разрешения на реконструкцию жилого дома.
Письмом от __.__.__ за N__ Главный архитектор Лотошинского муниципального района Попов В.А., сославшись на п. 17 ст. 46 ГрК РФ и Инструкцию по подготовке градостроительных планов, предложил ему представить в отдел архитектуры и градостроительства следующие документы: топографическую съемку земельного участка М 1:500 или М 1:1000 с нанесением существующей застройки, выполненную специализированной организацией; кадастровую выписку В1-В6; свидетельство о государственной регистрации права собственности на земельный участок с разрешенным видом использования "для ведения личного подсобного хозяйства"; правоустанавливающие документы на объект недвижимости, расположенный на рассматриваемом земельном участке, материалы инвентаризации; в заявлении необходимо указать площадь проектируемого объекта недвижимости, его размеры, этажность, материалы и назначение, а также другие параметры и характеристики объекта. Данные требования главного архитектора он считает неправомерными, так как ч. 17 ст. 46 ГрК РФ не предусмотрено представление каких-либо документов в качестве приложения к заявлению о выдаче градостроительного плана земельного участка, а указано лишь предоставление градостроительного плана по заявление гражданина бесплатно в 30-дневный срок. Главный архитектор Лотошинского муниципального района в срок, превышающий 30-дневный, не выполнил предписание закона. Ссылка главного архитектора на Инструкцию по подготовке градостроительных планов также является необоснованной, при том, что им не указаны реквизиты данного документа.
На основании изложенного, в соответствии со ст. 46 ГрК РФ, ст.ст. 254-256 ГПК РФ, он просит суд признать бездействие главного архитектора Лотошинского муниципального района Московской области Попова В.А., выразившееся в невыдаче в установленный срок градостроительного плана, неправомерным и обязать главного архитектора Лотошинского муниципального района Московской области Попова В.А. выдать градостроительный план земельного участка площадью 550 кв.м. с кадастровым N__, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: .............
В судебном заседании представитель Долговой Е.Н. Емельнов А.А. поддержал заявленные требования.
Должностное лицо, бездействий которого оспаривается заявителем, - главный архитектор Лотошинского муниципального района Попов В.А. заявленные представителем Долговой Е.Н. Емельяновым А.А. требования не признал, считает заявленные требования необоснованными, так как согласно Градостроительного кодекса РФ полномочиями по подготовке и утверждению градостроительных планов земельных участков по заявления физических лиц обладают органы местного самоуправления поселений и городских округов, тогда как органы местного самоуправления муниципальных районов не наделены такого рода полномочиями. Кроме того, к заявлению о выдаче градостроительного плана земельного участка Емельянов А.А. приложил копию доверенности, согласно которой он не был наделен Долговой Е.Н. полномочиями от ее имени получить градостроительный план земельного участка и совершать все действия, связанные с данным поручением.
Представитель заинтересованного лица - Администрации Лотошинского муниципального района Московской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в деле имеется заявление представителя Администрации Лотошинского муниципального района Московской области о том, что с заявленными представителем Долговой Е.Н. требованиями они не согласны и просят рассмотреть дело в отсутствие их представителя, что в соответствии со ст. 167 ГПК РФ позволяет суду рассмотреть дело в отсутствие представителя Администрации Лотошинского муниципального района Московской области.
В судебном заседании установлено, что Долговой Е.Н. по праву собственности принадлежит земельный участок площадью 550 кв.м. с кадастровым N__, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: .............
