Решение Можайского городского суда Московской области от 18 июня 2012 г.
(Извлечение)
Можайский городской суд Московской области в составе
председательствующего судьи Проскуряковой О.А.
при секретаре Бузовкиной Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Клаутова О.А. об обжаловании отказа Администрации городского поселения Можайск в выдаче выписки из похозяйственной книги,
УСТАНОВИЛ:
Клаутов О.А. обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказа Администрации г/п Можайск в выдаче выписки из похозяйственной книги о принадлежности ему земельного участка, расположенного по адресу: "адрес". Свои требования заявитель обосновывает тем, что в 1991 г. ему был предоставлен в собственность земельный участок, о чем сделана запись в похозяйственной книги. В 2012 г. он обратился в кадастровую службу за постановкой участка на кадастровый учет как ранее учтенного, для внесения сведений о виде разрешенного использования и категории земли им была представлена выписка из похозяйственной книги за 2002-2006 г., однако в кадастровой службе отказали в принятии выписки, разъяснив, что необходимы выписка за период до 2001 г., однако обратившись в Администрацию г/п Моажйск за выпиской за период до 2001 г. ему было отказано. Ссылаясь на то, что земельный участок был предоставлен в 1991 г., о чем имеется выписка из похозяйственной книги, сведения в похозяйственную книгу от 2002 г. были внесены на основании предыдущих записей, выписки из похозяйственных книги выдает Администрация г/п Моажйск, заявитель просит удовлетворить заявленные требования.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования.
Представитель Администрации г/п Можайск с заявлением не согласилась, при этом пояснила, что выписка из похозяйственной книги выдается на основании той книги, которая ведется в настоящее время, о том, что запись была сделана в 1991 г., сведения указаны, выдать выписку за предыдущее время не представляется возможным.
Представитель филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области (филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по МО) с требованиями не согласилась, при этом пояснила, что постановка земельный участков на кадастровый учет осуществляется на основании выписки из похозяйственной книги выданной до 2001 г., после 2001 г. основанием к постановке на кадастровый учет являются правоустанавливающие документы. Представитель пояснила, что спорный земельный участок может быть поставлен на кадастровый учет на основании постановления о предоставлении земли, но без указания вида использования и категории земли, которые определяются в установленном законом порядке.
Представитель Администрации Можайского муниципального района при решении вопроса полагалась на усмотрение суда, при этом пояснила, что за определением категории спорного земельного участка никто не обращался.
Суд считает, заявленные требования не подлежат удовлетворению.
В судебном заседании из материалов дела и пояснений сторон установлено, что на основании решения Исполкома N23/4 от 03.04.1991 г. за Клаутовым О.А. закреплен земельный участок в размере 0,12 га в д "адрес".
Представитель заявителей пояснил, что в постановлении отсутствуют вид разрешенного использования и категория земли, которые могут быть внесены в ГКН на основании выписки из похозяйственной книги, выданной за период до 2001 г., Администрацией г/п Можайск была выдана выписка за период 2002-2006 гг., которая не принимается кадастровой службой, в связи с чем заявитель не может поставить участок на кадастровый учет.
Статья 16 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее ФЗ "О ГКН") устанавливает, что кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
При этом, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, никто не вправе требовать иначе как на основании решения суда, в том числе в связи с совершением сделки, от собственника поставленного на учет объекта недвижимости или от иного лица осуществления учета изменений данного объекта недвижимости.
В соответствии со ст.22 ФЗ "О ГКН" если иное не следует из настоящего Федерального закона, необходимые для кадастрового учета документы представляются заявителем вместе с заявлением. Необходимыми для кадастрового учета документами являются межевой план, а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке; копия документа, устанавливающего или удостоверяющего право заявителя на соответствующий объект недвижимости (при учете изменений такого объекта недвижимости, учете адреса правообладателя или снятии с учета такого объекта недвижимости и отсутствии сведений о зарегистрированном праве данного заявителя на такой объект недвижимости в государственном кадастре недвижимости); копия документа, устанавливающего или удостоверяющего право собственности заявителя на объект недвижимости либо подтверждающего установленное или устанавливаемое ограничение (обременение) вещных прав на такой объект недвижимости в пользу заявителя (при учете части такого объекта недвижимости, за исключением случая, если заявителем является собственник такого объекта недвижимости и в государственном кадастре недвижимости содержатся сведения о зарегистрированном праве собственности этого заявителя на такой объект недвижимости).
При этом в силу п.8,9 указанной статьи копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом принадлежность земельного участка к определенной категории земель (при кадастровом учете в связи с изменением указанных в пункте 13 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений о земельном участке) и копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом установленное разрешенное использование земельного участка (при кадастровом учете земельного участка в связи с изменением указанных в пункте 14 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений) - запрашиваются органом кадастрового учета в порядке, установленном частью 8 статьи 15 настоящего Федерального закона.
Согласно ч.8 ст.15 ФЗ "О ГКН" орган государственной власти или орган местного самоуправления в срок не более чем пять рабочих дней со дня принятия им в пределах его компетенции решения, в связи с которым требуется внесение изменений в указанные в пункте 7, 13, 14, 15 или 16 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона кадастровые сведения, представляет в орган кадастрового учета копию такого решения. В случае, если в орган кадастрового учета поступило заявление о кадастровом учете в связи с изменением указанных в пункте 7, 13, 14, 15 или 16 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости и при этом соответствующие копии документов не поступили из уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления, орган кадастрового учета самостоятельно запрашивает такие документы, если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе.
В соответствии с п.1 ч.6 ст.30 ГрК РФ виды разрешенного использования земельного участка определяются в градостроительном регламенте, входящем в состав правил землепользования и застройки. Использование земельных участков, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами (ч.7 ст.36 ГрК РФ).
В соответствии с положениями ч.3 ст.4 Федерального закона от 29.12.2004 г. N191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса РФ" (ред. действовавшей на момент принятия оспариваемых постановлений) вплоть до принятия в установленном Градостроительным кодексом РФ порядке правил землепользования и застройки, но не позднее чем до 01 января 2012 года решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, а также случаев, предусмотренных пунктом 5 настоящей части и статьей 4.1 настоящего Федерального закона, с учетом результатов публичных слушаний.
В соответствии с п.3 ст.8 Земельного кодекса РФ перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения осуществляется органами местного самоуправления.
Статьи 254 и 255 ГПК РФ устанавливают, что гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В соответствии с п.28 Постановлением Пленума Верховного Суда РФ N2 от 10.02.2009 г. "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Принимая во внимание, что заявитель не обращался в установленном порядке за установлением вида разрешенного использования и категории земли для спорного земельного участка, отсутствие сведений о виде разрешенного использования и категории земли не препятствуют постановке земельного участка на кадастровый учет, суд полагает права заявителя не были нарушены, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований надлежит отказать.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
отказать в удовлетворении заявления Клаутова О.А. об обжаловании отказа Администрации городского поселения Можайск в выдаче выписки из похозяйственной книги.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: подпись
КОПИЯ ВЕРНА.
Судья О.А.Проскурякова
Подлинник решения подшит в гражданском деле N 2-705/12 г. Дело хранится в Можайском городском суде Московской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.