Решение Мытищинского городского суда Московской области от 13 марта 2012 г. по делу N 2-1153/12
(Извлечение)
Мытищинский городской суд Московской области в составе:
судьи Конатыгиной Ю.А.,
при секретаре Просвиркиной Ж.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1153/12 по иску Никитина А. А.овича к Администрации Мытищинского муниципального района, Администрации городского поселения Мытищи о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Никитин А.А. обратился в суд с иском к Администрации Мытищинского муниципального района о предоставлении жилого помещения.
В обоснование исковых требований с учетом уточнения указал, что имеет статус ребенка, оставшегося без попечения родителей. На основании решения Мытищинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, его мать Никитина И. А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения была лишена родительских прав, он был направлен в Мытищинский детский дом-школа музыкального воспитания. За ним было закреплено жилое помещение по адресу: "адрес". В 2003 году он окончил 9 классов в Мытищинском детском доме - школы музыкального воспитания и был направлен музыкантским воспитанником в оркестр войсковой части N. С 2005 по 2007 год проходил срочную службу в Вооруженных силах Российской Федерации. Во время нахождения в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в период с 1995 по 2003 год сохранность закрепленной за ним жилой площади обеспечена не была. В закрепленном за ним жилье, без согласия законного представителя Мытищинского Детского дома-школы музыкального воспитания, мать лишённая родительских прав Никитина И.А., зарегистрировала двоих мужей и их родственников, чем ухудшила жилищные условия, снизив санитарную норму с 12,7 кв. м до 3,5 кв. метров на одного человека. Данный дом представляет собой деревянный барак, находящийся в ветхом состоянии, и запланирован под снос. Квартира состоит из двух комнат жилой площадью 19,6 кв.м., общей 25,5 кв.м., на которой зарегистрированы 7 человек, неблагоустроенна, находится в полуразрушенном состоянии. Никитина И.А. жильем пользуется, но не содержит его в надлежащем состоянии, и проживание по месту регистрации в закрепленном жилье после выхода из детского учреждении невозможно. На основании Акта обследования материально-бытовых условий семьи от ДД.ММ.ГГГГ было дано заключение, что материально-бытовые условия не позволяют находиться (проживать) на закреплённой жилой площади находящейся по адресу: "адрес". После окончания детского учреждения и после увольнения из Вооруженных сил РФ, он жильем обеспечен не был, так как не был своевременно признан нуждающимся. Он был признан малоимущим ДД.ММ.ГГГГ Постановлением Главы Мытищинского Муниципального района N, а затем нуждающимся в предоставлении жилого помещения на основании Постановления Главы городского поселения Мытищи N от ДД.ММ.ГГГГ. Однако его права по обеспечению жильем за счет средств бюджета Московской области были утрачены, так как в июле 2009 года в Закон Московской области N 248 были внесены изменения. Категория детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, имеющих закрепленное жилое помещение, была исключена из закона. Теперь они не могут быть обеспечены жилой площадью за счет средств бюджета Московской области, а обеспечиваются местной администрацией. Истец был поставлен на учет под номером N. Он до сих пор состоит под N N, несмотря на то, что в начале 2009 года он был включен в предварительные списки на обеспечение жильем за счет субвенции из бюджета Московской области, но в предоставлении жилья за счет средств бюджета Московской области было отказано. Однако закон обратной силы не имеет. В данном законе предусмотрено, что дети, за которыми жилье закреплено и которые были признаны нуждающимися в предоставлении жилья до ДД.ММ.ГГГГ, продолжают обеспечиваться жильем из бюджета Московской области. Его признали нуждающимся в улучшении жилищных условий как малоимущего, и поставили на учет, по закону Московской области от ДД.ММ.ГГГГ N. Считает, что право быть обеспеченным жилой площадью, как оставшегося ребенка без попечения родителей, нуждающегося в обеспечении жильем, возникло гораздо раньше, на основании Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и на основании Закона Московской области N "О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей" (статьи 8), действовавшего до июля 2009 года. Право возникло с момента фактически возникшей нуждаемости в жилье, но не было реализовано законными представителям Мытищинским детским-домом музыкального воспитания. Считает, что должен был быть обеспечен жильем после окончания детского учреждения в 2003 году, или после увольнения из рядов Вооруженных сил РФ, но он продолжает до сих пор стоять в очереди и проживать фактически