__.__.__ Емельянов А.А., действуя от имени Долговой Е.Н., обратился в отдел архитектуры и градостроительства Администрации Лотошинского муниципального района Московской области с заявлением на имя главного архитектора Лотошинского муниципального района Московской области Попова В.А. о выдаче в соответствии с требованиями п. 17 ст. 46 ГрК РФ градостроительного плана указанного выше земельного участка Долговой Е.Н., приложив к заявлению копию учетной карточки участка, копию свидетельства о государственной регистрации права ............ N__, копию кадастрового паспорта земельного участка В1-В2, копию постановления Главы сельского поселения Микулинское Лотошинского муниципального района Московской области от __.__.__ N__ об изменении разрешенного вида использования земельного участка с кадастровым N__, принадлежащего Долговой Е.Н., копию доверенности Долговой Е.Н., удостоверенную нотариусом Лотошинского нотариального округа Московской области Д. __.__.__ по реестру N__, согласно которой Долгова Е.Н. уполномочивает Емельянова А.А. быть ее представителем во всех компетентных организациях и учреждения Лотошинского района Московской области, в том числе органах местного самоуправления, архитектуре, отделе Роснедвижимости и других, по вопросам сбора документов для предстоящей купли-продажи любых земельных участков на территории Лотошинского района Московской области, проведения публичных слушаний по изменению назначения нежилого здания магазина, находящегося по адресу: ............, и разрешенного использования земельных участков, а также вести от имени Долговой дела во всех судебных учреждениях.
__.__.__ за N__ представителю Долговой Е.Н. Емельянову А.А. за подписью главного архитектора Лотошинского муниципального района Попова В.А.. было выдано уведомление о том, что для подготовки и выдачи градостроительного плана земельного участка необходимо представить топографическую съемку земельного участка М 1:500 или М 1:1000 с нанесением существующей застройки, выполненную специализированной организацией; кадастровую выписку В1-В6; свидетельство о государственной регистрации права собственности на земельный участок с разрешенным видом использования "для ведения личного подсобного хозяйства"; правоустанавливающие документы на объект недвижимости, расположенный на рассматриваемом земельном участке, материалы инвентаризации; в заявлении необходимо указать площадь проектируемого объекта недвижимости, его размеры, этажность, материалы и назначение, а также другие параметры и характеристики объекта.
В соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 40 ЗК РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Согласно п. 20 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении муниципального строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения относятся к вопросам местного значения поселений.
В соответствии со ст. 8 ГрК РФ и ст. 11 ЗК РФ вопрос установления правил землепользования и застройки территорий муниципальных образований отнесен к исключительной компетенции органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности и земельных отношений.
При этом в соответствии с ч. 1 ст. 8 ГрК РФ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений; утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений; утверждение правил землепользования и застройки поселений; утверждение подготовленной на основании документов территориального планирования поселений документации по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом; выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений; принятие решений о развитии застроенных территорий.
Согласно ч. 2 ст. 8 ГрК РФ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области градостроительной деятельности относятся подготовка и утверждение документов территориального планирования муниципальных районов; утверждение местных нормативов градостроительного проектирования межселенных территорий; утверждение правил землепользования и застройки соответствующих межселенных территорий; утверждение подготовленной на основании документов территориального планирования муниципальных районов документации по планировке территории; выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на соответствующих межселенных территориях; ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территориях муниципальных районов.
Согласно ст. 44 ГрК РФ подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам. Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа.
В соответствии с ч. 4 ст. 45 ГрК РФ органы местного самоуправления муниципального района обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании документов территориального планирования муниципального района, если такими документами предусмотрено размещение линейных объектов местного значения или объектов капитального строительства на межселенных территориях, а также на основании правил землепользования и застройки межселенных территорий. Согласно ч. 5 указанной статьи органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании генерального плана поселения, генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки.
В ст. 46 ГрК РФ предусмотрены особенности подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решения органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа.
При этом, согласно ч. 17 ст. 46 ГрК РФ в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1 - 16 настоящей статьи, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы.
