Решение Лыткаринского городского суда Московской области от 19 января 2012 г.
(Извлечение)
Лыткаринский городской суд Московской области в составе
председательствующего судьи Антоновой О.А.,
при секретаре Лизуновой Е.А.,
с участием представителя Администрации г. Лыткарино, по доверенности Маринич Л.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению "данные изъяты" об обжаловании действий ФБУ "Кадастровая палата по Московской области" в лице Лыткаринского отдела об отказе во внесении сведений в кадастровый паспорт земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
"данные изъяты". (далее - заявители) обратились в суд, ссылаясь на то, что они обратились в Лыткаринский отдел ФБУ "Кадастровая палата" по Московской области с заявлением о внесении изменений в кадастровые паспорта, принадлежащих им земельных участков в части указания сведений о категории земель (земли населенных пунктов).
В ответ на обращения заявителям сообщено, что сведения о категории земель вносятся в реестр на основании акта органа местного самоуправления об отнесении земельного участка к определенной категории земель, то есть ФБУ "Кадастровая палата" фактически отказано во внесении сведений о категории земель в кадастровые паспорта.
Поскольку данные отказы не позволяют заявителям воспользоваться в полной мере правом собственности на указанные земельные участки по независящим от них причинам, просят признать действия ФБУ "Кадастровая палата" незаконными и обязать внести сведения о категории земель в кадастровые паспорта, а также возместить судебные расходы по оплате услуг представителя.
В судебное заседание представитель заявителей Алфимов В.А., не явился.
Представитель ФБУ "Кадастровая палата" по Московской области в судебное заседание не явилась, извещалась судом надлежащим образом о времени и месте судебного заседания. В ходатайстве, направленном в адрес суда, пояснила, что внесение сведений о категории земель в государственный кадастр недвижимости производится в порядке взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии со ст.15 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" и п. 3 ст. 8 Федерального закона от 21.12.2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую" на основании перечней земельных участков, поступающих от администрации г. Лыткарино, в которых характеристики о категориях земель отсутствуют.
Согласно письму за подписью заместителя главы администрации г.Лыткарино В.В.Луценко, датированного от 26.10.2011 г., в соответствии с приложенным к нему перечнем, внесены сведения о категории земель в государственный кадастр недвижимости по спорным земельным участкам с кадастровыми номерами "данные изъяты"
Просила рассмотреть дело без участия представителя Лыткаринского отдела ФБУ "Кадастровая палата" по Московской области (л.д. 74-78).
Представитель Управления Росреестра по Московской области, в судебное заседание не явился, извещались судом надлежащим образом о времени и месте судебного заседания (л.д. 80, 82).
Представитель Администрации г.Лыткарино полагал иск подлежащим отклонению, указав, что своим письмом, ФБУ "Кадастровая палата" дала заявителям разъяснения, а не отказала во внесении сведений.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истцов и их представителя.
Выслушав представителя заявителей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 7 Земельного кодекса РФ, земли в РФ по целевому назначению подразделяются на категории, в числе которых предусмотрены земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
В соответствии с п. 4 ст. 14 Земельного кодекса РФ, в случае, если категория земель не указана в документах государственного кадастра недвижимости, правоустанавливающих документах на земельный участок или документах, удостоверяющих права на землю, принимается нормативный правовой акт органа местного самоуправления об отнесении земельного участка к землям определенной категории в зависимости от цели использования, для которой он предоставлялся.
Как усматривается из материалов дела - постановлений главы г.Лыткарино, заявителям, во исполнение вступивших в законную силу судебных актов Лыткаринского городского суда Московской области, предоставлены в собственность бесплатно занимаемые ими земельные участки, расположенные в городском округе Лыткарино (л.д. 27,28,29,30,31).
В дальнейшем, земельные участки в установленном порядке поставлены на кадастровый учет с присвоением кадастровых номеров ( "данные изъяты") и выдачей кадастровых паспортов.