негде. Из-за несвоевременного признания нуждающимся в предоставлении жилого помещения право истца быть обеспеченным жилым помещением за счет средств бюджета Московской области, было утрачено, что требует в настоящее время восстановления в судебном порядке. Так же считает, что в полном объеме его жилищные права не были защищены, санитарная норма на одного человека по данной квартире была снижена, своевременно нуждающимся в предоставлении жилья по окончании Мытищинского детского-дома музыкального воспитания он признан не был. На протяжении 7 лет не имеет жилья, пригодного для проживания. Его жилищные права, как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, нарушены. Над ним был оформлен постинтернатный патронат, и он проживал у сестры, являвшейся патронатным воспитателем. Сейчас патронат прекращен и жить ему негде. Просил признать себя лицом, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающимся в обеспечении жильем с 2003 года, с момента выпуска из детского учреждения, до внесения изменений в закон Московской области ДД.ММ.ГГГГ и N "О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей"; признать его не реализовавшим права на обеспечение жильем вне очереди по договору социального найма; обязать Администрацию Мытищинского муниципального района Московской области включить его в списки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, на получение однократно вне очереди жилого помещения за счет средств бюджета Московской области на 2012 год, в соответствии с Законом Московской области N; обязать Администрацию Мытищинского муниципального района Московской области предоставить ему однокомнатную квартиру по договору социального найма за счет средств бюджета Московской области в 2012 году (л.д.3-8, 62-63).
Истец Никитин А.А. в судебном заседании поддержал уточненные исковые требования, просил их удовлетворить по основаниям изложенным в иске.
Представитель ответчика Администрации Мытищинского муниципального района в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дела в свое отсутствие с учетом представленного отзыва (л.д. 59).
Представитель ответчика Администрации городского поселения Мытищи по доверенности Галахова Е.В. в судебном заседании возражала удовлетворению исковых требований, указав, что за Никитиным А.А. закреплено жилое помещение, и он стоит в очереди на получение жилого помещения.
Представитель третьего лица Уполномоченного по правам человека в Московской области по доверенности Тугарева Т.А. поддержала доводы изложенные в письменном отзыве (л.д.64-67, 103-108), просила исковые требования удовлетворить.
Представитель третьего лица Управления опеки и попечительства по Московской области Министерства образования Московской области по доверенности Калагина Н.В. в судебном заседании разрешение спора оставила на усмотрение суда, представив письменное заключение (л.д.75-76).
Представитель третьего лица Мытищинского детского дома-школы музыкального воспитания для детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей Чиркова Н.А. в судебном заседании не возражала против удовлетворения исковых требований.
Третье лицо Силионова Н.А. не возражала удовлетворению исковых требований.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Решением Мытищинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ Никитина И.А. была лишена родительских прав в отношении сына Никитина А.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.72). Отец Никитина А.А. умер ДД.ММ.ГГГГ (л.д.73, 100).
Постановлением Главы Администрации Мытищинского района от ДД.ММ.ГГГГ N Никитин А.А. был направлен в детский дом с сохранением за ним права на жилую площадь по адресу: "адрес" (л.д.71).
На основании данного Постановления и решения суда Никитин А.А. ДД.ММ.ГГГГ был направлен в Мытищинский детский дом-школу музыкального воспитания (л.д.13).
Согласно справки Мытищинского детского дома-школы музыкального воспитания от ДД.ММ.ГГГГ, Никитин А.А. являлся воспитанником муниципального образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей) Мытищинского детского дома-школы музыкального воспитания, находился на полном гособеспечении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, является выпускником 2003 года, имеет статус ребенка, оставшегося без попечения родителей (л.д.15).
В 2003 году истец окончил 9 классов в Мытищинском детском доме - школы музыкального воспитания и был направлен музыкантским воспитанником в оркестр войсковой части N. С 2005 по 2007 год проходил срочную службу в Вооруженных силах Российской Федерации (л.д.70).
Попечителем Никитина А.А. была назначена его сестра Селионова Н.А. и определено место его жительства по месту регистрации попечителя: "адрес" (Постановление Главы Мытищинского района от ДД.ММ.ГГГГ N, л.д.68-69).