Таким образом, из анализа положений ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст.ст. 8, 45, 46 ГрК РФ явствует, что полномочиями по подготовке и выдаче градостроительных планов земельных участков, расположенных на землях населенных пунктов, наделены органы местного самоуправления поселений либо городских округов, к ведению органа местного самоуправления муниципального района относится подготовка и утверждение документов территориального планирования муниципальных районов; утверждение местных нормативов градостроительного проектирования межселенных территорий; утверждение правил землепользования и застройки соответствующих межселенных территорий; утверждение подготовленной на основании документов территориального планирования муниципальных районов документации по планировке территории.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что полномочиями по подготовке и утверждению градостроительных планов земельных участков, расположенных на территории сельского поселения Микулинское Лотошинского муниципального района Московской области, наделены органы местного самоуправления сельского поселения Микулинское Лотошинского муниципального района Московской области. При этом в судебном заседании установлено, что указанные полномочия органами Сельского поселения Микулинское Лотошинского муниципального района органам муниципального образования "Лотошинский муниципальный район Московской области" не передавались. Таким образом, Администрация Лотошинского муниципального района Московской области, в том числе главный архитектор Лотошинского муниципального района не наделены полномочиями по подготовке и выдаче градостроительных планов земельных участков, расположенных на территории населенных пунктов Лотошинского района Московской области, с заявлением о выдаче ей градостроительного плана земельного участка, расположенного по адресу: ............, заявителю Долговой Е.Н. необходимо было обратиться в Администрацию Сельского поселения Микулинское Лотошинского муниципального района Московской области.
Данными доводами полностью опровергаются утверждения представителя заявителя о том, что Администрация Лотошинского муниципального района Московской области в лице главного архитектора Лотошинского муниципального района в соответствии с нормами действующего законодательства наделена полномочиями по подготовке, утверждению и выдаче градостроительных планов земельных участков, расположенных на землях населенных пунктов Лотошинского муниципального района.
Кроме того, судом было установлено, что Емельянов А.А. обратился к Главному архитектору Лотошинского муниципального района Попову В.А. с заявлением от имени Долговой Е.Н. о подготовке и выдаче градостроительного плана принадлежащего Долговой Е.Н. земельного участка, предоставив в подтверждение полномочий доверенность Долговой Е.Н., удостоверенную нотариусом Лотошинского нотариального округа Московской области Д. __.__.__ по реестру N__. Однако, в указанной доверенности отсутствуют полномочия по вопросу получения градостроительного плана земельного участка, следовательно, Емельянов А.А. __.__.__ обратился к главному архитектору Лотошинского муниципального района Московской области с заявлением о выдаче градостроительного плана земельного участка, не представив документы, подтверждающие, что собственник указанного земельного участка Долгова Е.Н. уполномочила его на совершение данных действий.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Согласно Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснить, имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия.
На основании изложенного, суд, выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, приходит к выводу о том, что главный архитектор Лотошинского муниципального района не наделен полномочиями по подготовке и выдаче градостроительных планов земельных участков, расположенных на территории населенных пунктов Лотошинского района Московской области, в связи с чем обращение представителя Долговой Е.Н. Емельянова А.А. к Главному архитектору Лотошинского муниципального района не влечет за собой соответствующих правовых последствий, связанных с выдачей градостроительного плана земельного участка, не создает заявителю Долговой Е.Н. препятствий к осуществлению ее прав и свобод путем обращения в орган, уполномоченный в соответствии с действующим законодательством осуществлять деятельность по подготовке и утверждению градостроительных планов земельных участков, не нарушает права и законные интересы Долговой Е.Н., в связи с чем заявленные представителем заявителя Долговой Е.Н. Емельяновым А.А. требования о признании бездействия главного архитектора Лотошинского муниципального района Московской области Попова В.А., выразившегося в невыдаче в установленный срок градостроительного плана земельного участка, неправомерным и об обязании последнего выдать градостроительный план земельного участка, не основаны на законе и удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Долговой Е. Н. в удовлетворении заявления о признании бездействия главного архитектора Лотошинского муниципального района Московской области Попова В. А., выразившегося в невыдаче в установленный срок градостроительного плана земельного участка, неправомерным и об обязании последнего выдать градостроительный план земельного участка отказать.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Московский областной суд через Лотошинский районный суд Московской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий : _______________________
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.