Мытищинский городской суд Московской области в составе судьи Борисик А.Л.,
при секретаре Храмцовой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-439/2012 по иску Бутовой Л. В. к Главному Управлению ПФР N6 по г. Москве и Московской области о признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости и зачете в специальный трудовой стаж периодов работы,
УСТАНОВИЛ:
Бутова Л.В. обратилась в суд с иском к Главному Управлению ПФР N 6 по г. Москве и Московской области, просила признать отказ в назначении досрочной трудовой пенсии незаконным, зачесть в специальный трудовой стаж исключенные периоды работы в должности фельдшера Станции скорой и неотложной медицинской помощи им. А.С. Пучкова и назначить досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения в ПФ - с ДД.ММ.ГГГГ. С данным решением истица не согласна, так как считает, что осуществляла трудовую деятельность, дающую ей право на получение досрочной пенсии в спорный период - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( л.д. 5-9).
Истица Бутова Л.В. в судебное заседание не явилась, ее представитель по доверенности Никифоров В.Д. поддержал заявленные требования, просил зачесть в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, исключенные решением комиссии по пенсионным вопросам ГУ- Главного Управления ПФР N 6 по г. Москве и Московской области от ДД.ММ.ГГГГ периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку характер работы истицы в данный период непосредственно связан с лечебной деятельностью, с охраной здоровья граждан и назначить досрочную трудовую пенсию с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. ).
Представитель ответчика- ГУ - Главного управления ПФР N 6 по г. Москве и Московской области по доверенности Третьяк Т.Б. в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что в соответствии с п.п. 20 п.1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ истице было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии из-за отсутствия требуемого льготного стажа - 30 лет. Не принят к зачету в специальный трудовой стаж период работы истицы в должности фельдшера по приему и передаче вызовов, в связи с тем, что данная должность не поименована Списками должностей, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, поскольку право на досрочное пенсионное обеспечение неразрывно связано с непосредственным осуществлением медицинской помощи населению (л.д.64-66, ).
Представитель третьего лица- ГБУ г. Москвы "Станция скорой и неотложной медицинской помощи им. А.С. Пучкова" в судебное заседание не явился, дело просил рассмотреть в свое отсутствие ( л.д. 95).
Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению частично на основании следующего.
Как следует из материалов дела, решением комиссии по пенсионным вопросам ГУ - Главного управления ПФР N 6 по г. Москве и Московской области от ДД.ММ.ГГГГ Бутовой Л.В. было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии, в соответствии с п.п. 20 п.1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ, из-за отсутствия требуемого льготного стажа - 30 лет (л.д. 11 - 12).
В соответствии со ст. 39 Конституции РФ, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и иных случаев, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом?
По смыслу п.п. 20 п.1 ст. 27 ФЗ от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 указанного ФЗ, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 указанной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством РФ.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Бутова Л. В. обратилась в ГУ - Главного Управления ПФР N 6 по г. Москве и Московской области с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости.
При рассмотрении ее заявления к зачету в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию, не были приняты, период работы в должности фельдшера по приему и передаче вызовов с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что исключает возможность назначения досрочной трудовой пенсии (л.д.11-12).
С данным решением истица не согласна, так как считает, что осуществляла трудовую деятельность, дающую ей право на назначение досрочной пенсии.
Как указывалось выше, не включен в специальный трудовой стаж истицы период ее работы в должности фельдшера по приему и передаче вызовов в ССиНМП им. А.С. Пучкова.
Мотивируя свои возражения, представитель ответчика ссылается на то, что данный период работы истицы не может быть засчитан в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию в связи с осуществлением лечебной и иной работы по охране здоровья населения, поскольку для назначения досрочной трудовой пенсии необходимо, чтобы трудовая деятельность протекала только в предусмотренных законодательством должностях и структурных подразделениях, так как право на досрочное пенсионное обеспечение неразрывно связано с непосредственным осуществлением лечебного процесса по оказанию медицинской помощи населению.
Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781 утверждены Списки должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с п.п. 11 п. 1 статьи 28 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ".
Согласно п.6 Правил исчисления периодов работы, в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, работа в должностях, указанных в Списке в клиниках и больницах высших медицинских образовательных учреждений.
При решении вопросов, связанных с назначением льготной пенсии среднему и младшему медицинскому персоналу по Списку N 2 раздела XXIV необходимо руководствоваться Письмом Минздрава РФ от 23 августа 1993 года N 05-16/30-16 "О порядке применения раздела XXIV Списка N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение".