Как это видно из постановлений главы администрации г.Лыткарино, сведения о категории земель в них отсутствуют.
Согласно объяснениям представителя заявителей Алфимова В.А., при обращении заявителей в Лыткаринский отдел ФБУ "Кадастровая палата" о внесении изменений в кадастровый учет относительно сведений о категории земель, им выданы письма, в которых заявителям сообщалось, что сведения об отнесении земельного участка к определенной категории земель вносятся в государственный кадастр недвижимости на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления и, по сути является отказом во внесении сведений о категории земель, что и послужило основанием для обращения заявителей в суд.
Доводы ФБУ "Кадастровая палата" фактически сводятся к тому, что основанием для отказа в проведении кадастрового учета изменений объекта недвижимости в части внесения сведений о категории земельного участка явилось отсутствие в представленных документах - постановлениях главы администрации сведений об отнесении земельного участка к определенной категории, в связи с чем, в соответствии с нормами Федерального закона от 21.12.2004 г. "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" необходимо издание отдельного акта.
Порядок осуществления кадастрового учета земельного участка, регламентируется Федеральным законом от 24.07.2007 N221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ).
Согласно п. 13 ч. 2 ст. 7 Закона N 221-ФЗ в государственный кадастр недвижимости вносятся такие дополнительные сведения об объекте недвижимости, как категория земель, к которой отнесен земельный участок, если объектом недвижимости является земельный участок.
В соответствии с п. 6 ст. 15 Закона N 221-ФЗ, орган государственной власти или орган местного самоуправления в срок не более чем десять рабочих дней со дня вступления в силу правового акта, который принят таким органом в пределах его компетенции и которым устанавливается или изменяется граница муниципального образования, граница населенного пункта, либо устанавливается или изменяется территориальная зона или зона с особыми условиями использования территорий, либо отменяется установление такой зоны, представляет в орган кадастрового учета документ, содержащий необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости в соответствии со статьей 9 или 10 настоящего Федерального закона сведения.
В соответствии с п. 3 ст. 16 Закона N 221-ФЗ, кадастровый учет в связи с изменением любых указанных в пунктах 7 - 17 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений осуществляется также на основании соответствующих документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия.
Особенности информационного взаимодействия при ведении государственного кадастра недвижимости, определены Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 18.08.2008 г. N618.
Предоставление сведений, подлежащих отражению в государственном кадастре недвижимости в процессе информационного взаимодействия органом государственной власти или органом местного самоуправления, осуществляется в соответствии с п.п. 9 - 13 Положения, предусматривающих предоставление актов уполномоченных органов об установлении или изменении границ населенных пунктов либо об упразднении населенных пунктов с приложением текстовых и графических описаний местоположения границ, а также перечня координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра объектов недвижимости; выписки из утвержденного генерального плана; выписки из раздела правил землепользования и застройки, определяющего границы и содержание территориальных зон, перечня координат характерных точек границ территориальных зон в установленной системе координат, а также перечня видов разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны либо реквизитов правового акта, которым такой перечень утвержден; принятых в пределах их компетенции решений, в связи с которыми требуется внесение изменений в сведения государственного кадастра.
Как усматривается из материалов дела, решением Совета депутатов города Лыткарино Московской области от 13.05.2010 г. N875/85 утвержден генеральный план развития городского округа Лыткарино на период до 2020 года.
Согласно информации администрации г.Лыткарино, содержащейся в ответе на запрос заявителей от 06.04.2011 г. (л.д.37 - с оборотом), выписка из генерального плана развития городского округа Лыткарино на период до 2020 года, содержащая текстовое и графическое описание месторасположения границы городского округа Лыткарино и перечень координат характерных точек границы городского округа Лыткарино, направлена в Лыткаринский отдел ФБУ "Кадастровая палата" и подлежала отражению в государственном кадастре недвижимости. При этом указано, что текстовое и графическое описание месторасположения границы городского округа Лыткарино и перечень координат характерных точек границы городского округа Лыткарино полностью идентичны данным, содержащимся в Законе Московской области от 25.10.2004 г. N 128/2004-ОЗ "О статусе и границе городского округа Лыткарино".