Распоряжением Управления опеки и попечительства по Мытищинскому муниципальному району Министерства образования Московской области от ДД.ММ.ГГГГ N-Р-16-017 за Никитиным А.А. установлен постинтернатный патронат и определено место жительства по месту его фактического проживания по адресу: "адрес" (л.д.42).
Вместе с тем в закрепленном за Никитиным А.А. муниципальном жилом помещении по адресу: "адрес" (по лицевому счету помещение площадью 19,6 кв.м.) зарегистрированы на постоянное место жительство Никитина И.А., Никитин А.А., Лунина А.С., Лунина Л.В., Мадреймов А.А., Мадреймов А.К. (л.д.98-99). Указанные граждане, за исключением истца и Никитиной И.А., зарегистрированы в жилом помещении после 1998 года и не являются родственниками Никитина А.А. (муж и бывший муж Никитиной И.А. и их родственники), и были зарегистрированы без согласия законного представителя несовершеннолетнего.
Данное жилое помещение представляет собой двухкомнатную коммунальную квартиру общей площадью 35,5 кв.м., жилой - 19,6 кв.м., дом под снос, полы прогнили, стены сырые. В комнатах большой беспорядок, кухни фактически нет, на полу помои, объедки, дверей нет, проемы загорожены грязными тряпками, в одной комнате имеется продавленный диван, кушетка, сервант. Помещение находится в антисанитарном состоянии и проживание в нем невозможно, что следует из Акта обследования материально-бытовых условий семьи от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.92). Аналогичный акт был составлен ДД.ММ.ГГГГ (л.д.102).
Из ответа Администрации городского поселения Мытищи следует, что дом N по "адрес" включен в муниципальную адресную программу "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в городском поселении Мытищи на 2008-2018гг.". Указанный дом не признан аварийным и в ближайшее время к сносу не планируется (л.д.89).
Согласно ч.2 ст.8 Закона Московской области от ДД.ММ.ГГГГ N-ОЗ "О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей" (принят постановлением Мособлдумы от ДД.ММ.ГГГГ N-П) дети-сироты и
дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, в том числе дети, находящиеся под опекой (попечительством), в приемных семьях, в детских домах семейного типа, в воинских частях, расположенных на территории Московской области, в качестве воспитанников,
не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства) либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы,
однократно вне очереди обеспечиваются жилым помещением в виде квартиры по месту жительства за счет средств бюджета Московской области (часть 2 в ред. Закона МО от ДД.ММ.ГГГГ N-ОЗ).
В силу ч.3 ст.8 данного Закона жилое помещение предоставляется в установленном Правительством Московской области порядке по договору социального найма общей площадью не менее 27 квадратных метров (часть 3 введена Законом МО от ДД.ММ.ГГГГ N 81/2009-ОЗ).
Вместе с тем, до внесения изменений в Закон дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, в том числе дети, находящиеся под опекой (попечительством), в приемных семьях, в детских домах семейного типа, в воинских частях, расположенных на территории Московской области, в качестве воспитанников,
не имеющие закрепленного жилого помещения или признанные в установленном порядке нуждающимися в предоставлении жилья, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы,
однократно обеспечиваются жильем органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди за счет средств бюджета Московской области, исходя из расчета не менее 33 кв. м общей площади.
Таким образом, в нарушение действующего законодательства (ст.ст.51, 52, 57 ЖК РФ, ст.8 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"), органами местного самоуправления, органами опеки и попечительства, детским учреждением, где находился несовершеннолетний, то есть законными представителями Никитина А.А. не были приняты в полном объеме меры по защите его жилищных прав. Закрепленное за несовершеннолетним жилое помещение во время нахождения его в детском учреждении не было сохранено, своевременно нуждающимся в жилом помещении после выпуска из детского учреждения Никитин А.А. не был признан, и поэтому не был обеспечен жильем за счет средств бюджета Московской области.
После обращения Уполномоченного по правам человека в Московской области в феврале 2009 года в органы прокуратуры, органы опеки и попечительства, органы местного самоуправления, право Никитина А.А., быть признанным нуждающимся в установленном законом порядке, было восстановлено, но только в 2010 году, хотя такое право у него возникло с 2003 года. Постановлением Главы городского поселения Мытищи от ДД.ММ.ГГГГ N Никитин А.А. был принят на учет граждан в качестве нуждающегося в жилых помещениях с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.46).