Как следует из данного Письма, право на назначение льготной пенсии по Списку N 2 предусмотрено для среднего и младшего медицинского персонала, осуществляющего непосредственное обслуживание больных, при этом под "непосредственным обслуживанием больных" понимается работа в условиях контакта медицинского работника и пациента.
Выполнение ряда диагностических и лечебных процедур, мероприятий по уходу за больными, создание соответствующего лечебно-охранительного режима требуют непосредственного контакта персонала и пациентов.
При разрешении требований истицы о включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, периода ее работы в должности фельдшера по приему и передаче вызовов суд учитывает правовую позицию Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ, выраженную в Определении N 32- В10-20 от 27 декабря 2010 года (л.д. 67-70).
Кроме того, в Списках, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781, не поименована такая должность, как " фельдшер по приему и передаче вызовов", в то время как по смыслу положений п. 2 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", для назначения досрочной трудовой пенсии необходимо, чтобы работа протекала только в предусмотренных законодательством должностях и в перечисленных структурных подразделениях государственных и муниципальных учреждениях (организациях) и в соответствии со Списками, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии представленными истицей Бутовой Л.В. при рассмотрении настоящего дела должностными инструкциями медицинской сестры (фельдшера) скорой медицинской помощи группы по приему и передаче вызовов (л.д. 26-32,38), истица осуществляла прием и сортировку вызовов по категориям срочности, своевременную передачу вызовов персоналу выездных бригад. Кроме того, осуществляла оперативное руководство всеми выездными бригами, в соответствии с территориально-зональным принципом обслуживания, контролировала оперативность работы выездных бригад. В случае необходимости при отсутствии бригад ОСМП, вместе со старшим врачом, истица оказывала медицинскую помощь гражданам.
При разрешения возникшего спора судом также изучались штатные расписания (л.д.43-49,54), справки (л.д. 37,76-77,15), акты (л.д.78-80), журнал регистрации амбулаторных больных (л.д.96-100), журнал учета проведения предрейсовых медицинских осмотров (л.д.113-121), аттестационная карта N (л.д.101-102) однако, доказательств того, что деятельность истицы в спорный период была связана с непосредственным обслуживанием больных в представленных суду документах не имеется.
Приходя к выводу о необоснованности заявленных требований, суд также исходит из правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда РФ от 19 марта 2009 года N310-0-0, согласно которой, после принятия Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1066 работникам указанной профессии (фельдшер по приему вызовов станции скорой и неотложной медицинской помощи) стало известно, что
их работа после 1 ноября 1999 года не будет включаться в стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.
Таким образом, обеспечивалась необходимая стабильность в правовом регулировании, гражданам предоставлялась возможность адаптироваться к изменившимся условиям их пенсионного обеспечения.
Основанное на анализе объективных данных изменение оценки профессиональной деятельности фельдшеров по приему вызовов станции скорой и неотложной медицинской помощи применительно к льготному пенсионному обеспечению, как и сохранение за ними права на включение в специальный стаж времени работы в этих должностях за период, когда законодательством предусматривался их зачет в специальный стаж, не нарушает конституционные требования и согласуется с правовой позицией Конституционного Суда РФ, в соответствии с которой внесение изменений в действующее правовое регулирование, оказывающее неблагоприятное воздействие на правовое положение граждан, должно сопровождаться соблюдением принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также в случае необходимости -предоставление гражданам возможности в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям (Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П).
Таким образом, период работы истицы в должности фельдшера по приему и передаче вызовов
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит включению в специальный стаж, а период
со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в такой стаж включен быть не может по изложенным выше основаниям.
Учитывая, что к зачету в специальный стаж Бутовой Л.В. пенсионным органом принято 15 лет 04 месяца 04 дня ( л.д. 12)и согласно настоящему решению к зачету в данный стаж подлежит принятию 3 года 2 месяца 5 дней, законных оснований для обязания ответчика назначить истице досрочную трудовую пенсию по старости у суда не имеется, поскольку соответствующий стаж должен составлять 30 лет.
В рассматриваемом случае вопрос о назначении льготной пенсии может быть разрешен положительно только с момента возникновения такого права.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Бутовой Л. В. - удовлетворить частично.
Зачесть Бутовой Л. В. в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период ее работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в должности фельдшера группы по приему и передаче вызовов ГБУ г. Москвы "Станция скорой и неотложной медицинской помощи им. А.С. Пучкова".
В удовлетворении остальной части требований Бутовой Л. В. - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Мытищинский городской суд в течение месяца.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.