Согласно ст.2 Закона Московской области от 25.10.2004 г. N128/2004-ОЗ "О статусе и границе городского округа Лыткарино" населенным пунктом, находящимся в границе городского округа Лыткарино, является город Лыткарино Московской области.
Данные обстоятельства ФБУ "Кадастровая палата" не опровергнуты.
Учитывая изложенное, суд полагает, что на момент обращения заявителей в Лыткаринский отдел ФБУ "Кадастровая палата" в июле 2011 г., сведения о категории земель, подлежащие внесению в государственный кадастр недвижимости, имелись в распоряжении ФБУ "Кадастровая палата" по Московской области, в связи с чем отказы во внесении сведений об уникальных характеристиках земельного участка (категории земель) в государственный кадастр недвижимости являются неправомерными.
Доводы Лыткаринского отдела ФБУ "Кадастровая палата" по Московской области о получении данных (перечней) от органа местного самоуправления в порядке информационного взаимодействия, не содержащих сведения о категории земель, а также о необходимости издания отдельного акта органа местного самоуправления относительно категории земли по участкам, находящимся в собственности заявителей, суд находит несостоятельными, поскольку сведения о категории земель городского округа Лыткарино, в том числе содержатся в утвержденном Генеральном плане развития городского округа Лыткарино на период до 2020 года, выписка из которого была направлена в адрес Лыткаринского отдела ФБУ "Кадастровая палата".
К доводам ФБУ "Кадастровая палата" по Московской области о получении лишь 28.10.2011 г. от органа местного самоуправления перечня, согласно которому могут быть внесены в государственный кадастр недвижимости сведения о категории земель по спорным земельным участкам, суд относится критически, поскольку предоставление сведений в процессе информационного взаимодействия осуществляется в установленном порядке, в виде соответствующих правовых актов органа местного самоуправления, выписок из генерального плана, к которым, письма и обращения за подписью заместителя главы администрации г.Лыткарино, являющиеся формальной перепиской, не относятся.
Исходя из установленных выше обстоятельств, суд приходит к выводу об обоснованности жалобы заявителей, при этом действия ФБУ "Кадастровая палата" в лице Лыткаринского отдела, выразившиеся в невнесении сведений о категории земель по спорным земельным участкам при наличии соответствующих данных, являются неправомерными, нарушающими права заявителей и препятствующими оформлению их права собственности на земельные участки.
Поскольку, сведения о категории земель по спорным земельным участкам внесены ФБУ "Кадастровая палата" по Московской области в государственный кадастр недвижимости до рассмотрения дела по существу, признать нарушения прав заявителей устраненными.
В соответствии со ст. 100 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Как видно из материалов дела, для оказания юридической помощи в связи с обращением в суд за защитой нарушенного права, ПКО "Взлет", членами которого являются заявители, 25.07.2011 г. заключено трудовое соглашение с представителем Алфимовым В.А. В счет исполнения трудового соглашения представлен расходный кассовый ордер ПКО "Взлет" о выдаче денежной суммы в размере 15 000 руб.
Указанный документ суд оценивает как неотносимое к данному делу доказательство, поскольку не подтверждает несение каких-либо расходов на оплату услуг представителя непосредственно заявителями, в связи с чем требования заявителей о возмещении данных расходов суд находит не подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Заявление "данные изъяты" об обжаловании действий ФБУ "Кадастровая палата по Московской области" в лице Лыткаринского отдела об отказе во внесении сведений в кадастровый паспорт земельного участка признать обоснованным.
В связи с внесением ФБУ "Кадастровая палата" в лице Лыткаринского отдела сведений о категории земель в государственный кадастр недвижимости по земельным участкам с кадастровыми номерами "данные изъяты" признать нарушение прав "данные изъяты" устраненными.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Лыткаринский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья О.А.Антонова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.