Таким образом, Никитин А.А. признан в установленном законом порядке нуждающимся в обеспечении жилым помещении, но в нарушение действующего законодательства его внеочередное право не реализовано Администрацией городского поселения Мытищи из-за отсутствия достаточного муниципального жилого фонда.
С 2010 года Никитин А.А. продолжает состоять на учете нуждающихся под N и жильем не обеспечен.
Признание Никитина А.А. нуждающимся в обеспечении жильем с 2003 года (момента выпуска из детского учреждения) до внесения изменений в Закон Московской области от ДД.ММ.ГГГГ N-ОЗ "О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей", позволит обеспечить его жильем за счет бюджета Московской области вне очереди.
Согласно п.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
На основании пунктов 2.2 и 2.3 Определения Конституционного Суда РФ от 07.06.2011 года N 746-О-О "По жалобе гражданина Юнусова Л. Л.ча на нарушение его конституционных прав пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации" закрепленное пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации правовое регулирование не может рассматриваться как ограничивающее права детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, поскольку в системной связи с положениями статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" оно направлено на установление дополнительных гарантий для указанной категории граждан и предусматривает для них, в частности, право на обеспечение органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм (абзац второй пункта 1 статьи 8). Поскольку положения пункта 1 статьи 8 названного Федерального закона регулируют, по сути, те же отношения, что и пункт 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, в силу принципа "Lex posterior derogat legi priori" ("Последующий закон отменяет предыдущий") в случае сомнения относительно соответствия указанных положений нормам Жилищного кодекса Российской Федерации суды и другие правоприменительные органы должны исходить из того, что приоритет имеют нормы Жилищного кодекса Российской Федерации как федерального закона, принятого позднее. Что касается законодательства субъектов Российской Федерации в данной сфере, то, поскольку Жилищный кодекс Российской Федерации, признав рассматриваемую категорию особой категорией граждан, нуждающихся в жилых помещениях, которые предоставляются им по договору социального найма во внеочередном порядке, установил общие на всей территории Российской Федерации правила обеспечения их жилыми помещениями, права этих граждан в силу статей 55 (часть 3), 72 (часть 2), 76 (часть 2 и 5) Конституции Российской Федерации и конкретизирующих их статей 12 и 13 Жилищного кодекса Российской Федерации и положений части 2 статьи 11 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" не могут быть ограничены законодательством субъектов Российской Федерации, - в субъектах Российской Федерации могут устанавливаться лишь дополнительные гарантии права на жилое помещение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа. Таким образом, пункт 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации в системном единстве с частью 1 данной статьи, а также частью 2 статьи 49, статьей 51, пунктами 1 и 3 части 2 статьи 57 данного Кодекса не может рассматриваться как нарушающий или ограничивающий конституционные права заявителя, перечисленные в жалобе, поскольку предусматривает внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма указанным в оспариваемом пункте гражданам, признанным в установленном порядке малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях, в том числе при наличии закрепленного за ними жилого помещения общей площадью менее учетной нормы, приходящейся на одного члена семьи.
Удовлетворяя исковые требования, суд руководствуется кроме данного Определения Конституционного суда РФ, предусматривающего внеочередное право по обеспечению жильем данной категории детей, Конвенцией о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН ДД.ММ.ГГГГ, вступила в силу для России ДД.ММ.ГГГГ), где первоочередное внимание судов должно уделяться наилучшему обеспечению интересов ребенка.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Никитина А. А.овича удовлетворить.
Признать Никитина А. А.овича лицом, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающимся в обеспечении жильем с 2003 года (момента выпуска из детского учреждения) до внесения изменений в Закон Московской области от 10 июля 2009 года N 248/2007-ОЗ "О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей".
Признать Никитина А. А.овича не реализовавшим своего права на обеспечение жильем вне очереди по договору социального найма.
Обязать Администрацию Мытищинского муниципального района Московской области включить Никитина А. А.овича в списки детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, на получение однократно вне очереди жилого помещения за счет средств бюджета Московской области на 2012 год, в соответствии с Законом Московской области N
Обязать Администрацию Мытищинского муниципального района Московской области вне очереди предоставить Никитину А. А.овичу однокомнатную квартиру по месту жительства по договору социального найма за счет средств бюджета Московской области в 2012 году.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Мытищинский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья
Решение принято в окончательной форме 23 марта 2012 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.